Разделы презентаций


Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Содержание

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Презентацию

подготовила

учитель русского языка и литературы
Купина Алла Анатольевна
МОУ гимназия г. Фрязино

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

РКМЧП

Презентацию подготовила

Слайд 2Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП)

возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия.
В России

технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления».
В основу ее положены идеи и положения теории об этапах умственного развития ребенка; о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; об основах формирования и развития критического мышления.
Заслугой разработчиков технологии РКМЧП является то, что они довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.
Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Об истории ТРКМЧП

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ

Слайд 3






Традиционный урок

информирующая (рассказать);
контролирующая (заставить выучить);
оценивающая (оценить усердие).

направляет усилия учеников в

определённое русло
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных

решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Роль учителя

Урок, построенный в ТРКМЧП

Традиционный урокинформирующая (рассказать);контролирующая (заставить выучить);оценивающая (оценить усердие).направляет усилия учеников в определённое руслосталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие

Слайд 4
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Алгоритм технологии ТРКМЧП

ВызовОсмыслениеРефлексияАлгоритм  технологии  ТРКМЧП

Слайд 5Пробуждается интерес к теме, создаётся установка на актуальное и творчески-поисковое

изучение темы
Побуждает к вопросам и фиксирует их
Актуализирует имеющиеся знания
Структурирует

процесс дальнейшего изучения темы

1 стадия-ВЫЗОВ

Пробуждается интерес к теме, создаётся установка на актуальное и творчески-поисковое изучение темыПобуждает к вопросам и фиксирует ихАктуализирует

Слайд 6Получение новой информации активными способами, структурирование информации
Соотнесение новой информации

с собственными знаниями
Установление новых смысловых и логических связей

2 стадия-ОСМЫСЛЕНИЕ

Получение новой информации активными способами,   структурирование информацииСоотнесение новой информации  с собственными знаниямиУстановление новых смысловых

Слайд 7Целостное осмысление и обобщение полученной информации
Выработка собственного отношения к изучаемому

материалу
Переживание и творческая переработка полученного результата

3 стадия-РЕФЛЕКСИЯ

Целостное осмысление и обобщение полученной информацииВыработка собственного отношения к изучаемому материалуПереживание и творческая переработка полученного результата 3

Слайд 8Первая стадия – вызов активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к

теме (определяются цели изучения материала)
Приемы: «Мозговой штурм», «Корзина идей», др.

Вторая

стадия- осмысление нового материала
Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление схем и таблиц: ЗУХ, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал, кластер, инсерт и др.

Третья стадия – размышление (рефлексия)
Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).
Первая стадия – вызов активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала)Приемы: «Мозговой штурм»,

Слайд 9Мозговой штурм

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;


2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Например:


“мысли по аналогии” , т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии” : “На что похоже?” “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.

Парад приемов

Мозговой штурмЦель использования:1) выяснение того, что знают дети по теме; 2) набрасывание идей, предположений по теме;3) активизация

Слайд 10 На доске можно нарисовать значок корзины,

в которой условно будет собрано все то, что все ученики

вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме.
2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев, даже если они ошибочны). В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения будут связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Корзина идей

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то,

Слайд 11Например:
Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту,

что вы знаете о правописании парных
согласных по глухости-звонкости на конце

слова?
(б- п, д- т, з- с, ж- ш, в- ф, г- к; проверяются способом «один - много»)
Обмен информацией в группах.
Сбрасывание информации в корзину, запись на доске.
- Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
- Какое слово может быть лишним? Почему?
Мороз
Снег
Снежки
Холод
-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
Например: Учитель ставит перед детьми проблему:- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парныхсогласных по

Слайд 12Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной

позиции по изучаемой теме.
Дети с помощью этой таблицы собирают

воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

Таблица «Знаю – Узнал – Хочу узнать» (ЗУХ)

Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью

Слайд 13Таблицы: «бортовой» журнал

«двухчастный дневник»

Таблицы:  «бортовой» журнал«двухчастный дневник»

Слайд 14Таблицы вопросов

Таблицы вопросов

Слайд 15Кластер (гроздь винограда)
Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и

графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):





Кластер (гроздь винограда) Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди

Слайд 16Например: составленный детьми кластер по теме «Разряды местоимений»

Например: составленный детьми кластер по теме «Разряды местоимений»

Слайд 17 Чтение текста с пометками:
+

я это знал,
- я этого

не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.
Составление таблицы (выписываются основные положения из текста):

Инсерт

Чтение текста с пометками:  +   я это знал,  -

Слайд 18Правила написания синквейна:

Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о

котором идет речь.

Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и

свойства выбранного предмета.

Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов.

СИНКВЕЙН

Правила написания синквейна:Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.Два слова. Прилагательные или причастия,

Слайд 19Примеры синквейна

Солнце.
Большое, яркое.
Светит, греет, радует.
Солнце

очень горячее тело.
Шар.


Солнце.
Раскаленное, газообразное.
Излучает, нагревает, обжигает.
Солнечное излучение несет

энергию.
Звезда.

Примеры  синквейна    Солнце.Большое, яркое.Светит, греет, радует.Солнце очень горячее тело.Шар.Солнце.Раскаленное, газообразное.Излучает, нагревает, обжигает.Солнечное излучение

Слайд 20Спасибо за внимание!
Желаю всем творческих
успехов!

Спасибо за внимание!Желаю всем творческих успехов!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика