Слайд 1Вастьянова Л.Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2016 год
Готовимся к Всероссийской проверочной работе
ЭОР к урокам русского языка
«ИЗУЧАЕМ
ТЕКСТ»
Слайд 2Что обозначает эта запись?
Ни в одной стране мира
нет столько берёз, как у нас. Мила берёза русскому человеку.
Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы! Любит наш народ берёзку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит.
Докажите, что это текст!
Слайд 3ТЕКСТ – это высказывание, в котором два или несколько предложений
связаны по смыслу и объединены общей темой.
Слайд 4Признаки текста
Наличие 2 и более предложений.
Предложения связаны по смыслу.
Текст имеет
тему и главную мысль.
Текст можно озаглавить.
Текст может иметь автора.
Слайд 5Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.
Можно
задать вопрос: о чём (о ком) говорится в тексте?
Очень часто
тема текста отражается в его заглавии.
Слайд 6Заголовок (заглавие) текста – это название текста.
Заглавие отражает либо ТЕМУ,
либо ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.
Слайд 7Основная мысль текста – это то, что хотел сказать автор,
вывод, самая главная важная мысль.
Можно задать вопрос: Чему учит текст?
С какой целью написал его автор?
Слайд 8Определите тему и главную мысль текста
Ни в одной
стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила берёза
русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы! Любит наш народ берёзку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит.
Тема текста – берёза.
Основная мысль текста – берёза - символ России.
Слайд 9Определите тему и главную мысль текста
Берегите Россию –
Нет России
другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб
на столе
И родное оконце
В позабытом селе …
(Е. Синицын)
Тема текста – Россия.
Основная мысль текста – берегите Россию.
Слайд 12Типы текстов
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
В тексте повествуется, рассказывается, сообщается о чём -
либо.
ЧТО? ГДЕ? КАК?
КОГДА ПРОИЗОШЛО?
В тексте описывают-ся люди, животные, предметы, события.
КАКОЙ?
КАКАЯ? КАКОЕ?
В тексте
объясняется, доказывается, что - либо о причинах явлений, событий.
ПОЧЕМУ?
Слайд 13 Работаем с текстом!
Определите его тип, тему, основную
мысль, предложите вариант заголовка текста.
Около дома росла маленькая
яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
Слайд 14 Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он
стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал
яблоньку. Яблонька была спасена.
Тип текста – повествование.
Тема текста – яблонька.
Главная мысль текста – яблонька спасена.
Яблонька спасена.
Спасение яблоньки.
Слайд 15 Работаем с текстом!
Определите его тип, тему, основную
мысль, предложите вариант заголовка текста.
Я очень люблю зиму!
Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика.
В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год.
Вот почему я люблю зиму.
Слайд 16 Я очень люблю зиму!
Во-первых, зимой очень красиво. Снег
искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав:
можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика.
В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год.
Вот почему я люблю зиму.
Тип текста – рассуждение.
Тема текста – я очень люблю зиму!
Главная мысль текста – почему я люблю зиму
Почему я люблю зиму?
Слайд 17 Работаем с текстом!
Определите его тип, тему, основную
мысль, предложите вариант заголовка текста.
Лебедь по своей величине,
силе, красоте и величавой осанке назван царём всей водной, или водоплавающей, птицы.
Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинной гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по гладкой поверхности воды.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми именами: лебёдушка, лебёдка.
(По Н. Сладкову)
Слайд 18 Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке
назван царём всей водной, или водоплавающей, птицы.
Белый как снег,
с блестящими прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинной гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по гладкой поверхности воды.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми именами: лебёдушка, лебёдка.
(По Н. Сладкову)
Тип текста – описание.
Тема текста – лебедь.
Главная мысль текста – лебедь – царь водной птицы.
Лебедь.
Слайд 19 Работаем с текстом!
Определите его тип, тему, основную
мысль, предложите вариант заголовка текста.
Ранней весной родились маленькие
зайчата. По утрам были крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.
Слайд 20 Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам были крепкие
весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный
наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.
Тип текста – повествование.
Тема текста – маленькие зайчата.
Главная мысль текста – терпеливо ждут свою мать.
Терпеливые зайчата.
Слайд 21 Работаем с текстом!
Определите его тип, тему, основную
мысль, предложите вариант заголовка текста.
У самой воды
небольшими кустиками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими жёлтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.
(По К. Паустовскому)
Слайд 22
У самой воды небольшими кустиками выглядывали из зарослей
мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики,
цвела по откосу дикая рябина с тугими жёлтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.
(По К. Паустовскому)
Тип текста – описание.
Тема текста – прибрежный луг.
Главная мысль текста – красивы растения прибрежного луга.
У самой воды.
Слайд 23 Работаем с текстом!
Определите его тип, тему, основную
мысль, предложите вариант заголовка текста.
Большинство учёных, исследуя
действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека.
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержится синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, лёгких, сосудов. У курящих детей начинают портиться зубы, ухудшается зрение, появляется утомляемость.
Поэтому, если ты не хочешь быть больным, то не кури. Ведь курить – здоровью вредить.
Слайд 24
Большинство учёных, исследуя действие табачного дыма на организм
человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для
здоровья и жизни человека.
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержится синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, лёгких, сосудов. У курящих детей начинают портиться зубы, ухудшается зрение, появляется утомляемость.
Поэтому, если ты не хочешь быть больным, то не кури. Ведь курить – здоровью вредить.
Тип текста – рассуждение.
Тема текста – курение – враг для здоровья.
Основная мысль текста – почему не надо курить
Курить - здоровью вредить.
Слайд 25ПАМЯТКА
Как составить план текста
1. Прочитай текст целиком, обращая внимание
на то, как он построен.
2. Выдели в тексте смысловые части
(одна часть отличается от другой содержанием).
3. Определи главное в каждой части, отметив основные предложения.
4. Подумай, о чём говорится в каждой части, как об этом можно сказать своими словами.
5. Запиши заголовок к каждой части, используя слова предложений или свои предложения.
6. Проверь себя по тексту, не повторяются ли названия, не пропущено ли что - то важное.
Слайд 26Работаем с текстом!
Прочитай текст.
Определи основную мысль текста.
Составь и запиши
план текста из трёх пунктов, используя сочетания слов и предложения.
Слайд 27 Среди большого поля стоит маленькая хатка. Её
построили для того, чтобы люди могли укрыться и посидеть в
тепле в ненастье. Однажды среди летнего дня небо вдруг обложили тучи, пошёл дождь. В поле в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки, замёрз так, что у него зуб на зуб не попадал.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь и теперь дрожишь от холода. Мне очень жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
Слайд 28Основная мысль текста – красивы дела, а не слова (человека
узнают по делам).
1. Хатка от дождя.
2.Слова и поступки
мальчиков.
3. Красивы красивые дела.
Слайд 29 Я вышел из леса и остановился. Передо мной
раскинулось поле золотой ржи. Вокруг было тихо. Приближалась гроза. Тёмно-синяя
туча закрыла половину неба. Около меня горячо и тускло ещё светило солнце. Ветра не было. Природа замерла в ожидании грозы. Всё притаилось, не слышно было ни одной птицы. Даже воробьи все спрятались, испугались грозы. Я глядел на громадную тучу и думал: сейчас сверкнёт молния, загремит гром и начнётся сильная буря. Но туча не двигалась, она по-прежнему давила на безмолвную землю и постепенно темнела.
И вдруг я увидел, как вдали на фоне тёмного неба замелькало что-то светлое, оно было, как белый платочек. Это со стороны деревни летел белый голубь. Летел всё прямо, прямо и скрылся за лесом. Прошло несколько минут. Вокруг стояла та же тишина. Но вдруг замелькали в небе уже два платочка: это летели домой в деревню два белых голубя.
Наконец подул сильный ветер, засверкали молнии, загремел отрывистый гром – началась буря. Всё закрутилось, захлестал ужасный ливень. Я едва добежал домой. Под крышей, на самом краю слухового окна, сидели два белых голубя: тот, который слетал за товарищем, и тот, кого он привёл, и, может быть, спас. Они сидели рядом и чувствовали каждый своим крылом крыло соседа. Им было хорошо!
Слайд 30Основная мысль текста – птицы заботятся друг о друге, помогают
друг другу в опасности.
1.Приближение грозы.
2. Белый голубь слетал за
товарищем.
3. Голуби пережидают бурю.
Слайд 31 В музеях хранятся не только произведения искусства, исторические
памятники и вещи, связанные с жизнью знаменитых людей. Существует множество
необычных музеев, собравших самые невероятные коллекции. Пётр I обратил внимание на то, что при многих королевских и княжеских
дворах Европы есть кунсткамеры – залы, где выставлены коллекции всяческих редкостей.
Пётр решил взять с европейцев пример и в 1714 году основал
в Петербурге свою Кунсткамеру – первый российский общедоступный музей. Кунсткамера возникла как собрание разнообразных диковинок. Там были и чучела птиц и рыб, и коллекции разных камней и минералов, и образцы народных костюмов, и старинные вещи, и даже… живые экспонаты. Для Кунсткамеры построили особое здание, в нём этот старейший российский музей размещается и сегодня. Замечательно, что император постановил не брать платы с посетителей. Напротив, чтобы они чаще ходили в Кунсткамеру, их ещё и угощали «на иноземный манер» кофе и цукербродами (пирожными). «Следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», − считал Пётр I.
Во многих российских городах есть необычные музеи. В Туле –
Музей самоваров, в Суздале – Музей огурца, в Мышкине – Музей мыши. В старинном русском городе Переславле-Залесском есть Музей чайника, Музей утюга, Музей масок. В Москве работает удивительный музей «Русские валенки», в котором представлена коллекция расписных валенок.
Слайд 32Основная мысль текста – есть множество необычных музеев, где собраны
интересные коллекции.
1. Пётр I обратил внимание на кунсткамеры в
Европе.
2. Основание Петром I Кунсткамеры в Петербурге.
3. Необычные музеи России.
Слайд 33Дорогие друзья!
Работая с текстами, постарайтесь сделать выводы:
Удалось ли вам верно
и полно определять тему и основную мысль текста?
Последовательно ли вы
отражали в плане содержание текста?
Правильно ли вы употребляли в пунктах плана слова, предложения, словосочетания в свойственном им значении?
Успешной работы!
Слайд 34Интернет ресурсы
www.ezhvashkola27.ru
pictures11.ru
http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
merrilybray.blogspot.ru
politikus.net
belive.ru
http://festival.1september.ru/articles/611955/
detskiychas.ru
http://www.razumniki.ru/izlogenie_lebed.htm
http://festival.1september.ru/articles/633601/
picpool.ru
photo-bonus.ru
phishka.ru
l.120-bal.ru
Слайд 35Использованная литература
Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2014.