Разделы презентаций


ЭОР по теме "Изучаем текст" для подготовки к ВПР по русскому языку

Содержание

Что обозначает эта запись? Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила берёза русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Вастьянова Л.Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2016 год


Готовимся к Всероссийской проверочной работе

ЭОР к урокам русского языка «ИЗУЧАЕМ

ТЕКСТ»
Вастьянова Л.Л.,учитель начальных классовМКОУ «Мамонтовская СОШ»Мамонтовского районаАлтайского края 2016 год Готовимся к Всероссийской проверочной работеЭОР к урокам

Слайд 2Что обозначает эта запись?
Ни в одной стране мира

нет столько берёз, как у нас. Мила берёза русскому человеку.

Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы! Любит наш народ берёзку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит.

Докажите, что это текст!

Что обозначает эта запись?  Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила

Слайд 3ТЕКСТ – это высказывание, в котором два или несколько предложений

связаны по смыслу и объединены общей темой.

ТЕКСТ – это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой.

Слайд 4Признаки текста
Наличие 2 и более предложений.
Предложения связаны по смыслу.
Текст имеет

тему и главную мысль.
Текст можно озаглавить.
Текст может иметь автора.

Признаки текста Наличие 2 и более предложений.Предложения связаны по смыслу.Текст имеет тему и главную мысль.Текст можно озаглавить.Текст

Слайд 5Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.

Можно

задать вопрос: о чём (о ком) говорится в тексте?

Очень часто

тема текста отражается в его заглавии.
Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.Можно задать вопрос: о чём (о ком) говорится

Слайд 6Заголовок (заглавие) текста – это название текста.

Заглавие отражает либо ТЕМУ,

либо ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.

Заголовок (заглавие) текста – это название текста.Заглавие отражает либо ТЕМУ, либо ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.

Слайд 7Основная мысль текста – это то, что хотел сказать автор,

вывод, самая главная важная мысль.
Можно задать вопрос: Чему учит текст?

С какой целью написал его автор?
Основная мысль текста – это то, что хотел сказать автор, вывод, самая главная важная мысль.Можно задать вопрос:

Слайд 8Определите тему и главную мысль текста
Ни в одной

стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила берёза

русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы! Любит наш народ берёзку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит.

Тема текста – берёза.
Основная мысль текста – берёза - символ России.

Определите тему и главную мысль текста  Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у

Слайд 9Определите тему и главную мысль текста
Берегите Россию –
Нет России

другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб

на столе
И родное оконце
В позабытом селе …
(Е. Синицын)

Тема текста – Россия.
Основная мысль текста – берегите Россию.

Определите тему и главную мысль текстаБерегите Россию – Нет России другой. Берегите её тишину и покой,Это небо

Слайд 10Структура текста

Структура текста

Слайд 11Типы текстов

Типы текстов

Слайд 12Типы текстов
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
В тексте повествуется, рассказывается, сообщается о чём -

либо.
ЧТО? ГДЕ? КАК?
КОГДА ПРОИЗОШЛО?
В тексте описывают-ся люди, животные, предметы, события.
КАКОЙ?

КАКАЯ? КАКОЕ?

В тексте
объясняется, доказывается, что - либо о причинах явлений, событий.

ПОЧЕМУ?

Типы текстов ПОВЕСТВОВАНИЕОПИСАНИЕРАССУЖДЕНИЕВ тексте повествуется, рассказывается, сообщается о чём - либо.ЧТО? ГДЕ? КАК?КОГДА ПРОИЗОШЛО?В тексте описывают-ся люди,

Слайд 13 Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную

мысль, предложите вариант заголовка текста.
Около дома росла маленькая

яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную мысль, предложите вариант заголовка текста.

Слайд 14 Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он

стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал

яблоньку. Яблонька была спасена.

Тип текста – повествование.

Тема текста – яблонька.

Главная мысль текста – яблонька спасена.

Яблонька спасена.
Спасение яблоньки.

Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс

Слайд 15 Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную

мысль, предложите вариант заголовка текста.
Я очень люблю зиму!

Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму.
Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную мысль, предложите вариант заголовка текста.

Слайд 16 Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег

искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав:

можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму.

Тип текста – рассуждение.

Тема текста – я очень люблю зиму!

Главная мысль текста – почему я люблю зиму

Почему я люблю зиму?

Я очень люблю зиму!  Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много

Слайд 17 Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную

мысль, предложите вариант заголовка текста.
Лебедь по своей величине,

силе, красоте и величавой осанке назван царём всей водной, или водоплавающей, птицы.
Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинной гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по гладкой поверхности воды.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми именами: лебёдушка, лебёдка.
(По Н. Сладкову)

Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную мысль, предложите вариант заголовка текста.

Слайд 18 Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке

назван царём всей водной, или водоплавающей, птицы.
Белый как снег,

с блестящими прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинной гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по гладкой поверхности воды.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми именами: лебёдушка, лебёдка.
(По Н. Сладкову)

Тип текста – описание.

Тема текста – лебедь.

Главная мысль текста – лебедь – царь водной птицы.

Лебедь.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке назван царём всей водной, или водоплавающей, птицы.

Слайд 19 Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную

мысль, предложите вариант заголовка текста.
Ранней весной родились маленькие

зайчата. По утрам были крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.
Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную мысль, предложите вариант заголовка текста.

Слайд 20 Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам были крепкие

весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный

наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.

Тип текста – повествование.

Тема текста – маленькие зайчата.

Главная мысль текста – терпеливо ждут свою мать.

Терпеливые зайчата.

Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам были крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал

Слайд 21 Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную

мысль, предложите вариант заголовка текста.

У самой воды

небольшими кустиками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими жёлтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.
(По К. Паустовскому)
Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную мысль, предложите вариант заголовка текста.

Слайд 22
У самой воды небольшими кустиками выглядывали из зарослей

мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики,

цвела по откосу дикая рябина с тугими жёлтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.
(По К. Паустовскому)

Тип текста – описание.

Тема текста – прибрежный луг.

Главная мысль текста – красивы растения прибрежного луга.

У самой воды.

У самой воды небольшими кустиками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за

Слайд 23 Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную

мысль, предложите вариант заголовка текста.

Большинство учёных, исследуя

действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека.
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержится синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, лёгких, сосудов. У курящих детей начинают портиться зубы, ухудшается зрение, появляется утомляемость.
Поэтому, если ты не хочешь быть больным, то не кури. Ведь курить – здоровью вредить.
Работаем с текстом! Определите его тип, тему, основную мысль, предложите вариант заголовка текста.

Слайд 24
Большинство учёных, исследуя действие табачного дыма на организм

человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для

здоровья и жизни человека.
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержится синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, лёгких, сосудов. У курящих детей начинают портиться зубы, ухудшается зрение, появляется утомляемость.
Поэтому, если ты не хочешь быть больным, то не кури. Ведь курить – здоровью вредить.

Тип текста – рассуждение.

Тема текста – курение – враг для здоровья.

Основная мысль текста – почему не надо курить

Курить - здоровью вредить.

Большинство учёных, исследуя действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение –

Слайд 25ПАМЯТКА Как составить план текста
1. Прочитай текст целиком, обращая внимание

на то, как он построен.
2. Выдели в тексте смысловые части

(одна часть отличается от другой содержанием).

3. Определи главное в каждой части, отметив основные предложения.

4. Подумай, о чём говорится в каждой части, как об этом можно сказать своими словами.

5. Запиши заголовок к каждой части, используя слова предложений или свои предложения.

6. Проверь себя по тексту, не повторяются ли названия, не пропущено ли что - то важное.

ПАМЯТКА Как составить план текста  1. Прочитай текст целиком, обращая внимание на то, как он построен.2.

Слайд 26Работаем с текстом!
Прочитай текст.
Определи основную мысль текста.
Составь и запиши

план текста из трёх пунктов, используя сочетания слов и предложения.


Работаем с текстом!Прочитай текст.Определи основную мысль текста. Составь и запиши план текста из трёх пунктов, используя сочетания

Слайд 27 Среди большого поля стоит маленькая хатка. Её

построили для того, чтобы люди могли укрыться и посидеть в

тепле в ненастье. Однажды среди летнего дня небо вдруг обложили тучи, пошёл дождь. В поле в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки, замёрз так, что у него зуб на зуб не попадал. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: – Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь и теперь дрожишь от холода. Мне очень жаль тебя… Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова. – Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик… А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

Среди большого поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы люди могли укрыться

Слайд 28Основная мысль текста – красивы дела, а не слова (человека

узнают по делам).
1. Хатка от дождя.
2.Слова и поступки

мальчиков.

3. Красивы красивые дела.

Основная мысль текста – красивы дела, а не слова (человека узнают по делам). 1. Хатка от дождя.

Слайд 29 Я вышел из леса и остановился. Передо мной

раскинулось поле золотой ржи. Вокруг было тихо. Приближалась гроза. Тёмно-синяя

туча закрыла половину неба. Около меня горячо и тускло ещё светило солнце. Ветра не было. Природа замерла в ожидании грозы. Всё притаилось, не слышно было ни одной птицы. Даже воробьи все спрятались, испугались грозы. Я глядел на громадную тучу и думал: сейчас сверкнёт молния, загремит гром и начнётся сильная буря. Но туча не двигалась, она по-прежнему давила на безмолвную землю и постепенно темнела. И вдруг я увидел, как вдали на фоне тёмного неба замелькало что-то светлое, оно было, как белый платочек. Это со стороны деревни летел белый голубь. Летел всё прямо, прямо и скрылся за лесом. Прошло несколько минут. Вокруг стояла та же тишина. Но вдруг замелькали в небе уже два платочка: это летели домой в деревню два белых голубя. Наконец подул сильный ветер, засверкали молнии, загремел отрывистый гром – началась буря. Всё закрутилось, захлестал ужасный ливень. Я едва добежал домой. Под крышей, на самом краю слухового окна, сидели два белых голубя: тот, который слетал за товарищем, и тот, кого он привёл, и, может быть, спас. Они сидели рядом и чувствовали каждый своим крылом крыло соседа. Им было хорошо!
Я вышел из леса и остановился. Передо мной раскинулось поле золотой ржи. Вокруг было тихо.

Слайд 30Основная мысль текста – птицы заботятся друг о друге, помогают

друг другу в опасности.
1.Приближение грозы.
2. Белый голубь слетал за

товарищем.

3. Голуби пережидают бурю.

Основная мысль текста – птицы заботятся друг о друге, помогают друг другу в опасности.1.Приближение грозы. 2. Белый

Слайд 31 В музеях хранятся не только произведения искусства, исторические

памятники и вещи, связанные с жизнью знаменитых людей. Существует множество

необычных музеев, собравших самые невероятные коллекции. Пётр I обратил внимание на то, что при многих королевских и княжеских дворах Европы есть кунсткамеры – залы, где выставлены коллекции всяческих редкостей. Пётр решил взять с европейцев пример и в 1714 году основал в Петербурге свою Кунсткамеру – первый российский общедоступный музей. Кунсткамера возникла как собрание разнообразных диковинок. Там были и чучела птиц и рыб, и коллекции разных камней и минералов, и образцы народных костюмов, и старинные вещи, и даже… живые экспонаты. Для Кунсткамеры построили особое здание, в нём этот старейший российский музей размещается и сегодня. Замечательно, что император постановил не брать платы с посетителей. Напротив, чтобы они чаще ходили в Кунсткамеру, их ещё и угощали «на иноземный манер» кофе и цукербродами (пирожными). «Следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», − считал Пётр I. Во многих российских городах есть необычные музеи. В Туле – Музей самоваров, в Суздале – Музей огурца, в Мышкине – Музей мыши. В старинном русском городе Переславле-Залесском есть Музей чайника, Музей утюга, Музей масок. В Москве работает удивительный музей «Русские валенки», в котором представлена коллекция расписных валенок.
В музеях хранятся не только произведения искусства, исторические памятники и вещи, связанные с жизнью знаменитых

Слайд 32Основная мысль текста – есть множество необычных музеев, где собраны

интересные коллекции.
1. Пётр I обратил внимание на кунсткамеры в

Европе.

2. Основание Петром I Кунсткамеры в Петербурге.

3. Необычные музеи России.

Основная мысль текста – есть множество необычных музеев, где собраны интересные коллекции. 1. Пётр I обратил внимание

Слайд 33Дорогие друзья!
Работая с текстами, постарайтесь сделать выводы:
Удалось ли вам верно

и полно определять тему и основную мысль текста?
Последовательно ли вы

отражали в плане содержание текста?
Правильно ли вы употребляли в пунктах плана слова, предложения, словосочетания в свойственном им значении?

Успешной работы!

Дорогие друзья!Работая с текстами, постарайтесь сделать выводы:Удалось ли вам верно и полно определять тему и основную мысль

Слайд 34Интернет ресурсы
www.ezhvashkola27.ru
pictures11.ru
http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
merrilybray.blogspot.ru
politikus.net
belive.ru
http://festival.1september.ru/articles/611955/
detskiychas.ru
http://www.razumniki.ru/izlogenie_lebed.htm
http://festival.1september.ru/articles/633601/
picpool.ru
photo-bonus.ru
phishka.ru
l.120-bal.ru







Интернет ресурсы www.ezhvashkola27.rupictures11.ruhttp://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)merrilybray.blogspot.rupolitikus.netbelive.ruhttp://festival.1september.ru/articles/611955/detskiychas.ruhttp://www.razumniki.ru/izlogenie_lebed.htmhttp://festival.1september.ru/articles/633601/picpool.ruphoto-bonus.ruphishka.rul.120-bal.ru

Слайд 35Использованная литература


Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для

общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2014.



Использованная литература Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1 – М.:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика