Слайд 1«Как помочь ребёнку в написании сочинения?»
Консультация для родителей учащихся 5-6-х
классов
Слайд 2Сочинение — художественное, научное и тому подобное произведение. Сочинять -
создавать произведение (литературное или музыкальное)
Сочинение — произведение, труд, работа, творение,
создание, детище, плод трудов, творчество (собирательное). Сочинять - создавать, выдумывать
Сочинение — самое произведение, что сочинено. Сочинять — изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения
Слайд 3Сочинение -
это творчество, которое требует
огромного труда, усилий ума и
духа, воображения, результат которого - письменное монологическое высказывание ребёнка, текст
Слайд 4М. М. Бахтин утверждал, что создание текста - это поступок,
поскольку трудясь над сочинением, создавая свой текст, человек совершает поступок,
ибо проявляет себя как личность.
Слайд 5отозваться на прочитанное,
высказать свое впечатление от прочитанного,
высказать своё
отношение к прочитанному,
поделиться своими размышлениями по поводу прочитанного.
Личностный
характер сочинения проявляется в способности ребёнка
Слайд 6Проблема
самостоятельности ученических сочинений!!!
Слайд 7Жанры школьных сочинений
Сочинения на свободную тему
Сочинение по литературному произведению:
литературный отзыв,
анализ эпизода произведения,
характеристика героя произведения,
осмысление идеи произведения
Слайд 8Жанры школьных сочинений
Сочинения – стилизации
Сочинение по публицистическому (художественному) тексту
Сочинение на
лингвистическую тему
Слайд 9Алгоритм работы над сочинением
О чём буду писать?
Зачем буду писать?
Как буду
писать?
Слайд 10О чём буду писать?
Уяснение темы сочинения: проанализировать каждое слова в
теме,
переформулировать её в вопрос, ответом на который станет
сочинение
Слайд 11Зачем буду писать?
Определение основной мысли сочинения: принять решение о том,
в чём автору сочинения нужно убедить тех, кто его сочинение
будет читать, во что они должны поверить, в чём убедиться, читая его работу
Слайд 12Как буду писать?
Определение плана текста:
определить тип речи текста (повествование, рассуждение,
описание),
выбор структуры плана,
составление плана текста.
Слайд 13Описание
Общее представление предмета описания
Характеристика предмета описания:
1 признак,
2
признак,
3 признак.
III .Оценка предмета описания
Слайд 14Повествование
Экспозиция
Основные события:
завязка,
кульминация,
развязка.
III. Эпилог
Слайд 15Рассуждение
Тезис
Доказательства тезиса:
1 аргумент + пример,
2 аргумент
+ пример,
III. Вывод
Слайд 16Как буду писать?
Определение стиля речи, в котором текст будет создан:
выбор
изобразительно-выразительных средств языка, обусловленных стилем речи
Слайд 17Не владея фактическим материалом, хорошего сочинения не напишешь
Работа с первоисточником
(художественный текст):
выборочное чтение текста на предмет выделения эпизодов, анализ которых
позволит раскрыть тему сочинения,
выбор цитат, которые можно использовать в тексте сочинения, как аргументы или примеры.
Слайд 18Образ офицера Жилина в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Каким изобразил офицера
Жилина Л.Н.Толстой в своём рассказе?
Этот герой может быть для меня
примером.
Художественное описание
Представление героя.
Характеристика героя:
внешность,
поступки,
жизненные ценности,
отношения к людям.
III. Моё отношение к герою
Слайд 20Создание текста сочинения
Устное проговаривание предполагаемого текста
Создание чернового варианта письменного текста
(письмо через строку)
Работа с черновиком (редактирование)
Слайд 21Условные символы ошибок, допускаемых в творческих работах
Слайд 22Чего следует избегать в сочинении?
В сочинении нельзя пересказывать содержание произведения,
статьи школьного учебника или критические статьи; нужно выразить свое понимание
произведения, свое отношение к нему.
Высказывая мнение, нужно быть убедительным (аргументы, примеры, доказательства).
Нельзя оперировать фактами, не имеющими отношения к теме.
Недопустимо неправильное или поверхностное раскрытие темы.
Слайд 23Важно!!!
Нельзя написать хорошее сочинение за один день.