Слайд 1Задания из ФИПИ. Готовимся к ОГЭ
Автор учитель русского языка и
литературы
Дубняк М.А.
Слайд 2В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Цветы были
такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
2) А на перемене,
когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
3) Здорово, юный жених!
4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...
Слайд 3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно
идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной
двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
Слайд 4Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили
по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать
русский язык и литературу.
2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
Слайд 5В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
1) Алиса могла
свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а
другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности.
А когда спасают, то долго не думают…
Слайд 6Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он уже
думал о солдате как о своём отце, и в его
детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
3) Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
4) Он был рад, что мать не видит его слёз.
Слайд 7Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Этих реплик
хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с
урока вспыхнула молнией.
2) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.
3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
Слайд 8Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Дворец пионеров
был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2) До войны Аничков
дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
4) Впереди было ещё почти два года блокады...
Слайд 9Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы стояли
у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого,
словно пух, падал редкий снег.
2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших
Слайд 10Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он сидел
всё в одном и том же месте, около ножки кровати,
и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
Слайд 11Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) После уроков
шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
2) Ему казалось, что любые
удачи приходят к людям как бы за его счёт.
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
Слайд 12Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мать, однако,
стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре,
под которым висели седые волосики…
2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
Слайд 13Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я неплохо
знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил,
но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.
3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
Слайд 14Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мне никогда
до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
2) Разве в
мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?
3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
Слайд 15Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Если бы
он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу
в серии «Жизнь замечательных людей».
2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
Слайд 16Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Стиснув до
побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их
перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...
2) Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.
3) Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
4) Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску.
Слайд 17Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда Юра
начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные
альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
4) Пришло время удивляться Валерке.
Слайд 18
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Всё вызывало
у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы,
раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.
4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
Слайд 19В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Птицы замолчали,
уступив место нашему герою.
2) Но, пропадая среди лести и восхищения, он
всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
3) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
4) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…