Слайд 2
Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.
Восточная мудрость
Слайд 3
Слушание – процесс активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы
ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания
(точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.
Слайд 4четыре уровня умения слушать
Пассивный слушатель.
Избирательный слушатель
Внимательный слушатель
Активный
слушатель
Слайд 5Пять механизмов активного слушания
открытость;
уточнение;
отражение чувств собеседника;
перефразирование;
отражающее перефразирование
( подведение итогов услышанного)
окончательное убеждение в услышанном
Слайд 6Готовность к доброжелательной беседе
выраженные мимикой и пантомимикой.
Отложите все дела
и повернитесь лицом к собеседнику.
Поддерживайте визуальный контакт с собеседником.
Демонстрируйте адекватный интерес и внимание.
Кивайте головой.
Придайте лицу выражение внимания и терпения.
Слегка наклонитесь в сторону собеседника.
Телодвижения должны быть спокойными, но в то же время "живыми".
Слайд 7Готовность к доброжелательной беседе
выраженные вербально
"Да-да" или "Ну-ну".
"Понимаю".
"Да,
я слушаю".
"Правда?"
"Конечно!"
"Да".
"Отлично!"
Слайд 8Как вызвать на откровенный разговор с помощью наводящих вопросов
Уточнение (Задавая
открытые вопросы, вы сможете получить более развернутые ответы и, соответственно,
более подробную информацию о предмете разговора.)
ВОПРОСЫ:что, какой, как, расскажите, опишите и объясните.
При уточнении постарайтесь интересоваться, а не вести допрос.
Слайд 9Отражение услышанных и увиденных чувств
При отражении эмоций, которые вы получаете
из сообщения (обычно они выражаются невербально интонациями, тембром голоса и
языком тела), вы действуете как зеркало. Вы описываете воспринятую эмоцию и проверяете, насколько точно ее восприняли и поняли, например, с помощью таких фраз.
Отражение — это не допрос! Поэтому фразы должны быть мягкими, спокойными и понятными.
Слайд 10Перефразирование сообщения
Перефразировать означает пересказать основную идею сообщения другими словами, чтобы
проверить, насколько хорошо вы его поняли
Часто перефразирование начинается с
вводных фраз:
"Значит, вы имеете в виду..."
"Другими словами..."
"Если я вас правильно понял... "
Слайд 11Отражающее перефразирование: проверка содержания и эмоций
Это комбинация двух вышеописанных механизмов
активного слушания. Как видно из самого названия. Например:
"Похоже, вы разочарованы
тем, что начальство до сих пор не прокомментировало ни одно из ваших предложений. Я правильно понимаю?"
"Вы, я вижу, гордитесь тем, что вам удалось так быстро получить информацию. Правда?"
Слайд 12Окончательное убеждение в услышанном
не торопитесь и, прежде чем предлагать что-либо
своему собеседнику, убедитесь, что он остался доволен обсуждением проблемы
Спросите:
«Думаете, я все правильно понял? Или у нас еще что-то осталось нерешенным?»
Слайд 13Самые распространенные ошибки
критика. Правило гласит: пока полностью не поймешь то,
что говорит собеседник, не критикуй ни его, ни его идею.
защитная реакция. Чтобы быть активным слушателем, не обязательно соглашаться со всем, что вам говорят.
полемика. Некоторые хотят доказать свое превосходство, подвергая сомнению и оспаривая каждую услышанную фразу.
советы. Хотя все любят давать советы, лучше всего это делать только тогда, когда вас об этом просят.
концентрация внимания на самом себе. Если ваши ответы на чье-то сообщение переводят разговор на вас, ваше мнение и ваши интересы, значит, вы перестали слушать и стали доминировать в беседе.