Слайд 1Учительство.
Сельское учительство.
Слайд 2 «Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную
функцию и формированию специфического типа деятельности – подготовка подрастающих поколений
к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры»
Б.Р. Мандель
«Если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей»
Платон
«Учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем»
Я.А.Каменский
Слайд 3 «Учитель – ратоборец истины и добра, живое зеркало между прошедшим
и будущим, посредник между тем, что создано прошлыми поколениями и
поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории»
К.Д.Ушинский
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель»
Л.Н. Толстой
Слайд 4 В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая
направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы,
гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:
■ организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
■ коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
■ перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
■ экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
■ профессиональная работоспособность;
■ физическое и психическое здоровье.
Слайд 5Структура деятельности педагога:
1. Мотивация.
2. Педагогические цели и задачи.
3. Предмет
педагогической деятельности.
4. Педагогические средства и способы решения
поставленных задач.
5. Продукт
и результат педагогической деятельности.
Слайд 6Какими способностями должен обладать учитель ?
1) организаторские — умение учителя
сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги
сделанному и т. д.;
2) дидактические — умение подобрать и подготовить материал, наглядно, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.;
3) перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;
4) коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения;
5) суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых;
6) исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;
7) научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Слайд 7Какими профессиональными качествами должен обладать педагог?
Важные профессиональные качества педагога: трудолюбие,
работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения,
организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств — человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.
Слайд 8
Гуманизм
Изобретательность
Сообразительность
Настойчивость
Выдержка и самообладание
Душевная чуткость
Справедливость
Требовательность
Чувство юмора
Педагогический такт
Слайд 9Педагогическая компетентность
(90 – е годы ХХ века)
Основные компетенции:
Когнитивная компетенция:
профессионально – педагогическая эрудиция
Психологическая компетенция: эмоциональная культура и психологическая зоркость
Коммуникативная
компетенция: культура общения и педагогический такт учителя
Риторическая компетенция: профессиональная культура речи
Профессионально – техническая компетенция
Профессионально – информационная компетенция. Мониторинговая культура.
Слайд 10Сельское учительство.
- это социально – профессиональная и территориальная общность, объединяющая
учителей школ разных уровней образования (начального, среднего), с разной специализацией
базового образования, с различными сроками их трудовой деятельности в сельской местности.
Слайд 11
Среди сельских учителей - абсолютное большинство (85,3%) женщины, преимущественно экономически
активного возраста. Предпенсионная группа составила 9% женщин, 5,1% мужчин. Группа
учителей пенсионного возраста совокупно (мужчины и женщины) - немногим более 1%.
По уровню образования - 81,2% учителей имеют высшее (в т.ч. 4,1% - незаконченное высшее) образование, со средним специальным образованием около 15%. Преобладающее большинство (78,8%) имеет педагогическое образование; на втором месте - учительство с высшим гуманитарным образованием. Базовое техническое, психологическое и экономическое образование имеют соответственно 3,3; 2 и 1,2%
Слайд 12 По должностному статусу - 85% — учителя, из которых 35%
— классные руководители; 6,8% - завучи; 3,9% - социальные педагоги.
По стажу педагогической деятельности большинство (59%) учительствуют в своих школах свыше 10 лет, из них каждый второй — свыше 20 лет. Неотъемлемой компонентой профессионального портрета учительства является повышение квалификации. В течение последних 5 лет его прошли 67% .
Заметная часть учителей (17,6%) работает в сельской местности от 5 до 10 лет. Каждый десятый (10,3%) - молодой учитель со стажем от года до 5 лет. В целом, независимо от региона, общий педагогический стаж большинства опрошенных (67%) от 10 до 20 лет и выше. Начинающих педагогическую работу на селе (до 1 года) - 2%.
Слайд 13 Важной чертой портрета сельского учителя является его семейное положение. В
деревне с ее сохранившейся замкнутостью, известной изолированностью, семья в жизни
каждого учителя играет первостепенную роль. 76,3% сельских учителей — семейные (холостяков и незамужних - 20,9%); 83% - имеют детей, почти каждая вторая семья (41%) — двоих. Многодетных семей — 12%. Это больше, чем в городе. Примечательно, что 45% детей школьного возраста учатся в тех же школах, где преподают их родители - отец или мать. Это "образовательное единство" учителей и детей — одна из существенных особенностей сельской школы, отличающей ее от городской.
Слайд 14Негативизм сельского учительства мотивирован:
низкая зарплата (78,4%);
ограниченные возможности трудоустройства (60%);
-отсутствие условий
для досуга и отдыха (46, 9%);
-низкий уровень жизни (45,5%);
-плохая организация
здравоохранения на селе (38,8%);
-сложности для молодых в создании семьи (36%);
-необеспеченность транспортом и бездорожье (31%);
-трудности повышения квалификации и переквалификации(25,6%);
-недоступность занятий спортом (8,3%)