Слайд 1Трудности адаптации первоклассников в школе.
Педагогика должна стать наукой для всех
– и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский
Слайд 2Особенности
современного первоклассника :
У детей большие различия паспортного и физиологического
развития.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но
она совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых.
У современных детей более слабое здоровье.
Они в большинстве своём перестали играть в
коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры.
Слайд 3Задачи, требующие мобилизации интеллектуальных и физических сил:
1. Сидеть на уроке
в одной и той же позе;
2. Не отвлекаться и следить
за мыслью учителя;
3. Делать не то что хочется, а то, что от них требуют;
4. Сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии.
Слайд 4Психологическая готовность ребёнка к школе.
Личностная готовность
Волевая готовность
Интеллектуальная готовность
Слайд 5Личностная готовность
Умение ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с
другими, уступать, подчиняться
( разумная необходимость), чувство товарищества.
Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям
Слайд 6Волевая готовность
Это условие характеризуется отношением ребёнка к трудностям и способам
их преодоления. Здесь главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей,
умение принять трудности и стремление разрешить их.
Слайд 7Интеллектуальная готовность
Это наличие определённого кругозора, запаса конкретных знаний о живой
и неживой природе, общественной жизни. В этом возрасте логическая форма
мышления доступна, но не характерна. Важная роль отведена наглядно – действенному и наглядно – образному мышлению.
Слайд 8
В 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и
обучению.
О первых двух месяцах мы говорили, как о периоде
«острой адаптации».
Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Слайд 12Высокий уровень адаптации. Эти дети хорошо подготовлены к школе, легко
включаются в школьную жизнь, общительны, обладают широким кругом познавательных интересов,
легко вступают в контакты со сверстниками и взрослыми, отвечают на уроках, справляются с домашним заданием. Выше названные качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что еще больше повышает учебную мотивацию. У них преобладают виды деятельности, присущие школьнику, по содержанию и форме они не имеют аналогов в дошкольной жизни ребенка и олицетворяют для него новую, собственно школьную действительность. Эти ученики с желанием ходят в школу и быстро адаптировались к ней.
Слайд 13Средний уровень адаптации.
Дети в целом хотят учиться, но имеют
небольшие проблемы, связанные с преобладанием дошкольных видов деятельности (игры, перемены,
художественная деятельность, уроки трудового цикла, гуляние, внеурочное время провождение, общение с товарищами). Эти дети не в полной мере представляют себе основное назначение школы, иногда отвлекаются на уроках, не всегда успевают выполнить задание, но к концу года они успешно адаптируются. Им необходим индивидуальный подбор темпа работы, а также постоянное развитие мышления и внутреннего плана действий.
Слайд 14Низкий уровень адаптации.
Дети полагают, что неплохо живут и без школы.
С ними необходима специальная работа психолога, педагога и родителей. Непрерывное
наблюдение учителя необходимо над тем, как ребенок усваивает учебную программу.
Слайд 15
Чтоб на ребёнка не оказывалось давления, было понятно куда направляться
в школе. Тёплая и свежая еда в столовой (котлеты мягкие,
лапша тёплая).
В целом у дочери нет проблем с адаптацией. У меня есть некоторые моменты которые мне не нравятся .
Ребенок не понимает, почему его лишили возможности бегать, играть, а долгое сидение на одном месте для него — нудная и тяжелая задача. Если он начинает разговаривать на уроке или вертеться, получает замечание. Не получается заработать похвалу от учителя и хорошую оценку — отсюда обида, разочарование и первые трудности: * плохая успеваемость, дисциплина * лень и нежелание учиться * демонстрация своего отношения к школе и учителям * негативизм ко всему, что происходит в школе.
Слайд 16Помните: ребенок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить,
и от того, как мы будем это делать, зависит образ
будущей личности.
Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации.
Если вы чувствуете, что не справляетесь с возникшими проблемами, обращайтесь к психологу.
Слайд 17Помощь детям должна идти в трех направлениях:
организация режима дня;
•контроль за выполнением домашних заданий;
• приучение детей к самостоятельности.
Слайд 181) Условия успешности обучения в школе:
здоровье, кругозор, психологическая готовность,
адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Слайд 192) Предпосылки сформированности учебной деятельности:
ориентация на систему правил в
работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
Слайд 203) Положительную мотивацию вашему ребёнку создадут:
ваше спокойное и радостное
отношение к школе, отсутстиве завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистичные
рассказы о школе, отсутствие страха ребёнка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
Слайд 21Памятка
родителям первоклассника
1. Одинаково не правы
как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и
те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью. 2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы.
3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.
4. Чередуйте устные и письменные задания.
Слайд 22
Памятка родителям первоклассника
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После
выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное.
6. Ошибки
ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять.
7. После выполнения уроков похвалите ребенка.
8. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»
Слайд 23
К окончанию начальной школы ребёнок должен хотеть и уметь учиться.
Берегите
своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом
сложном мире!
Слайд 24Не ругайте ребят утром
–солнце покажется им тусклым;
Не ругайте ребят днём
– небо покажется им хмурым;
Не ругайте ребят на ночь
– звёзды померкнут для них;
Любите их, и они ответят всем взаимностью.