Слайд 1Типология педагогов
Красовская Н.А. Воспитатель. МБОУ Школа – интернат №13. Г.
Иркутск
Слайд 2 Научно-педагогическая литература содержит немало
попыток очертить типы педагогов. Преодолевая сложность вопроса, авторы часто избирают
метафорический способ обозначения выявленных ими типов. Известно, что наука часто прибегает к метафорам, до того как найдет точное понятие открытого явления. Например, классификация остроумного Владимира Михайловича Лизинского:
Слайд 3«Временно исполняющие обязанности»: не поддерживают отношений с коллегами, не интересуются
тем, чем живет школа. Достаточно добросовестно выполняют свои обязанности, своевременно
сдают нужную документацию, не вступают в доверительные отношения с учениками и родителями, выполняют необходимую внеклассную работу «без трепета и наслажденья», не желают работать классными руководителями, довольно безразличны к похвале и порицанию.
Слайд 4«Всадники с шашкой наголо»: Всегда в конфликте, в поисках врага,
проблем и недостатков, агрессивны, точно знают истину, созывают людей на
баррикады, оконфузившись, быстро стряхивают с себя следы былых неудач и тут же встревают в новую драку, не имеют склонности к анализу, превращают школу в арену политических битв, порой навсегда забывая о том, что неплохо было бы заниматься своим прямым делом - учить детей.
Слайд 5«Группа поддержки»: меняют взгляды и принципы под воздействием ярких личностей,
готовы идти за кем хотите, не помнят зла, не помнят
поражений, поддерживают наиболее оголтелых правых или левых лидеров, вкладывают свои идеи в мифические конторы и, конечно же, теряют их.
Слайд 6«Любители шуршать»: строгие ревнители норм и правил, проявляя вечное недовольство,
готовы невзначай упомянуть кое-что о каждом человеке, сообщая чужие тайны,
плетут интриги и заговоры.
Слайд 7«Очарованные романтики»: любят школу, волнительно переживают всякий успех школы и
учащихся, готовы жить в школе, придумщики, втягивают в работу в
школе своих родственников, их интересы простираются далеко за пределы преподаваемого предмета.
Слайд 8«Первооткрыватели»: любят свой предмет и несут его детям трепетно и
преданно, следят за всеми новинками, придумывают тысячи способов увлечь детей,
сообщают предметную информацию с такой гордостью, как будто сами изобрели и придумали все то, о чем они рассказывают.
Слайд 9 Наиболее четкая и основательная типология, произведенная В.Н.
Сорокой-Росинским, тоже ориентирована на деятельность педагога и её внешностные характеристики:
«каким образом» выстраивается работа с детьми.
Он выделил следующие типы педагогов: учителя-теоретисты (главное - теория, а не реальный мир вещей, манера смотреть на класс - на учеников не смотрит, угловат); педагоги-реалисты (хорошо разбираются в мире вещей, людей, тонко чувствуют настроение, умеют сопереживать, дружелюбны, веселы, работают легко и свободно); педагоги-утилитаристы (хорошо ориентируются в мире вещей и людях, главное - тренировка в упражнениях); и педагоги-артисты или интуитивисты (имеют способность действовать по вдохновению, по наитию, эмпатийно-творческие).
Слайд 10 Н.Е.Щуркова выделяет четыре типа школьных педагогов
^ Первый
тип - самый распространенный. Она называет его условно «прагматический» (утилитарно
ориентированный). К данному типу относятся 56% школьных педагогов.
В своем учебном предмете он хорошо осведомлен, его образовательная компетентность достаточно высокая. Основное профессиональное внимание педагог-прагматист направляет на ученика как на объект, насыщаемый знаниями и умениями, полезными для жизни школьной и бытовой. - он высоко ценится в школе за «процент успеваемости». Это позволяет ему преступать этические границы в отношении к детям: он может использовать императивные формы при организации групповой работы, кричит на детей, дает им клички, высмеивает при неудачах, его шутки, чаще всего, обидны и принижают достоинство ребенка.
Слайд 11 Если пренебречь личностным развитием ребенка,
то сущностные качества данного типа обладают некоторой притягательностью:
- он
хорошо обеспечивает подготовленность школьника к экзаменам и поступлению в вуз;
- он деловит, собран, требователен, методичен, свободно владеет учебным материалом в пределах школьной программы;
- он хороший организатор, умеет руководить деятельностью группы, потому обладает высоким авторитетом - чаще всего, непререкаемым.
Слайд 12^ Второй тип - исторически устойчивый, но заметно убывающий в
своей численности. Его обозначили как тип «функционалистский» (нормативно-ориентированный). 20% школьных
педагогов относятся к данному типу. Для этого типа характерна прямолинейная исполнительность функций, которые возводятся в ранг цели собственной работы. Педагогическая тактика сводится к постоянному корректированию поведенческих отклонений. Эти отклонения строго контролируются, фиксируются, пресекаются. Он любит распоряжаться, раздавать указания, сердится, когда их не выполняют. С упоением раздает оценки, сообщая, кто успешен, кто мало успешен, а кто - «слабое звено в классе».Методика такого педагога складывается из нравоучений, критики, оценки, ярлыков, принуждения и устрашения.
Слайд 13 Очевидны сущностные черты данного
типа:
- сведение профессиональной работы к контролированию ребенка: выполнение заданий,
заучивание текстов и послушное поведение;
- набор таких отношений к ребенку, как формализм, бездушие, холодный контроль, позиция «сверху», запугивание и устрашение;
- роль, которую играет педагог, - роль административного лица, а потому он воспроизводит авторитарное давление во взаимодействии с детьми (он - распоряжается, дети - подчиняются), а при смене руководства он немедленно меняет свои убеждения.
Слайд 14^ Третий тип - «гуманистический» (ориентированный на Человека). Несмотря на
многолетнее декларирование принципа гуманизма и провозглашение гуманистического воспитания, в современной
школе лишь 20% школьных педагогов занимают гуманистическую позицию. Этот тип не родился сегодня, он складывался в обществе ещё со времен Сократа, первым провозгласившего ценность Человека. И далее - сквозь средние века и в эпоху Возрождения этот тип сохранял и передавал эстафету гуманистического воспитания в новое и новейшее время. Можно сказать, что он был всегда в истории человечества.
Слайд 15Отметим профессиональные черты педагога-гуманиста:
- безусловно уважительное отношение к ребенку
как к человеку;
- забота о личностном развитии каждого ребенка
с учетом его индивидуальных отличий;
- этико-философская и социально-психологическая база в решении любых педагогических проблем и задач;
- социальная роль, которую играет педагог, - роль человека, а профессиональная позиция по отношению к ученику как к другому человеку - «рядом», «вместе», «наравне».
Слайд 16 ^ Четвертый - слабо обозначаемый, но тем не менее
реально существующий - «гедонистический» («комфортно-ориентированный») тип. К нему относятся 4%
школьных педагогов.
Представитель данного типа полагает, что цель его работы состоит в том, чтобы создавать всяческого рода приятствия и приятности для учеников во имя приятствия и приятностей собственных. Чаще всего работает он вяло, лениво, без интеллектуального напряжения мысли, пренебрегая профессиональным анализом содеянного. Очень любит, когда его занятия с детьми прерывают, с удовольствием оставляет детей одних, ссылаясь на обстоятельства. Здесь во всем преобладает направленность на личный комфорт и убежденность в «преступности» учеников, наделение учеников природным качеством «тупости», снимающие с учителя ответственность за детей.
Основные характеристики данного типа:
- пренебрежительное отношение к своей
профессии, вульгаризация педагогического труда, спекулятивное извлечение выгоды от звания «педагога»;
- «простецкое» отношение к ребенку как некоему забавному объекту, над которым пока позволительно властвовать;
- сведение трудового усилия до имитации профессиональной деятельности;
- сохранение внешних атрибутов социально-профессиональной роли «педагога» и исполнение этой роли с удовольствием и самодовольством;
- безразличие к судьбам учеников, полное предоставление их стихийному влиянию обстоятельств.