Слайд 1Теоретические основы личностно-ориентированного обучения
Слайд 2
В школах, которые я знаю, мало смеются дети. Если бы
собрать все слёзы, пролитые из-за ошибок, получился бы такой водопад,
что впору строить гидроэлектростанцию. Только эта энергия была бы слишком дорогой.
Джанни Родари
Слайд 3
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение
комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природных
потенциалов
Слайд 4«Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования»
(пр. № 1089
от 05.03.2004)
Слайд 5
Реализация качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели
школы
Слайд 6
Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование
желания и умения учиться
Воспитание нравственных и эстетических чувств, позитивного отношения
к себе и окружающему миру
Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка
Слайд 7
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу
с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями
в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
Слайд 8Личностно-ориентированное обучение -
способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается
право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его
психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам)
Слайд 9Цель такого обучения -
создание условий для обеспечения собственной учебной
деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников
Слайд 10Сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;
Предоставление возможностей каждому ребёнку работать
в присущем ему темпе ;
Обязательную успешность деятельности; обучение в
зоне «ближайшего развития»;
Предоставление права выбора деятельности, партнёра, средств обучения;
Создание условий для реализации творческих возможностей ребёнка;
Демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся.
Слайд 11Пути реализации личностно-ориентированного обучения
Усиление роли продуктивной творческой деятельности
Организация уровневой дифференциации
3. Изменение функций контроля и оценки учебной
деятельности
4. Отказ от инструктивного стиля руководства со стороны учителя
Слайд 12Признание приоритета личности перед коллективом
Создание в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений,
через которые каждый ребёнок должен осознать себя полноправной личностью и
научиться видеть и уважать личность в других
Слайд 13Отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» - просто
все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;
минимум отметок - максимум оценок
Признание, что учитель - такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с «направляющими» функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих
Переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и мне интересно, что ты думаешь о …»
Слайд 14Понимание учителем того, что ученики могут знать что-то лучше учителя;
не знать что-либо не стыдно-стыдно не пытаться думать
Понимание учителем того,
что чем меньше на уроке он говорит и делает сам и чем больше даёт высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс
Понимание того, что каждый ученик имеет право на свою образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занять в будущем своё достойное место в жизни общества
Слайд 16Принципы построения
образовательного процесса
Принцип
доверия и поддержки
Принцип
творчества и успеха
Принцип
выбора
Принцип
субъектности
Принцип
индивидуальности
Принцип
самоактуализации
Слайд 17проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся
применение
педагогических приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка
использование разнообразных
форм общения, особенно диалога и полилога
создание для учащихся ситуации успеха
Слайд 18проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях
стимулирование учеников к осуществлению
коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их
выполнения
избрание приёмов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке
использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «по моему мнению…», «я думаю, что…» и т.д.
Слайд 19Особенности личностно-ориентированного урока
Цель - создание условий для проявления познавательной активности
учеников
Слайд 20использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать
субъектный опыт учащихся
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
стимулирование
учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
Слайд 21
оценка деятельности не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и
по процессу его достижения
поощрения стремления ученика находить свой способ работы
(решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Слайд 23Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного
личностного опыта
1. Обучает всех детей установлен-ной сумме знаний, умений
и навыков
Слайд 24Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания
и формы работы, поощряет ребят к самостоятельно-
му поиску путей решения
этих заданий
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
Слайд 25Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать
с ними подбор и организацию учебного материала
3. Старается заинтересовать
детей в том учебном материале, который предлагает сам
Слайд 26Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
4. Ведёт индивидуальную работу с каждым ребёнком
4.
Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
Слайд 27Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
5.Планирует
и направляет детскую деятельность
Слайд 28Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы
и исправлять допущенные ошибки
6.Оценивает результаты работы детей, подмечая и
исправляя допущенные ошибки
Слайд 29Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и
контролировать их соблюдение
7. Определяет правила поведения в классе и
следит за их соблюдением
Слайд 31Личностно-ориентированный урок-это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а
постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной
жизнедеятельности.
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание.
Готовясь к уроку, учитель должен подумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся.
Слайд 32Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел
возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
Необходимо стимулировать учащихся к
самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.
Важно обеспечить контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения. Меняется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания.
Слайд 33Строить структуру урока, основываясь на социальном и прошлом учебном опыте
учащихся.
Грамотно выстраивать цепочку мотивации учебного труда младших школьников.
Дать возможность на
личностном уровне погрузиться в мир новых знаний и проявить себя каждому учащемуся.
Личностный подход предполагает изменение структуры урока , а также форм его организации. Урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Учитель постепенно начинает отходить от фронтальной работы со всем классом, комбинируя её с работой в малых группах и индивидуальной..
Слайд 34АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ
С ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
Слайд 35Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от
готовности класса
Использование проблемных творческих заданий
Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать
тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока, создание ситуации «успеха»
Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому
Слайд 36
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения
заданий
Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа
ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся
Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности
При задании на дом называется не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Слайд 37 Чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого
ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять
их в разнообразной и интересной для него деятельности