Слайд 1Закономерности, методы и принципы воспитания
Слайд 3Воспитание - это определенная система требований к процессу воспитания, их
много и каждый педагог вправе пользоваться лишь некоторыми из них.
Закономерности
— это внутренние и внешние связи между важнейшими компонентами системы воспитания.
Основные закономерности воспитательного процесса:
1.Воспитание происходит в процессе деятельности.
2.Воспитание зависит от взаимоотношений, которые складываются у личности с обществом, с отдельными людьми.
3.Взаимосвязь целей, содержания, методов, форм и средств воспитания.
4.Чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется.
5.Воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном единстве.
Таким образом, закономерности воспитания отражают главные связи между факторами, условиями и результатом воспитательного процесса.
Слайд 5Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог,
чтобы эффективно реализовать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности,
излагаются в принципах воспитания — положениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса.
В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако чаще других называют следующие:
Персонификация;
Природосообразность;
Культуросообразность;
Гуманизация;
Дифференциация;
Слайд 61. Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и
развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.
Для педагога, реализующего принцип персонификации, приоритетными направлениями воспитательной деятельности должны быть: определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и во внеучебной работе, предоставление каждому ребенку возможностей для оптимальной самореализации и самораскрытия.
Чтобы реализовать принцип персонификации, педагогу следует ориентироваться на следующие правила: 1) работа, проводимая с группой учеников, должна быть направлена на развитие каждого ребенка; 2) успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других; 3) при выборе воспитательного средства необходимо учитывать индивидуальные качества ребенка; 4) поиск способов коррекции поведения ученика следует осуществлять во взаимодействии с ним; 5) постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
Слайд 72. Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических взглядах Ж.
Ж. Руссо, Ф. А. Дистервега, Я. А. Коменского, которые призывали
воспитывать личность в соответствии с ее природными способностями и возрастными особенностями. Современная трактовка этого принципа исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.
С позиций принципа природосообразности необходимо, чтобы в ходе воспитания формирующаяся личность: а) осознавала себя гражданином Вселенной; б) ощущала сопричастность природе и социуму; в) осознавала себя субъектом, творящим ноосферу, разумно и сохранно потребляющим, сберегающим и воспроизводящим ее.
Слайд 83. Культуросообразность – принцип воспитания, который впервые был обоснован в
трудах Д. Локка, утверждавшего, что душа ребенка – это tabula
rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К. А. Гельвеций и И. Г. Песталоцци, основываясь на идеях Д. Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании.
Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип культуросообразности (принцип народности) разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев – они положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Реализовать принцип культуросообразности в воспитании – значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.
Слайд 94. Принцип гуманизации (от лат. humanus – человеческий, свойственный человеку,
человеколюбивый) был заложен в наследии величайших философов и педагогов древности:
Демокрита, Сократа, Аристотеля, Сенеки, Квинтилиана, и др.
На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.
Реализация этого принципа требует от педагога: 1) уважения прав и свобод воспитанника; 2) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 3) уважения права воспитанника быть самим собой; 4) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 5) отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности; 6) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.); 7) учета интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
Слайд 105. Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии
с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе.
По
характеру воспитательного воздействия принцип дифференциации базируется на том, что педагог изучает, анализирует и классифицирует качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы детей, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по ее включению в совместную деятельность и общение. Достоинство принципа дифференциации состоит в том, что ребенок в меньшей степени ощущает себя объектом воспитания, поскольку основные педагогические воздействия направлены не на него одного, а на группу в целом.
Применение принципа дифференциации в воспитательном процессе корректирует отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми, коллективом и окружающей средой.
Слайд 12Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов
воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся
для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
Убеждение как важнейший метод воспитания.
Убеждение – это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитываемой личности.
Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить.
Метод положительного примера.
Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других детей для возбуждения у воспитанников стремления к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.
Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность.
Метод упражнений (приучения).
Под методом упражнений понимается многократное повторение действий и поступков воспитанников в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у детей навыков и привычек поведения повторяться должны не
только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.
Слайд 14Педагогические основы организации упражнений с целью формирования у детей практических
умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности
и поведения обстоятельно раскрыл К.Д. Ушинский, и его мысли на этот счет остаются самыми глубокими. В соответствии с психологической структурой личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделял следующие приемы:
а) постановка воспитательной задачи и возбуждение у детей потребности в том или ином виде деятельности,
б) разъяснение способов деятельности и вооружение их соответствующими знаниями (развитие сознания),
в) практический показ действия по решению поставленной задачи,
г) организация первоначального воспроизведения воспитанниками показанных действий (образцов поведения),
д) последующая тренировка в совершенствовании и закреплении способов деятельности и поведения,
е) напоминание и контроль за поведением.
Методы одобрения и осуждения.
Что же
следует понимать под методами одобрения и осуждения? Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств воспитанника со стороны педагога. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.
Психологической основой методов одобрения и осуждения выступают те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у учащихся при их применении.
Вывод:
Воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников, основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры.
Взаимодействие методов, закономерностей и принципов воспитания необходимо для успешной работы педагога.
Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.