Слайд 11. Суслова Ольга Евгеньевна
2. Учитель физики и математики
МБОУ «Гимназия
№4» города Курска
3. e-mail: olgaolga1976_olga1976_tambowolga1976_tambow@olga1976_tambow@mailolga1976_tambow@mail.olga1976_tambow@mail.ru
Слайд 2Цели развивающего обучения.
Поэтапное сравнение методик развивающего и традиционного подходов
в обучении
Подготовила: Суслова О.Е.,
учитель физики и математики
МБОУ «Гимназия
№4» г.Курска
г.Курск
2012 год
преподносит истину,
хороший -
учит ее находить.
А. Дистервег
Слайд 4Современное традиционное обучение (ТО)
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-поурочную
организацию обучения, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных
Я.А.Каменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Классификационные параметры
Целевые ориентации
Концептуальные положения
Особенности методики
Слайд 5Классификационные
параметры ТО
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: педагогика принуждения.
По основному
фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора.
По концепции усвоения:
ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример ).
По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН.
По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По типу управления: традиционное классическое + ТСО.
По организационным формам: классно-урочная, академическая.
По подходу к ребёнку: авторитарная.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая.
Слайд 6По своему характеру цели ТО представляет воспитание личности с заданными
свойствами.
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а
не на развитие личности ( всестороннее развитие было декларацией ).
Целевые ориентации
Слайд 7Концептуальные
положения
Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики:
научности ( ложных знаний
не может быть, могут быть только неполные );
природосообразительности ( обучение
определяется развитием, не форсируется );
последовательности и систематичности ( последовательная линейная логика процесса, от частного к общему );
доступности ( от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУН );
прочности ( повторение - мать учения );
сознательности и активности ( знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд );
принцип наглядности ( привлечение различных органов чувств к восприятию);
принцип связи теории с практикой ( определённая часть учебного процесса отводится применению знаний );
учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Слайд 8Особенности
методики
Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований
Ученье весьма слабо
связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и
требованиями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности
Слайд 9
Интеллект - это совокупность определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность
к мыслительной деятельности.
Слайд 10Качества
способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию
способность к логическому мышлению
абстрактное
мышление
Проявление качеств
интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и
творческим потенциалом
умение видеть причинно-следственные связи между событиями и явлениями реального мира, устанавливать их последовательность во времени и пространстве;
Слайд 11восприятие, внимание, память, воображение, речь индивида
эрудиция
определенная
сумма знаний из различных областей науки и искусства
Слайд 12Методы, формы, приемы развития интеллектуальных способностей учащихся
Слайд 13 Развивающее обучение – обучение, ориентированное
непосредственно на закономерности развития личности.
Цель развивающего обучения – формирование у
детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.
Слайд 14Развивающее обучение
Занкова
Результат: СУД
( способы умственной деятельности)
Технология
личностно-ориентированного
обучения И.С.Якиманской
Результат: СДП
(сфера деятельностно-
практическая)
Технологии развития
творческих качеств личности
Иванов, Волков-КТД
Альтшуллер-ТРИЗ
Результат: СЭН
( сфера эмоционально-нравственная)
Технология
саморазвивающегося обучения
Селевко Г.К.
Результат: СУМ
( самоуправляющийся механизм личности)
Технология
Эльконина-Давыдова
Результат: СУД
( способы умственной
деятельности)
Развивающие технологии
Слайд 15Задачи учителя
Побуждать
Организовать
исследовательскую
деятельность детей
Анализировать
Стать организатором получения
информации, источником
духовного и интеллектуального
импульса,
побуждающего
к действию
Слайд 16Концептуальные положения
Целевые ориентации
Особенности содержания
Слайд 17Концептуальные дидактические
положения
Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы.
Системность
и целостность содержания.
Ведущая роль теоретических знаний.
Обучение на высоком уровне трудности.
Продвижение
в изучении материала быстрыми темпами.
Осознание ребенком процесса учения.
Включение в процессе обучения не только рациональной,но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ).
Проблематизация содержания (коллизии).
Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход.
Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
Слайд 18Целевые ориентации
Высокое общее развитие личности.
Создание основы для всестороннего гармонического развития(гармонического
содержания).
Слайд 19Особенности содержания
Доминирующее начало в системе - путь индуктивный. Особое место
отводится процессу сравнения. Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения.
Основной мотивацией
учебной деятельности является познавательный интерес.
Методическая цель - создание на уроке условий для проявления постоянной активности учеников.
Пути достижения: создание проблемных ситуаций, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.
Ход познания - «от учеников».
Слайд 21Сравнительная характеристика традиционного и развивающего подходов в обучении
Слайд 23Что выбрать: традиционную или развивающую систему обучения ?
УЧЕНИК
толковый исполнитель субъект собственной жизни
традиционная система развивающая система
обучения обучения