Слайд 1Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка (по УМК
под ред. С.И. Львовой)
Подготовила Мацкявичене Ю.А., учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №7 им. О.Н. Мамченкова г. Елизова Камчатского края
Слайд 2 Коммуникативная компетенция – умение высказываться в устной и письменной
форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на
русском языке в разных сферах коммуникаций.
Слайд 3Актуальность
Важность формирования всех видов речевой деятельности
Необходимость грамотно, точно, логически
стройно, последовательно передавать в устной и письменной форме собственные мысли
с учетом условий речевого общения
Слайд 4Анализ результатов анкетирования
Им трудно говорить перед классом;
делать сообщения по
ключевым словам и конспекту, если нужно сделать самостоятельный вывод;
не умеют
слушать другого человека;
не умеют ждать возможности высказать свое мнение;
не умеют считаться с мнением одноклассников;
не умеют излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений;
не умеют вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе
Слайд 5УМК «Русский Язык» С.И. Львовой, В.В. Львова
Слайд 6Умения:
выстраивать научное повествование и рассуждение на основе теоретического материала учебника
упр. 174 – подготовьте сообщение на тему «Что я знаю
о предложениях с прямой речью»;
упр. 236 – используя материалы П.17, расскажите о грамматической и смысловой связи предложений в тексте.
Слайд 7Умения:
передавать в устной форме содержание средств графической наглядности: таблиц, схем,
рисунков упр.5,15,162,289
Слайд 9Умения:
создавать текст в устной форме в соответствии с предложенным планом,
в том числе текст, содержанием которого является языковой разбор
упр. 100, 161,256.
Слайд 10Умения:
составлять и излагать ответ с опорой на приведенные в упражнении
примеры
( упр.4 , 132)
Слайд 11Умения:
создавать ответ на основе предлагаемых тезисов
упр. 60, 97, 201
Слайд 12Умения:
выстраивать текст – рассуждение различной степени развернутости по содержанию данных
высказываний ( пословиц, высказываний выдающихся лингвистов, педагогов, писателей) упр. 63,91,146,
Слайд 13Критерии оценки устных ответов на лингвистическую тему
правильность сообщаемых фактов
и приведенных примеров, их анализа
понимание изучаемой темы (способность применить знания
при анализе соответствующих примеров)
полнота ответа ( достаточность приведенных фактов и примеров)
композиционное оформление ( наличие вступления, последовательность изложения, завершенность ответа)
речевое оформление ( соответствие языковым нормам: орфоэпическим, грамматическим, лексическим)
Слайд 14Упражнения «Речевой этикет»
Задача :
отработка и совершенствование навыков использования этикетных
слов в собственной речи в соответствии с ситуацией общения;
формирование
устойчивой потребности в их использовании.
У.137, 138, 143, 172, 173, 175, 176 и др.
Слайд 16Обучение умению слушать
Типы заданий:
определите тему и главную мысль прослушанного текста
озаглавьте
прослушанный текст
ответьте на вопросы по содержанию прослушанного текста
составьте вопросы по
тексту
выразите свое отношение к прозвучавшему высказыванию
определите количество частей прослушанного текста и составьте его план
назовите языковые средства, которые использованы автором в тексте
оцените ответ одноклассника в соответствии с определенными требованиями
Рабочая тетрадь «Учимся читать, слушать, говорить, писать»
пример у.135 (2 ч.), у.180 и др.
Слайд 17
Учимся и играем. Анализируем и рассуждаем.
У. 141, 142.
Слайд 19Упражнения «Сочинение - миниатюра»
Умения:
раскрывать предлагаемую тему ( упр. 181,103,158)
свободно излагать
свои мысли и чувства в письменной форме: выражать свое отношение
к содержанию устных и письменных высказываний, к предмету наблюдения, к явлениям окружающего мира ( упр.163, 67,269)
Использовать в соответствии с темой и учебной задачей различные типы речи (рассуждение, повествование, описание) – упр.122,218,241,259
Использовать определенные языковые средства в зависимости от темы и цели высказывания ( упр.191,234)
Самостоятельно следить за правильностью орфографического, пунктуационного, грамматического и речевого оформления собственных речевых высказываний
Использовать средства речевой выразительности ( упр.222)
Слайд 22Учимся писать сочинение-миниатюру
У. 103. Вариант работы ученика есть в рабочей
тетради «Учимся читать, слушать, говорить, писать».
В рабочей тетради 2 часть
у. 162. Прочитать сочинение шестиклассника. Проанализировать работу ученика, отвечая на следующие вопросы:
Раскрыта тема?
Выражена ли главная мысль?
Продумана композиция?
Соблюдены лексические нормы?
Есть нарушения грамматических норм?
Нарушены правила правописания?
Запишите сочинение-миниатюру ученика, внося соответствующие исправления и дополнения. Подчеркните причастные обороты.
Слайд 23Русский язык на других уроках
У. 101, 104, 105, 108, 111,
114, 116, 117 и др.
Примеры заданий: из учебника математики выпишите
пять побудительных предложений. Какова их роль в тексте?
Или: используя материалы учебника по биологии, дайте определение следующим понятиям. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
1) Тычинки – это … . 2) Цветоложе – это … . 3) Корень – это … . 4) Цитоплазма – это … .
Слайд 24Редактирование
У. 244. Отредактируйте сочинение ученицы. «Проказница Анфиска». С. 106-107.
Или у.
242, 243.
Слайд 26Книжка -помощница
Приложение «Справочные материалы»
Слайд 27Основные формы учебной коммуникации (Н.И. Дереклеева)
Монологические формы речевой коммуникации:
Выступать с
готовой заранее речью
Выступать с неподготовленной речью
Рассказывать
Пересказывать
Спрашивать и задавать вопросы
Сообщать
Докладывать
Отвечать на
вопросы
Аргументировать
Ассоциировать
Критиковать
Доказывать и опровергать
Защищать и доказывать свое мнение
Диалогические формы речевой коммуникации:
Учебная беседа учителя и ученика
Учебная беседа в парах
Учебная беседа в группах
Дискуссия
Дебаты
Переговоры
Ответы на вопросы
Ролевая игра
Театрализация
Блиц – турнир
Учебный ринг
Открытый микрофон
Защита проекта
Слайд 28Спасибо за внимание!
Желаю творческих успехов и благополучия!