Слайд 1Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Е.А.
Двоеглазова
Н.В. Ладанова
г. Нытва
2010
Слайд 2Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Младший
школьный возраст – это период интенсивного развития познавательных процессов (восприятия,
памяти, мышления, воображения).
У детей поступающих в 1 класс познавательные процессы уже довольно развиты, но имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации занятий.
Слайд 3Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Внимание
(не выступает как самостоятельный процесс) является обязательным условием успешной учебной
работы школьников. Характерная особенность - слабость произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание, направленное на все неожиданное, яркое, наглядное.
Однако младшие школьники весьма впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал.
Слайд 4Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Восприятие
– психический процесс непосредственного познания окружающего мира. В начале обучения
отличается особенностями:
малая дифференцированность (это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии);
слабость углублённого, организованного и целенаправленного анализа при восприятии (часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное при этом не воспринимается);
связь с действиями, с практической деятельностью ребенка;
ярко выраженная эмоциональность: в первую очередь воспринимается то, что вызывает у детей непосредственную эмоциональную реакцию.
Слайд 5Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Память
может быть слуховой, зрительной, комбинированной. В литературе по психологии памяти
отмечается значительная роль наглядных и словесных опор как приема запоминания.
В младшем школьном возрасте при запоминании возрастает роль наглядных опор. Это важно, поскольку у первоклассников преобладает непроизвольный вид памяти, запоминание должно быть чем-то мотивировано.
Слайд 6Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Очень
большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Если
восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный путь развития, как отмечал Л.С.Выготский, то интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. К первому классу умственный кругозор уже достаточно велик. Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, первоклассник использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-действенную, наглядно-образную, словесно-логическую. Наиболее часто ребенком используется образное мышление, когда он для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами.
Слайд 7Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Воображение
– один из важных психических, познавательных процессов. Подлинное усвоение любого
учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. Воображение первоклассника часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер.
Слайд 8Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Эти
психические процессы проявляются и формируются в учебной деятельности, которая становится
ведущей в младшем школьном возрасте.
Слайд 9Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Познавательные
универсальные действия
общеучебные
логические
действия постановки и решения проблем
Слайд 10Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
На
ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие познавательные логические действия:
-
умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
- операция установления взаимно-однозначного соответствия;
- умение выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;
- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собствнной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект).
Слайд 11Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
На
ступени начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные
учебные действия:
- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
Слайд 12Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
-
умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и
художественного жанров;
- ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
- умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
Слайд 13Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
На
ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:
сравнение конкретно-чувственных
и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
Слайд 14Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
классификация
- отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение –
генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
установление аналогий.
Слайд 15Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Практическая
деятельность по формированию УУД во внеурочной деятельности в МОУ Гимназия
г.Нытва
Конкурсы
РПС
Музейные и библиотечные уроки
Кружок «Эрудит»
НОУ
Слайд 16Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Конкурсы
Количество
интеллектуальных и творческих конкурсов возрастает в каждом классе
Слайд 17Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
РПС
Холодова
О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей
Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие упражнения, задания. Книги 1-5
Слайд 18Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Развитие
творческого мышления
I раздел
Развитие
наглядно-
действенного
мышления
II раздел
Развитие
причинного
мышления
III раздел
Развитие
эвристического
мышления
Кружок «Эрудит»
Анатолий Гин
Мир логики
Слайд 19Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Музейные
и библиотечные уроки
Музейные уроки проводятся по договору с Краеведческим
музеем. Тематика занятий определяется педагогом, работниками музея и интересами детей.
Библиотечные уроки организуются на базе Городской детской библиотеки.
Слайд 20Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Научное
общество учащихся
Кружок «Юный исследователь»
Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ
(школьный, районный).
Слайд 21Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Результаты
организации внеурочной деятельности
Активное участие учащихся в конкурсах (в
заочных до 100%).
Призовые места в конкурсах различного уровня (статистика за 2 года, количество призовых мест)