Слайд 1Методы и приёмы работы на уроках русского языка, способствующие повышению
мотивации
Учитель начальных классов
КОУ ВШИ№1 для детей сирот
и детей оставшихся
без попечения родителей г.Воронеж
Гостева Е.В.
Слайд 2Методы и приёмы работы на уроках русского языка, способствующие повышению
Слайд 3Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его
успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять
все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Слайд 4 Рассмотрим приемы на предмете “Русский язык”, т.к. является достаточно сложным
для усвоения младшими школьниками. Почти во всех УМК за последнее
время произошло увеличение количества знаний. Авторы комплектов по-разному решают данную проблему: используется дифференцированные задания (по выбору), даются памятки для более прочного усвоения навыка использования того или иного правила, присутствуют герои, которые помогают объяснить ребенку определенные темы через диалог.
Слайд 5 Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику эти знания
были интересны, чтобы они были для него значимы.
Девиз моей педагогической
деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Слайд 61. Одно из направлений – это использование современных образовательных технологий. Все
большую реализацию на уроках русского языка получает технология развития критического
мышления (ТРКМ).
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Вызов (создание проблемной ситуации)
осмысление,
рефлексия.
Слайд 7Очень важно на уроках использовать следующие приемы:
1) создание ситуации успеха,
через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала
с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества,
3) рефлексия,
4) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий; занимательность, через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки.
Слайд 8Выполнить задание и
найти буквы
мать
молот
сестра
щенята
дочь
жена
Условия для поиска букв:
выделить слова,
содержащие мягкие согласные звуки;
среди них найти трехсложное слово;
из
него выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки
Буквы Н, Щ.
Продолжить ряд:
нщ Нщ НЩ нщ…
нщ Нщ НЩ нщ …
Слайд 92. Творчество
Развитие творческих способностей
ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы
и задания формируют положительное отношение к учебной деятельности.
Творческие задания следует давать систематически, так как нельзя “завести” детей на какую-то интересную работу, а потом всё взять и бросить. Сначала (в 1 классе) следует давать творческие задания на сугубо добровольных началах Необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес к ним.
Слайд 10Какие же творческие задания я чаще всего использую?
1 класс
грамматические сказки
“лесенки”
«На
что похожа буква»
Слайд 11Рифмованные упражнения
В блеснуть, в опасно и ужасно
Букву Т писать опасно.
Всем
известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
Слайд 12Мнемотехника (“Ассоциативные зацепки”) – система различных приёмов, облегчающих запоминание и
увеличивающая объём памяти за счёт искусственных ассоциаций.
Слайд 13а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе
созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим
образ.
Например: “КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в Пальто».
Пассажир – пассажир берет билет в кассе.
Улица – на улице встречаю знакомые лица.
Запад – на западе солнце падает.
Слайд 14б) В слове спряталось другое слово.
Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй
этот фантастический сюжет.)
Облако – на облаке лак.
Пловец – пловец плывет
в плове.
Соловей – соловей поет соло.
Слайд 15В) Графические ассоциации – мнемотехника
К. Д. Ушинский:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но
свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит их налету».
Слайд 182-й класс
Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение
звуков, дикцию, темп речи.
Увлекает ребят и изучение пословиц и
поговорок.
Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии.
Кроссворды со словарными словами – одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.
Слайд 193–4- класс
вводить на уроках элементы занимательной фразеологии
Мои ученики очень любят
изобразительное творчество, поэтому они рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники
отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы изображения: “уши развесить”, “повесить нос”, “вешать лапшу на уши”, “сердце в пятки ушло”, “дело в шляпе”, “кот наплакал”).
составление словарей
Слайд 203. Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра.
Игра ставит
ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда
– стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
4 .Взаимопроверка работ.
Слайд 21Планомерное и систематическое применение названных приемов и методов дает возможность
повысить эффективность обучения.
Желаю удачи!
Слайд 22Богоявленский Д. Б. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников //
Вопросы психологии, 1969.Т.2.
Кабанова-Меллер Е.Н. Структура и закономерности учебной деятельности
в условиях развивающего обучения. Структура познавательной деятельности. Владимир, 1976.
Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во МГУ, 1975.
Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. М., 1984.
Список литературы