Слайд 1ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«КУЛЬТУРА РЕЧИ –
ОТРАЖЕНИЕ
ДУШИ»
И.А.Суязова,
учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Воронежской области
Слайд 2Занятие 10
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
ЧАСТНОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК,
СВЯЗАННЫХ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ
РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ
и ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Слайд 3УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА
В русском языке не употребляются формы 1 лица
ед.ч.
настоящего или будущего времени от глаголов победить,
пылесосить, убедить, очутиться, чудить,
ощутить и др.
Отсутствующие формы выражаются описательно: буду
пылесосить
2. В современном русском языке нет форм ложит, ездиет,
только – кладёт, положит, ездит.
3.Некоторые глаголы на – СЯ имеют двоякое значение –
страдательное и возвратное, что создаёт неясность смысла.
Например: Выпускники направляются в разные уголки
нашей страны. (сами или их направляют?).
Слайд 44. Литературными считаются формы повелительного наклонения: высунь, выставь, выправь, высыпь,
почисть, не порть, не корчь, уведомь, лакомься, закупорь, взгляни, выйди,
не кради, положи.
5. В парах видеть - видать, слышать - слыхать, мучить - мучать, лазить -лазать первые глаголы – книжные, вторые – разговорные
Слайд 56. Рекомендуются формы полощет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает,
сыплет, щиплет (а не: полоскает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает,
мяучит, сыпет, щипет).
7. Более распространёнными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул)
Слайд 6УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ФОРМЕ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
Слайд 7УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ФОРМЕ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
Слайд 8ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ НОРМЫ
Ошибки в употреблении глаголов связаны с
существованием
группы так называемых недостаточных глаголов с
возможным смешением употребления параллельных
форм.
Недостаточные глаголы – это глаголы, ограниченные в
образовании личных форм: у них нет формы первого лица
настоящего или будущего простого времени. В эту группу
входят глаголы: грезить, дерзить, победить, убедить,
чудить, очутиться, ощутить, умилосердить.
Нельзя сказать «побежу» или «ощущу» – это грубая ошибка.
В случае необходимости следует использовать описательные
формы: смогу победить, пытаюсь убедить, надеюсь
очутиться и т. п.
Слайд 9ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ НОРМЫ
2. Возможно параллельное употребление
двух форм глагола в одном и том же значении: выздоровеют
– выздоровят, движет – двигает, меряет – мерит и др.
Первые формы в каждой паре являются книжно-нормативными, вторые – разговорными. В деловой речи следует отдавать предпочтение первым.
В случае с глаголом «двигать» каждая из форм имеет свое значение: двигает – перемещает что-то; движет – побуждает (им движет прямой расчет).
Слайд 10ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ НОРМЫ
3. Пары образуют и видовые формы глагола
– сов.в. и несов. в. При образовании
несов. в. глагола с
помощью суффикса – ыва (-ива) в ряде случаев происходит
изменение корневого звука -О- в -А- : выработать – вырабатывать, заморозить – замораживать; обустроить – обустраивать, оспорить – оспаривать.
В некоторых случаях в глаголах несов. в. не будет ошибкою употребление двух
вариантов в парах:
обусловливать – обуславливать,
подытожить – подытоживать,
приурочивать – приурачивать,
сосредоточивать – сосредотачивать,
уполномочивать – уролномачивать,
условливаться – уславливаться,
удостоивать – удостаивать.
Вторые формы (с корневым -А-) носят разговорный характер, поэтому в деловой
речи правильнее употребление книжного варианта первой формы (с корневым -О-).
Слайд 11ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ НОРМЫ
4. Зарегистрированы ошибки и
в употреблении некоторых глаголов в повелительном наклонении: здесь тоже есть
«недостаточные» глаголы, не имеющие повелительного наклонения. Это глаголы: хотеть, жаждать, видеть, слышать, ехать, мочь.
Нельзя сказать «хоти» или «моги».
Здесь, в ряде случаев, повелительные формы образуются от синонимичных глаголов: смотри (от смотреть), слушай (от слышать). Для глагола ехать литературной формой повелительного наклонения будет: поезжай, съезди (ехай, езжай, едь – просторечная форма, недопустимая в речи).
Слайд 12ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ НОРМЫ
5. Если действие относится
к третьему лицу, то формы
повелительного наклонения образуются с помощью частиц
пусть
и пускай в сочетании с глагольными формами
третьего лица: пусть он едет, пускай они видят.
6. Речевые ошибки возникают при образовании
конструкций со словами, близкими по значению или
однокоренными, но требующими разного управления. Для
их предупреждения важно уметь правильно поставить
вопрос, которым предопределяется падежная форма
существительного в подобных конструкциях:
обратить внимание (на что?) на факты – уделять
внимание (чему?) подбору кадров;
основываться (на чем?) на фактах – обосновывать (чем?)
фактическими данными и др.
Слайд 13ПРАКТИКУМ
Задание 1: Запишите предложения, выбрав из скобок правильный вариант.
1. Ваше решение я буду (оспоривать – оспаривать) в
суде. 2. После встречи с вами мне приходится (успокаивать – успокоивать) свою дочь. 3. Его приятель был способен без зазрения совести (присвоивать – присваивать) чужие заслуги. 4. На улице к вечеру (подмораживает – подмороживает). 5. По совету адвоката Иванов принялся (узаконивать – узаканивать) обладание квартирой. 6. Лена любила (подзадоривать – подзадаривать) коллег шутками. 7. Все звери в наших краях (заготавливают – заготовляют) запасы на зиму. 8. Артисты очень любят (примеривать – примерять) костюмы. 9. Дети, посещающие дошкольные учреждения (простуживаются – простужаются) чаще тех, которые воспитываются дома. 10. Старайтесь (разрезывать – разрезать) торт ровно.
Слайд 14ПРАКТИКУМ
Задание 2: Запишите предложения, выбрав из скобок правильный вариант.
1. На ускоренных курсах девушек учили (бинтовать – забинтовывать)
любые раны. 2. Он не любил (беспокоить – обеспокаивать) своими просьбами. 3. Своими проступками ты (опозоривал – позорил) нашу семью в течение нескольких лет. 4. Он (брезгал – брезговал) родными. 5. Партнершу по танцам следовало (подымать – поднимать) одной рукой. 6. Не могли бы вы (прочесть – прочитать) отрывок из романа «Евгений Онегин». 7. (Слышали – слыхали) ли вы что-нибудь о реформе ЖКХ?
Слайд 15ПРАКТИКУМ
Задание 3: Выберите подходящий по смыслу глагол. Объясните свой выбор.
1. (Вызывай – вызови) мастера по ремонту факса.
И (вызывай – вызови) прямо сейчас, мы не можем работать без факса. 2. (Отправляйте – отправьте) эта документы с курьером. И (отправляйте – отправьте) побыстрее, пока курьер не ушел. 3. (Заканчивай- закончи) писать отчет сам. И (заканчивай –закончи) как можно скорее, у нас нет времени. 4. (Открывай- открой), пожалуйста, окно. И Ну, (открывай – открой) быстрее, мне плохо от духоты!
Слайд 16ПРАКТИКУМ
Задание 4: Раскройте скобки, поставьте глаголы в прошедшее время. Если
в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из
них. Обоснуйте выбор варианта.
В прошлый раз он (застичь) меня врасплох. 2. Я
так и (замереть) на месте. 3. Собака вчера
(издохнуть). 4. Он (натереть) паркет мастикой.
5. Он (исчезнуть) как-то внезапно. 6. Я (промокнуть)
до нитки. 7. Я почти (привыкнуть) вставать чуть
свет. 8. Он (погибнуть) в конце войны. 9. Пол почти
(высохнуть). 10. Пёс (залечь) в кустах и грыз кость.
11. Маяк (гаснуть) и зажигался снова. 12. Пловец
почти (достигнуть) берега.
Слайд 17ПРАКТИКУМ
Задание 5: Раскройте скобки, поставьте глаголы в форму второго лица
повелительного наклонения. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы,
выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.
1. Алексей! (Поглядеть), кто это стоит под окном? 2. Ямщик! (Доехать) до поворота и поверни направо. 3. Андрей! Пожалуйста, (заехать) за мной после обеда! 4. Ты только (захотеть) помочь мне! 5. Сын, не (лазить) на деревья! 6. Дети! Не (класть) портфели на парты. 7. Сергей, (лечь) у окна и не двигайся! 8. Матросы! (Налечь) на вёсла! 9. Мама! (Отложить) свой отъезд на три дня! 10. Брат! (Поехать) к матери в воскресенье!
Слайд 18ПРАКТИКУМ
Задание 6: Устраните ошибки, связанные с употреблением возвратных и невозвратных
глаголов. Исправьте и другие речевые ошибки.
Внук часто одевается бабушкой. 2.
Деталь бросается в воду, а
затем вымывается. 3. Внимание, дверь открывается и закрывается
автоматически. 4. Урожай отправляется с Кубани в разные уголки
нашей родины. 5. Наш отдел неоднократно премировался за
прекрасную работу. 6. Киты – это млекопитающиеся животные.
7. Сынок, дома приведись в порядок и хорошо пообедай. 8. Профессор
Брусенская Л.А., выдающий ученый, работает в нашем институте. 9.
Беглица выпрыгнула из вагона и покатилася по насыпи. 10. Родители
часто попадаются в ситуации, когда дети совершают непонятные
поступки.11. Язык всегда отвечает потребностям пользующего
коллектива.
Слайд 19УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
1. Необходимо помнить, что:
1) деепричастия несов. вида образуются
от основы
инфинитивов несов. вида с помощью суффиксов -А, -Я
(читать –
читая, решать – решая);
2) деепричастия сов. вида образуются от основы
инфинитивов сов. вида с помощью суффиксов -В, -ВШИ (прочитать – прочитав, решить – решив);
НО: иногда деепричастия совер. вида образуются от
основы будущего времени с помощью суффиксов -А, -Я (прочтут– прочтя, найдут – найдя).
Слайд 20УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
2. ЗАПОМНИТЕ: от глаголов несовершенного
вида с основой инфинитива на
–ЧЬ (жечь), с
суффиксом –НУ (глохнуть), с основой
настоящего времени, состоящей
из согласных
(мять), деепричастия НЕ ОБРАЗУЮТСЯ
Это глаголы тянуть, беречь, тонуть,
жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь,
мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь,
глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.
Слайд 21УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
3. Некоторые глаголы несовершенного вида не
могут иметь формы
деепричастия. Как правило, от
глаголов, не имеющих в основе настоящего
времени
гласных, деепричастия не образуются
(например, гнать – гнут – гня). Форма гня –
неблагозвучная, поэтому не употребляется в
современном русском языке.
К таким глаголам относятся: шить, бить,
тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть,
слать, есть, рвать, жать (руку), пить, жать
(рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.
Слайд 22УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
4. От глаголов с чередованием согласных З–Ж, С–Ш
в основах
настоящего времени и инфинитива
формы деепричастий образовать невозможно либо
же эти формы
являются малоупотребительными
(например, чесать – чешут – чеша). Форма чеша
не является грамматически правильной.
Это касается таких глаголов, как чесать, весить,
резать, вязать, плясать, казаться, лизать,
косить.
5. Также деепричастия несовершенного вида
не следует образовывать от следующих глаголов:
хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться,
колоть, петь, лезть, пахать.
Слайд 23УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
6. Нельзя допускать разнобой в
употреблении видов деепричастий.
Нельзя: Читая (несов.
в.) статью и
отметив (сов.в.) нужный материал, я
делаю выписки.
Надо: Читая статью
и отмечая нужный
материал, я делаю выписки.
Прочитав статью и отметив нужный
материал, я сделал выписки
Слайд 24УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
7. Основной ошибкой при образовании деепричастий
является использование одного суффикса
вместо другого.
Например, в предложении Я набирала номер, положа трубку ошибочно
использована форма деепричастия с
суффиксом -А. От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с
помощью суффикса -А, но нормативным вариантом будет
форма с суффиксом -В (положив трубку).
8. Запомните: от двувидового глагола атаковать образуются
деепричастия несовершенного вида (атакуя) и совершенного (атаковав).
Слайд 25УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
9. Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении
фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (положа
руку на сердце, очертя голову). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очертив голову) является ошибкой!
10. Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя, он вздрагивал).
Слайд 26УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
11. В абсолютном большинстве случаев в литературном
языке используются формы
с суффиксом -В, потому что они
являются более краткими и благозвучными. М.
Горький
выступал против чрезмерно частого употребления форм с
суффиксами -ВШИ, -ШИ, сравнивая эти суффиксы с
«вшами», которые ползают по странице, и настоятельно
советовал избегать подобных форм. Однако нужно
учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только
одну форму – оглянувшись, задумавшись.
Суффикс –ШИ употребляется вместо суффикса –В при
образовании деепричастий от многих глаголов с основой на
согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.
Слайд 27ПРАКТИКУМ
Задание 1: От данных глаголов образовать деепричастия. Определить, почему глаголы
разделены на две группы. При размышлении загляните в справочный материал
«Употребление деепричастий» (п.2 и п.8)
1. Говорить, спешить, выслушать, повернуть.
2. Глохнуть, жечь, мять, атаковать.
Слайд 28Задание 2: Прочитайте стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад». В чём
необычность стихотворения? Какой троп использует автор? Зачем? Какая часть речи
(сколько раз?) преобладает в стихотворении? Что даёт такое повторение этой части речи?
Кипя.
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша.
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя.
Играя, дробясь, шелестя.
Блистая, взлетая, шатаясь.
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Слайд 29ПРАКТИКУМ
Задание 3: Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении деепричастных
оборотов. Исправляя эти ошибки, можете заменять деепричастные обороты придаточными предложениями
времени.
Этот талантливый литератор, пиша фельетон, строил фразу
с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни.
2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла
оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в
возрасте тридцати шести лет. 3. Определив эти величины из
астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул
выводится сжатие Земли. 4. Они очень внимательно читают
инструкции, беря на заметку все новое, интересное.
5. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и
бенгальские огни.
Слайд 30ПРАКТИКУМ
Задание 4: Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении деепричастных
оборотов. Исправляя эти ошибки, можете заменять деепричастные обороты придаточными предложениями
времени.
1. В чемпионате мира по шахматам Каспаров, встречаясь с Карповым, одержал блестящую победу.
2. Мы заняли второе место в районных соревнованиях, побеждая спортсменов из школы-интерната. 3. Вчера, обедая с писателем, он мне сказал...
4. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина.
5. Проведение тестирования обсуждалось на педсовете, не давая никаких полезных рекомендаций.
Слайд 31ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ
Мой сайт http://suyazova.my1.ru/
www.proshkolu.ru Ирина Анатольевна
Суязова – личная страница