Разделы презентаций


Использование различных словообразовательных элементов в языке художественной литературы

Содержание

Использование словообразовательных суффиксов в произведениях А.С.Пушкина

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЯЗЫКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЯЗЫКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 2
Использование словообразовательных суффиксов в произведениях А.С.Пушкина

Использование словообразовательных суффиксов в произведениях А.С.Пушкина

Слайд 3Почему поэт назвал своих красавиц именно так – девицы?
Как назвали

бы вы этих героинь?

В наше время незамужнюю молодую

женщину называют девушкой, а несколько устаревшее слово девица теперь звучит насмешливо. Однако в сказке оно, безусловно, уместно: его употребление создаёт особый народно-поэтический смысл.

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

Почему поэт назвал своих красавиц именно так – девицы?Как назвали бы вы этих героинь?  В наше

Слайд 4В произведениях А.С.Пушкина можно встретить и другие слова с этим

корнем: «Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая

дева Мечтами лёгкие мечты», - говорит Онегин Татьяне. А в конце романа поэт пишет: « Но мой Онегин вечер целый Татьяной занят был одной, Не этой девочкой несмелой, Влюблённой, бедной и простой, Но равнодушною княгиней». В другом месте автор восклицает: «Какая радость: будет бал! Девчонки прыгают заране». Последняя строчка дала повод современникам Пушкина спорить: можно ли светских барышень назвать девчонками? Критик, осудивший поэта за такую вольность, возмущался тем, что поэт в другом случае простую крестьянку назвал девой: «В избушке, распевая, Дева прядёт, И, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней».
В произведениях А.С.Пушкина можно встретить и другие слова с этим корнем: «Послушайте ж меня без гнева: Сменит

Слайд 5Великий поэт сознательно употреблял в поэтической речи разговорные и книжные

слова как равноправные, выступая против всяких условностей, не боясь оскорбить

томных дев и уравнивая с ними в правах простых крестьянок.
Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дало возможность Пушкину расширить пределы поэтического словаря, используя все разнообразие синонимов, имеющих стилистические различия. И после этого «урока» поэта ни у кого не вызывает сомнения право писателя употреблять в своих произведениях самые различные словообразовательные средства родного языка.


Великий поэт сознательно употреблял в поэтической речи разговорные и книжные слова как равноправные, выступая против всяких условностей,

Слайд 6Использование словообразовательных элементов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Использование словообразовательных элементов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Слайд 7
Русская художественная литература даёт множество интересных примеров искусного применения словообразования

для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов. Ещё

в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» показано, как в разговорной речи употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Фамусов, например, использует их, чтобы выразить расположение к собеседнику (Скалозубу): «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее».
В иных репликах эти же суффиксы придают речи его ироническую окраску: «Будь плохонький, да если наберётся душ тысячки две родовых, тот и жених»; создают фамильярно-непринуждённый тон его монологов: «Как станешь представлять к крестишку иль местечку, Ну как не порадеть родному человечку!»

Русская художественная литература даёт множество интересных примеров искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной

Слайд 8
А вот пристрастие Молчалина к уменьшительно-ласкательным словам придает его речи

заискивающий оттенок, подчеркивая его зависимое положение: «Ваш шпиц – прелестный

шпиц!.. Как шелковая шерстка».
А вот пристрастие Молчалина к уменьшительно-ласкательным словам придает его речи заискивающий оттенок, подчеркивая его зависимое положение: «Ваш

Слайд 9
В монологах же Чацкого слова с оценочными суффиксами выполняют сатирическую

функцию: «Французик из Бордо; Посмотришь вечерком, он чувствует себя здесь

маленьким князьком».
В монологах же Чацкого слова с оценочными суффиксами выполняют сатирическую функцию: «Французик из Бордо; Посмотришь вечерком, он

Слайд 10Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина,

Ф.М.Достоевского

Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского

Слайд 11
Стилистическое использование выразительных возможностей словообразования в творчестве русских писателей обусловлено

и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами.
Н.В.Гоголь с иронией

описал увлечение уменьшительно-ласкательными словами дам города, пересыпавших свою пустую речь сентиментальными восклицаниями:
-Какой весёленький ситец!- воскликнула во всех отношениях приятная дама…
-Да, очень весёленький. Прасковья Фёдоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче… Сестре её прислали материйку: это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразить себе полосочки узенькие-узенькие… и через полоску всё глазки и лапки, глазки и лапки… Фестончики, всё фестончики: перелинка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики».
Стилистическое использование выразительных возможностей словообразования в творчестве русских писателей обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными художественными

Слайд 12
И.С.Тургенев часто обращался к уменьшительно-ласкательным словам для выражения симпатии, расположения

к своим героям: «Она сидела в своей комнатке. Как мышонок

в норке; с красными детски-пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк». (Фенечка, роман «Отцы и дети»).
Суффиксы у Тургенева подчёркивают малый размер предметов, их незначительность: «голубь отправился пить в лужицу; мостик загремел под копытами; барин присел на скамеечку; постоялый дворик» и т.д.
В иных случаях обращение Тургенева к суффиксам субъективной оценки объясняется иронией по отношению к описываемому: «небрежно повязанный галстучек, лаковые сапожки» (О Павле Петровиче Кирсанове).
А порой – стремлением придать речи сатирическую окраску: «Каждая пчёлочка с каждого цветочка берёт взяточку» (о губернаторе)

И.С.Тургенев часто обращался к уменьшительно-ласкательным словам для выражения симпатии, расположения к своим героям: «Она сидела в своей

Слайд 13
Иные стилистические функции выполняет оценочная лексика в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа

Головлевы». Она служит основой создания психологического портрета Иудушки-Кровопивушки, в самом

прозвище которого суффиксы субъективной оценки выполняют сатирическую роль. Его речам «ласковые» слова придают слащавость, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество: «А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели теперь в избушке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали…»
Иные стилистические функции выполняет оценочная лексика в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Она служит основой создания психологического портрета

Слайд 14
Ф.М.Достоевский обращался к ласкательным суффиксам как к сильному средству речевой

характеристики героев.
В одних случаях эти языковые средства свидетельствуют о

нежности, любви героя: « Мамочка, мама, раз-то в жизни была ты у меня… Мамочка, где ты теперь, гостья моя далёкая?.. Только обнять мне тебя и поцеловать твои синенькие глазки» («Подросток»).
В других- уменьшительно-ласкательные слова передают издёвку, насмешливо-иронический тон говорящего: « Я знаю, он моя жертвочка; говорит, а у самого зубки во рту один о другой колотятся; губка-то, как и тогда, вздрагивает» (следователь Порфирий Петрович «Преступление и наказание»).
При изображении «маленького человека» в романе «Бедные люди» Достоевский обращается к уменьшительно-ласкательным суффиксам, чтобы показать приниженность своего героя, его жалкую привычку угождать сильным мира сего, поступаясь своим человеческим достоинством: «Было мне всего семнадцать годочков, когда я на службу явился; так знаете ли Варенька, что сделал мне злой человек?.. А оттого что я смирненький, а оттого что я тихонький, а оттого что я добренький!..Стыдненько мне было…»
Ф.М.Достоевский обращался к ласкательным суффиксам как к сильному средству речевой характеристики героев. В одних случаях эти языковые

Слайд 15ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИСАТЕЛЯМИ 20 ВЕКА РАЗГОВОРНЫХ И ПРОСТОРЕЧНЫХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИСАТЕЛЯМИ 20 ВЕКА РАЗГОВОРНЫХ И ПРОСТОРЕЧНЫХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ

Слайд 16
В творчестве писателей 20 века широко использованы разговорные и просторечные

словообразовательные модели, чтобы отразить речь рабочих, крестьян, людей умственного труда,

которые ценят острое, порой грубоватое, порой шутливое нелитературное слово:
«Скоро нас, шоферяг, автошофером заменят» (А.Коробов «Танк на дороге»)
«Вот это да! Везуха!» (Ф.Абрамов «Пути-перепутья»)
Яркой экспрессией выделяются многие глаголы, получающие сниженную окраску, благодаря словообразованию:
«Рая пуганула их» (И.Зверев «Он и она»
«Мальчик изо всей силы крутанул колесо» (Н.Евдокимов «Конец ночи»)
«Пооткормили меня, поотлежался, да и …на фронт» (В. Белов «На росстанном холме»)
«Худяков и вовсе запоглядывал весело» (Ф.Абрамов «Пути-перепутья»)

В творчестве писателей 20 века широко использованы разговорные и просторечные словообразовательные модели, чтобы отразить речь рабочих, крестьян,

Слайд 17
-Я приобрел книжонку, сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.
-Почему

вы говорите так пренебрежительно? – возмутился я.
-Что вы, но ведь

она тоненькая да и формат небольшой, - ответил собеседник.
Так я и выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и книжонка», не замечает разницы в их значении.
-Я приобрел книжонку, сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.-Почему вы говорите так пренебрежительно? – возмутился я.-Что

Слайд 18ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь «Занимательная стилистика»

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь «Занимательная стилистика»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика