Слайд 1Воспитание в целостном педагогическом процессе
Слайд 2Теория и методика воспитания
Воспитание
Теоретическое осмысление
процесса воспитания
Сущность процесса воспитания
Цели воспитания
Уровни
воспитания
Движущие силы воспитания
Особенности воспитательного процесса
Закономерности воспитания
Принципы воспитания
Организация
воспитательного процесса
Слайд 3Организация воспитательного процесса
Цель
воспитания
Личность
воспитуемого
Деятельность
воспитателя
Функции
деятельности
классного
руководителя
Личность
воспитанника
Педагогическое взаимодействие
Само
воспитание
с
а
м
о
у
п
р
а
в
л
е
н
и
е
в
н
ё
м
К
О
Л
Л
Е
К
Т
И
В
Содержание
воспитания
(умственное,
нравственное,
гражданское,
эстетическое,
экономическое,
трудовое и т.д.)
Методы и приемы
Формы воспитания
Педагогическое
взаимодействие
+
результат
результат
Слайд 4Теоретическое осмысление процесса воспитания
Общая социальная функция воспитания состоит в том,
чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный
опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание – вечная категория, так как оно существует с момента возникновения человеческой истории.
Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, борьбой идеологий.
В узком смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество.
В еще более узком понимании – это решение какой-либо задачи.
Слайд 5Теоретическое осмысление процесса воспитания
Воспитание – целенаправленная подготовка молодого поколения к
жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые
государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый на широком социальном фоне при участии самого воспитуемого в разнообразной деятельности по развитию всех личностных качеств и способностей.
Воспитание – процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.
Воспитание – целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
Воспитание – всегда организованная деятельность ребенка, вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой, тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием.
Слайд 6
Цели воспитания
Цель воспитания – то, к чему стремится воспитание,
будущее, на достижение которого направляются его усилия.
Цели воспитания – это
ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности.
Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).
Слайд 7Цели воспитания
Подходы к определению целей
Обнаруживаются два основных подхода к определению
целей воспитания (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова).
Первый учитывает прежде всего потребность
общества, поэтому требования к воспитанию ребенка опираются на задачи государства, общества, сословия.
Общая цель воспитания представляет собой социальный заказ и в требованиях по воспитанию ребенка опирается на задачи государства, общества, сословия.
Второй подход предполагает учет потребностей самого человека. Целью является помощь ему в его социальном становлении, приспособление к существующим условиям и одновременно в сохранении своего «Я», в развитии индивидуальности.
Индивидуальная цель воспитания предполагает учет потребностей самого человека
Слайд 8Цели воспитания
Цели рассматриваются с позиций идеала человека, гармонично развитого, сочетающего
в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство (идеал
всесторонне и гармонично развитой личности).
Реальные цели формулируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. По сути, это цель-результат, и она не может быть поставлена перед всеми учениками. Реальная цель всегда персонифицирована. В ней отражаются изменения в развитии, обученности, воспитанности, которые мы хотим получить в каждом конкретном ученике за определенное время.
Реальные цели соотносятся с процессуальными целями (целями-направлениями), т.е. теми обобщенными целями, которые ставит перед собой педагог или педагогический коллектив по отношению ко всем учащимся.
Слайд 9Цели воспитания и задачи воспитания
Система задач
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Цель
Слайд 10Цели и задачи воспитания
Виды задач
Собственно педагогическая
Перевод воспитанника из одного состояния
в другое
(не знал - узнал, не владел – овладели т.д.)
Функционально-педагогическая
Разработанные
для решения педагогические сценарии
(дискуссия о свободе несвободе в поведении школьников, неделя творчества и т.д.)
Слайд 11Задачи воспитания
философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысл жизни, своего места
в мире, своей уникальности и ценности,
оказание м в построении личностных
концепций, отражающих перспективы и пределы физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество,
приобщение личности к культурным ценностям и выработка своего отношения к ним,
раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали, их конкретного содержания, и культивирование интеллигентности как значимого качества личности,
развитие интеллектуально-нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии,
возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание гражданской позиции,
изменение отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и её духовный потенциал, которые в свою очередь обеспечивают возможность личностного роста,
развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни, формирование понятий о жизненных планах и пролонгированных установок к реализации личностных и социальных перспектив,
формирование готовности к семейной жизни, семейно-бытовой, половой и сексуальной культуры.
Слайд 12Уровни воспитания
Социетарный уровень дает представление о воспитании как постоянной функции
общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры.
Институциональный
уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов (школы, вузы, детские сады и т.д.)
Социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов.
Межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних (родительское воспитание, работа социального психолога и педагога, воспитательное влияние учителя и т.д.).
Интраперсональный уровень – самовоспитание, воздействие на самого себя.
Слайд 13Особенности воспитательного процесса
Воспитание – это процесс, т.е. динамическое явление, предполагающее
конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует
воспитатель.
Это целенаправленный процесс.
Воспитание может иметь целью как формирование положительных качеств личности, следование идеалам добра, а может – отрицательные негативные черты. Поэтому одной из особенностей современного процесса воспитания определяют его гуманистическую направленность.
Это многофакторный процесс.
Большая роль личности педагога в воспитании: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. Это говорит о том, что воспитание, как и педагогическая деятельность в целом, является искусством.
Длительность и перспективность процесса воспитания.
Непрерывность воспитательного процесса.
Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов воспитания.
Двусторонний характер процесса воспитания: его течение идет в двух направлениях. Направленность от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Комплексность воспитательного процесса: качества личности формируются не поочередно, а одновременно. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
Слайд 14Закономерности процесса воспитания
Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, существенные
связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса.
Внешние закономерности определят
зависимость воспитания от общественных процессов и условий (социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности, и уровне её воспитанности).
Внутренние закономерности характеризуют связи между компонентами воспитательного процесса, характером деятельности педагога и деятельность воспитанников, отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов.
Слайд 15Закономерности процесса воспитания
(внутренние)
Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности
социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка.
Содержание деятельности детей
определяется на каждый данный момент развития их актуальными потребностями.
В воспитательном процессе необходимо соблюдать пропорциональное соотношений усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности (совместно-разделенная деятельность).
Организуемая педагогом деятельность должна сопровождаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый школьник.
Воспитание должно иметь «скрытый характер».
Целостность личности как социально-психологического феномена предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.
Слайд 16Принципы воспитания
Принцип природосообразности
Принцип культуросообразности
Принцип гуманистической направленности воспитания
Принцип субъектности
Принцип социальной адекватности
Принцип
социального закаливания
Принцип создания воспитывающей среды
Слайд 17Организация воспитательного процесса
Цель
воспитания
Личность
воспитуемого
Деятельность
воспитателя
Функции
деятельности
классного
руководителя
Личность
воспитанника
Педагогическое взаимодействие
Само
воспитание
с
а
м
о
у
п
р
а
в
л
е
н
и
е
в
н
ё
м
К
О
Л
Л
Е
К
Т
И
В
Содержание
воспитания
(умственное,
нравственное,
гражданское,
эстетическое,
экономическое,
трудовое и т.д.)
Методы и приемы
Формы воспитания
Педагогическое
взаимодействие
+
результат
результат
Слайд 18Содержание воспитания
Умственное воспитание
Нравственное
Трудовое
Эстетическое
Физическое
Гражданское
Экономическое
Экологическое
Правовое
Слайд 19Формы воспитания
Внеклассная воспитательная работа
Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом
различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия
для социализации личности ребенка.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Слайд 20Формы воспитания
Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие,
мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного
процесса (Л.П. Крившенко).
Формы воспитательной работы – устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (Е.В. Титова)
Слайд 21Функции форм
Первая функция - организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает
решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог,
так и учащиеся.
Вторая функция формы - регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция - информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся знаний, обращение к их опыту.
Слайд 24Коллективное творческое дело (И.П. Иванов)
Этапы КТД
Предварительная работа
Коллективное планирование дела (Сбор
- старт→совет дела)
Коллективная подготовка дела
Проведение коллективного дела
Коллективное подведение итогов КТД
Ближайшее
последействие коллективного дела
Слайд 25Методы воспитания
Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных
задач и осуществления воспитательных взаимодействий (А.В. Мудрик)
Методы воспитания – способы
взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников (М.И. Рожков)
Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания (Л.И. Крившенко)
Слайд 27Коллектив в организации воспитательного процесса
Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив,
состоящий из двух взаимосвязанных частей: педагогического коллектива и детского коллектива.
Коллектив
- это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения (А.С. Макаренко).
Слайд 28Черты коллектива
Наличие и достижение общественно-значимых целей и задач (увлекательных перспектив)
Включение
школьников в различные виды социальной деятельности, с учетом их возраста
и индивидуальных особенностей, половозрастных различий
Формирование отношений «взаимной ответственности» как основы равноправия и сплочения коллектива, действенной работы органов коллектива
Отношения руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом
Систематическая практическая связь детского коллектива с обществом
Демократическое самоуправление – жизнью коллектива управляет выборный орган, при этом воспитатель не теряет руководящей роли, которая преобразуется в зависимости от степени развития коллектива
Накопление и поддержание традиций в коллективе
Мажорный стиль жизни коллектива, атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи
Взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика
Слайд 29Признаки коллектива
Высокая сплоченность и взаимная ответственность его членов
Коллективистская идентификация –
процесс отождествления себя с коллективом, его целей и ценностей со
своими
Коллективистское самоопределение (осознанное признание значимости решений коллектива)
Социально ценный характер мотивации межличностных выборов – подлинно коллективистские отношения строятся не только на эмоциональной, но и на ценностно-ориентационной основе
Высокая референтность членов группы по отношению друг к другу (значимость группы для личности)
Слайд 30Функции коллектива
Организационная
Воспитательная
Стимулирующая
Слайд 32Стадии развития коллектива (А.С. Макаренко)
Основным параметром является требование
На первом этапе
в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное
требование педагога к учащимся.
На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. Ведущим становится положение "когда требует коллектив", что говорит о сложившейся в нем системе самоуправления.
Некоторые исследователи выделяют четвертый этап – этап гуманистических отношений
Слайд 33Теория поэтапного развития группы как коллектива
Группа - конгломерат
Группа - ассоциация
Группа
- кооперация
Группа - автономия→группа - корпорация
Группа - коллектив
Слайд 34Воспитательная система
Педагогическая система школы
Дидактическая система
Воспитательная система
Слайд 35Воспитательная система
Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при
условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы
деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова).
Слайд 36Воспитательная система школы
Компоненты ВСШ
Комплекс воспитательных целей
Общность людей, их реализующих, и
отношения, складывающиеся между ними (субъекты ВСШ)
Системообразующая деятельность
Социальная и природная среда,
которая освоена школой для реализации поставленных целей
Слайд 37Этапы развития воспитательной системы школы
Первый этап - становление системы.
Второй этап - отработка системы, стабильное развитие системы.
Третий этап
- окончательное оформление воспитательной системы.
Четвертый этап - перестройка воспитательной системы , обновление системы.
Слайд 38Функции классного руководителя
Классный руководитель – это педагог, занимающийся организацией, координацией
и проведением внеурочной воспитательной работы в общеобразовательной школе.
Типы классного руководства:
Классный
руководитель
Классный воспитатель
Классная дама, куратор
Классный наставник
Тьютор
Вальфдорский учитель
Функции классного руководителя:
Диагностирующая
Воспитательная
Развивающе-стимулирующая
Организационная
Координирующая
Коммуникативная
Охранно-защитная