Слайд 1Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку
В2. «Безударные гласные,
проверяемые ударением, непроверяемые, чередующиеся гласные в корне слова». Система заданий.
Слайд 2Задание 1. Перед вами список слов, проверка которых вызывает наибольшие затруднения,
подберите к ним проверочные слова, проверьте себя по орфографическому словарю.
Б_готворить,
в_пиющий, загл_дение, з_млетр_сение, огр_ничение, оп_лчение, оскв_рненный, осн_стить, от_гощать, погл_щать, препод_вать, расст_гнуть, благосл_вение, нас_ждать, насл_ждаться, настр_чить, об_ятельный, обн_женный, обог_щать, расщ_пить, р_бина, сп_ртакиада, ст_жательство, сум_рки, уб_юкать, убл_жать, угн_тение, уд_вительно, укр_щение, ч_рующий, шп_ргалка.
Слайд 3Необходимо запомнить группы однокоренных слов, в которых орфографической традицией закреплено
разное написание корней:
-дет- : дети, детина, детвора, детеныш, детишки;
-дит-: дитя, дитятко,
дитяти;
-сид-: сидеть (сидя), сиделка, сидение, сидячий, посиделки;
-сед-: седло, седлать, сесть, седок, восседать, заседать, наседать, приседать;
-вис-: виснуть, виселица, висеть, свисать, зависать, нависать, провисать, висячий, висюлька, провисеть;
-вес-: весы, весовой, весовщик, весомый, весить,взвесить, вывеска, навесу, повесить, вывесить, подвесной, навесной, отвесить.
Слайд 4Часто встречаются ошибки в написании корней-омофонов, например: поласкать – полоскать,
развиваться – развеваться.
Задание 3. Подберите к обоим словам каждой пары слов,
содержащих корни-омофоны, проверочные слова. Выделите корни. Придумайте словосочетания с каждым из слов.
Благословить – прославлять, вытеснить – вытиснить, долина – удаляться, залезать – зализать, запевать – запивать, нагромождение, громадный, облаченный – облеченный – обличенный, обожать – обижать – обежать, оземь – озимь, освещенный – освященный, отварить – отворить.
Слайд 52. Безударные гласные, непроверяемые ударением.
Существует немало слов, гласные в которых
нельзя проверить ударением. Написание их определяется по словарю, например: аккомпанемент, бюллетень,
винегрет, делегат, легальный, палисадник, обаяние, обоняние, эксперимент. Написание таких слов следует запомнить, причем достаточно знать написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах: вагон, вагонный, вагонетка, вагоновожатый.
Слайд 63. Безударные чередующиеся гласные корня
Встречаются однокоренные слова, в корне которых
пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно
хорошо запомнить, что написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (е-и, а (я) – им (ин); а – о) основано на ряде особых правил.
Какие четыре фактора влияют на выбор чередующейся гласной в корне слова?
1)ударение;
2)наличие суффикса а;
3)качество последнего согласного в корне;
4)значение.
Слайд 7Задание 4. Выберите из данных слов слова, в которых правописание
чередующегося гласного зависит от ударения. Объясните правописание гласного в корне.
Ур_вень
знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах, неправильное ср_щение кости, ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает, прил_гать усилия, ср_внять землю в саду, чудесное тв_рение, вьющееся р_стение, м_кнуть в соль, отвратительный р_стовщик, разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.
Слайд 8Задание 5. Выберите из данных слов слова, в которых правописание чередующегося
гласного зависит от суффикса –А– или согласного в корне. Объясните
правописание гласного в корне.
Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах, неправильное ср_щение кости, ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает, прил_гать усилия, ср_внять землю в саду, чудесное тв_рение, вьющееся р_стение, м_кнуть в соль, отвратительный р_стовщик, разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.
Слайд 9Задание 6. Выберите из данных слов слова, в которых правописание чередующегося
гласного зависит от значения корня. Объясните правописание гласного в корне.
Ур_вень
знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах, неправильное ср_щение кости, ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает, прил_гать усилия, ср_внять землю в саду, чудесное тв_рение, вьющееся р_стение, м_кнуть в соль, отвратительный р_стовщик, разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.
Слайд 10Задание 7. Прочитайте слова, сгруппируйте их по условиям правописания чередующихся гласных
в корнях и запишите в тетради.
Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться
на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах, неправильное ср_щение кости, ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает, прил_гать усилия, ср_внять землю в саду, чудесное тв_рение, вьющееся р_стение, м_кнуть в соль, отвратительный р_стовщик, разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.
Слайд 13I. В каком ряду все слова с непроверяемыми гласными корня?
1) выч…тание,
р…вноправие, ин…циатива
2) д…фицит, л…гион, к…мпьютер
3) бл…стеть, натв…рить, попл…вок
4) пл…вчиха, обл…чать,
предпол…гать
Слайд 14II. В каком ряду все слова имеют корни с проверяемыми гласными?
1)
см…родина, пок…затель, д…стоверный
2) уд…ление, ф…рмацевт, л…скать
3) т…чилка, с…ринка, ув…жение
4) локом…тив,
укр…щение, ш…нтажист
Слайд 15III. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?
1)
зан…мать, угр…жать, соч…тание
2) расст…лать, уг…реть, бл…стать
3) зам…реть, прор…щивать, ум…лять
4) прид…раться,
прик…сновение, просл…влять
Слайд 16IV. В словах какого ряда пропущена одна и та же
буква?
1) абон…мент, бал…рина, б…нокль
2) инц…дент, к…бернетика, г…рбарий
3) в…кансия, б…хрома, г…строном
4)
ж…тон, з…фир, кан…тель
Слайд 17V. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1)
л…гуна, изл..гать, р…сток
2) заст…лать, выч…тать, ц…стерна
3) ур...вень, спл…влять, выр…щенный
4) прил…жить,
водор…сль, выпл…влять
Слайд 21
Учитель русского языка и литературы
Парушкина Галина Николаевна
2011год