Слайд 1Жестовый язык и аутичные дети.
Слайд 2Когда невозможно поговорить.
Стивен Уилтшер. Панорама Лондона.
Слайд 3Актуальная проблема.
Известный современный философ А. Секацкий полагает, что если бы
можно было бы провести какой-нибудь спектральный анализ цивилизации, с точки
зрения основных феноменов, то линия аутизма, которая сто лет назад была практически неразличима, сегодня является одной из самых ярких. И феномен аутизма, во всем его объеме, от клинического аутизма до аутизации самого общества, стал очевиден в Америке, теперь уже в Европе, в каком-то смысле в России.
Живя в больших переполненных городах мы все сильнее замыкаемся в себе, отдаляемся, расширяем зону своего личного пространства, все реже и реже искренне смотрим в глаза друг другу. А отсутствие визуального контакта — один из ярких признаков аутизма. При этом многие аутичные дети либо не говорят вовсе, либо испытывают значительные затруднения с речью.
Слайд 4Как же общаться с этими детьми?
Применение жестового языка в образовании
остается противоречивым вопросом, даже если речь идет о людях с
нарушениями слуха. Стороннему человеку может показаться странным, даже абсурдным, применение жестового языка среди детей, чей слух, как правило, не просто в пределах нормы – он может казаться обостренным. И в то же время жестовый язык все чаще применяется среди детей с аутизмом – эта тенденция продолжается еще с начала 1970-х годов. Освоив жесты, некоторые из этих детей начали говорить устно.
Слайд 5Мотивы для применения жестового языка
Альтернативная система коммуникации, когда речь
так и не развивается, обычно это происходит после многочисленных неудач
с речевой терапией;
Дополнительная система коммуникации, которая призвана способствовать развитию речи.
Слайд 6Язык глухих – не цель, а средство.
Причины, по которым жестовая
речь может быть проще для аутичных детей, многочисленны и разнообразны.
Опыт работы с умственно отсталыми детьми (Reid 1984), а также исследования среди глухих и слабослышаших детей доказывают, что эти дети не только быстрее усваивают жестовый язык – он облегчает усвоение устной речи.
Слайд 7Недостатки жестового языка
Тем не менее, у жестового языка есть и
недостатки. Хотя большинство исследований показали, что освоение жестов способствует усвоению
устной речи, нельзя утверждать, что жесты гарантированно приведут к устной речи
Слайд 8Положительные стороны
Говорящих детей можно обучить некоторым жестам, чтобы они смогли
использовать их при необходимости, например, когда из-за сенсорной перегрузки речь
затруднена.
Если ребенок усвоит конвенциональную систему жестового языка, то он вынужденно начнет участвовать в социальном взаимодействии, что научит ребенка в той или иной степени учитывать других людей и общаться с ними.