Слайд 1Культура речи и языковая норма
Слайд 2Цель урока:
Вспомнить понятие « языковая норма языка».
Закрепить умения различать грамматические
ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.
Формировать навыки использования нормированной
речи .
Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6/, орфоэпическими и лексическими нормами /А 17-А19/
Слайд 3Орфоэпическая разминка.
Решите орфоэпические задачи:
1. В каком слове ударение на 2
слоге ?
а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый
г/ мельком
2. В каком слове ударение на 1 слоге?
а/ иначе б/ эксперт в/ дремота
г/ знамение
3. В каком слове ударение на 3 слоге?
а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый
Длительность разминки -1-2 мин
Слайд 4Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение
пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием,
правильно и выразительно.
Понятие «языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.
Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов ,их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.
Слайд 6Грамматические нормы языка
Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении
именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения
родовой принадлежности.
Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций,незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений
Слайд 7Морфологические ошибки
и их правка
Слайд 8ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите
это слово правильно:
Директора школ , контейнера на погрузке, пять
килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
Время работы -5-7мин
Слайд 9Правильный ответ :
Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много
народу, множество грузин ,все шоферы, несколько мандаринов , 5 килобайт,
партия кадетов, красивее всех, заведую ,в шестистах метрах ,в полутора часах езды.
Слайд 10Лексическая минутка
Определите лексическое значение слов:
сытый - сытный ; болотный- болотистый;
оживают – оживляют; абонент - абонемент ; будний – будничный;
поступок-проступок.
В каком предложении вместо слова водный нужно употребить слово водяной?
1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.
2. В заросшем пруду много водных жуков.
3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами
4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодых людей.
Время работы – 5 мин
Слайд 11Синтаксические ошибки
и их исправление
Слайд 12Определите , в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой
выбор:
1.Несколько мальчиков удивленно переглянулось.
2.Ракета -носитель доставлена на орбиту.
3.Поезд отправился согласно
расписания.
Она была молода и красива.
Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.
Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.
Время работы – 5 мин
Слайд 13Синтаксические ошибки
и их исправление
Слайд 14Проверочная работа в парах
Для работы предлагаются карточки с заданиями по
изученной теме.
Во время выполнения работы разрешено использовать памятки, имеющиеся у
каждого учащегося.
Время выполнения работы -10 мин.
Домашнее задание :
1. Повторить теоретический материал по теме : «Грамматические нормы»;
2 . Зад. А4 – А6, А 17-19 /вар.1-5 /.