Слайд 1Учет психологических
особенностей учащихся в процессе обучения
Слайд 2 Рекомендации по
учёту особенностей
темперамента учащихся
Человек с этим типом
темперамента энергичен,
общителен, любит быть на виду.
Хладнокровен, расчетлив, упорен,
стремится к лидерству во всем, любит риск. Честолюбив, тщеславен, преклоняется перед престижностью, всеми силами стремится достичь успеха, удачи, выгоды, непреклонен в достижениях. Неудачи скрывает. Не лишен артистизма, хотя и суховат. Настроение чаще боевитое.
Холерик обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью, сильно подвижной выразительной мимикой, жесты его порывисты, он вспыльчив, суетлив, нетерпелив.
Если ярко выраженный холерик сидит за партой, он всегда готов вскочить; если выполняет интересную или важную для него работу, он – весь во внимание, все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно.
Слайд 4Если у детей преобладают черты холерического темперамента:
стараться путем тренировки
вырабатывать умение
тормозить себя, свои нежелательные реакции;
от
этих учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво
требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных,
нерезких движений, систематически воспитывать
сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и
взрослыми;
в трудовой деятельности необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять.
Поскольку холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит, говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка — все, что требует усидчивости;
воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками – “Замри”, где он будет подчиняться);
приучать к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
Слайд 5Сангвиник
Их отличает сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы.
Это люди веселые и общительные, никогда не унывающие и умеющие
видеть в жизни преимущественно светлые ее стороны. Считается, что сангвинический тип наиболее гармоничен в своих взаимоотношениях с окружающим его миром.
Сангвиник говорит громко, быстро, отчетливо, сопровождает речь выразительными жестами и мимикой, он весел, энергичен, деловит.
Сидит за партой обычно непринужденно.
Если им скучно, они начинают играть с ручками, карандашами и т.д. или заниматься посторонними делами.
Слайд 6Если у детей преобладают черты сангвинического
темперамента:
важно проявлять строгость, требовательность
к ребенку,
контролировать его действия и поступки;
обращать внимание
на мелкие нарушения со стороны
ребенка;
необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим
качеством (не разрешать приниматься за другое дело, пока не окончено
первое);
целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново;
главное — показать ребенку конечный результат добросовестных действий;
важно формировать у ребенка устойчивые интересы; не допускать частой
смены деятельности, более серьезное отношение к любому делу;
учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения;
надо воспитывать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.
Слайд 7Флегматик
Флегматики уравновешенны,
спокойны, ровны в обращении
и их трудно
вывести из себя
внешними обстоятельствами.
Они обладают большой
выносливостью и
трудоспособностью.
Медленно входя в работу, они всегда стараются довести ее до конца. В тех же случаях, когда надо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем, если уж он запоминает, то надолго и основательно.
Речь флегматика спокойна, равномерна, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики; флегматик спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен. За партой сидит спокойно, непринужденно, не вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу.
Слайд 8Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
у флегматика следует развивать
недостающие ему
качества – большую
подвижность, активность, не допускать,
чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость,
инертность; необходимо больше активизировать деятельность;
чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи.
нельзя применять окрики, угрозы, поторапливать — это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;
не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
следует чаще хвалить его за быстрые действия;
необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
побуждать ребенка к игре, труду, конструированию — активизировать его;
нельзя резко обрывать ребенка; необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности;
привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
Слайд 9Меланхолик
Они отличаются высокой чувствительностью нервной системы. Застенчивость, мнительность, нерешительность,
страсть к размышлениям отличает людей этого типа. Нередко они отличаются
мрачным, подавленным настроением и пессимизмом.
Меланхолик обладает слабой неритмичной речью, иногда снижающейся до шепота, стеснителен, застенчив, малоактивен, робок, необщителен.
Голова часто опущена, подбородок втянут. Внешне ребенок спокоен, его можно принять за флегматика.
Однако беседы с родителями, близкими помогут узнать, что он сильно переживает из-за неудач: впадает в уныние, плачет, плохо спит и т.д.
Слайд 10Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
надо воздействовать мягкостью, тактичностью,
чуткостью;
чрезмерная строгость и резкое повышение требований
к
таким учащимся еще больше затормаживают и снижают их работоспособность.
на уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая
во время их ответа спокойную обстановку, большую роль
при этом играют одобрения, похвала, подбадривание;
необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив;
нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;
целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью; говорить надо мягко, убедительно, но уверенно, определенно; развивать у него общительность;
необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
Слайд 11Учебные ситуации, в которых возникают трудности у учащихся со слабой
и инертной нервной системой (меланхолики, флегматики):
1) длительная напряженная работа (как
домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал;
2) ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности если на нее отводится ограниченное время;
3) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного;
4) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно; после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.;
5) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
6) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал — карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.);
7) работа в шумной неспокойной обстановке;
8) работа у вспыльчивого, несдержанного педагога;
9) ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал;
10) оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;
11) требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.
Слайд 12Определение темперамента личности учащегося
Инструкция: ответь на вопросы, выбрав один из
четырех вариантов.
1. Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро
действовать?
А) легко включаешься
Б) действуешь со страстью
В) спокойно, без лишних слов
Г) неуверенно, робко
2. Как реагируешь на замечания учителя?
А) говоришь, что больше не будешь, а сам - снова
Б) возмущаешься
В) выслушиваешь спокойно
Г) молчишь, но обижен
3. Как говоришь о том, что тебя затрагивает?
А) быстро, с жаром, но прислушиваешься к другим
Б) быстро, не слушая других
В) медленно, уверенно
Г) с большим волнением и сомнением
4. Надо сдавать контрольную работу, а она не закончена?
А) легко реагируешь
Б) торопишься закончить
В) решаешь спокойно, пока не отберут
Г) сдаешь работу, но не уверенно
5. Трудная задача не получается сразу:
А) решаешь упорно и настойчиво
Б) бросишь - продолжаешь - бросишь - еще пробуешь
В) спокойно продолжаешь
Г) проявляешь растерянность, неуверенность
Слайд 136. После уроков спешишь домой, а учитель предлагает остаться, сделать работу:
А)
быстро соглашаешься
Б) возмущаешься «Почему я?»
В) остаешься, не говоря ни слова
Г)
проявляешь растерянность
7. Родители делают тебе не совсем справедливое замечание:
А) спокойно выслушиваешь и спокойно заявляешь о своем мнении
Б) взрываешься, вступаешь в спор, опровергаешь обвинение
В) не обращаешь внимания: «Пусть повыступают»
Г) очень переживаешь, плачешь
8. Ты получил плохую оценку, как изменяется твое настояние:
А) внешне незаметно, но внутри есть горечь
Б) раскаиваешься, развиваешь деятельность по исправлению
В) «Ну и что? Исправлю»
Г) приходишь в отчаяние, в уныние
9. Твой друг (подруга) не пришел на встречу:
А) ничего не предпринимаешь
Б) проклинаешь, мечешь в его адрес гром и молнии
В) «Все что ни делается, все к лучшему!»
Г) переживаешь, воображаешь измену, крах отношений
10. Ты проигрываешь в соревновании, игре:
А) продолжаешь борьбу, тренировки, готовишься к будущей победе
Б) теряешь самообладание, обрушиваешь обвинения на окружающих
В) «Не корову же проигрываем!»
Г) приходишь к выводу о своем ничтожестве
Слайд 14Рекомендации по
учёту акцентуаций характера
учащихся
Слайд 16Рекомендации по
учёту особенностей восприятия и переработки информации учащимися
Слайд 17Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы
- те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики
- люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Слайд 20Советы психолога начинающему педагогу
Относительно работы
• Не работайте тяжелее, а работайте
умнее.
У большинства учителей наблюдается синдром “отличника”. Они все стремятся
сделать именно на “отлично”. “Человек имеет право на ошибку, а я — человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания администрации — это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это — жизнь. Это моя естественная среда обитания”.
• Учитесь управлять собственным временем.
• Умейте отказаться вежливо, но убедительно.
• Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.
Относительно самого себя и своей жизни
• Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.
• Организуйте себе свой День эгоиста.
• Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.
• Составьте расписание неотложных дел после работы.
Например:
Понедельник — аэробика под видеокассету с последующей горячей ванной с морской солью.
Вторник — прослушивание музыки Чайковского лежа с травяными компрессами на глазах.
Среда — разгрузочный фруктовый день; зеленый чай с медом с последующим танцем под музыку любимой поп-группы.
Четверг — немного вязания, а также занятие на велотренажере под любимую передачу.
Пятница — посещение косметического кабинета; визит к лучшей подруге и чаепитие с любимыми пирожными, вечер дома без телевизора и телефона.
Суббота — днем — вылазка на природу, вечером — семейный ужин с чем-нибудь вкусненьким, за красиво сервированным столом, накрытым скатертью.
Воскресенье (впишите самостоятельно).
Относительно мира вокруг
• Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.
• Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Контролировать можно только одного человека — самого себя.
Слайд 21Рецепт приготовления хорошего урока.
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите
только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того
как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:
• мудрости;
• терпения;
• храбрости;
• работоспособности;
• оптимизма;
• преданности своему делу;
• вольнодумия и свободомыслия;
• доброты;
• отдыха и заботы о здоровье;
• доброго юмора;
• такта;
• веры в каждого ученика.
Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.
Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
Приятного аппетита, уважаемые коллеги!
Аппетита к учительскому труду и творчеству!