Разделы презентаций


Мнемоника на уроках русского языка

Содержание

Мнемо́ника (от греческого τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций(связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальные, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 станицы

Придорожной Мнемоника на уроках русского языка
Литвинова Людмила Васильевна, учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №10
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 станицы Придорожной  Мнемоника на уроках русского языка			Литвинова

Слайд 2Мнемо́ника (от греческого τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов,

облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций(связей). Замена абстрактных объектов

и фактов на понятия и представления, имеющие визуальные, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в  памяти различных типов для упрощения запоминания.
Мнемо́ника (от греческого τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций(связей).

Слайд 3Словосочетание – это сочетание  двух или нескольких слов, связанных по

смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания, окончания и предлога или

только по смыслу Ловит (кого?) рыбу

Запомните!  Не являются словосочетаниями:
1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь, четверть кончается;
2) однородные члены предложения: газеты и журналы; светит, но не греет;
3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него;
4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший;
5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря, засучив рукава.

Словосочетание – это сочетание  двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания,

Слайд 4Назовите словосочетания:
Щи да каша
Небо и земля
Очень интересно
Привезли вовремя
Лучший день
Соответствует требованию
Вокруг

школы
Зеленые листья
Несмотря на успех
Солнечные лучи
Беговая дорожка
Юбка в складку
Воробей взлетел
Составить

словосочетание
Опавший лист
Морской берег
Составить список
Наступило утро
В течение дня
Быстро бегая
Насчёт успеваемости
Навстречу ветру
Назовите словосочетания: Щи да кашаНебо и земляОчень интересноПривезли вовремяЛучший деньСоответствует требованиюВокруг школыЗеленые листьяНесмотря на успех Солнечные лучиБеговая

Слайд 5Типы связи слов в словосочетании
Запомни: тип связи в словосочетании определяется

не по главному, а по зависимому слову!
Рассмотрим типы связи слов

с помощью аббревиатуры



согласование управление примыкание
Если ты не так уж глуп,
Знай, что значит этот СУП!
Обрати внимание
На СУПа содержание -
Это Согласование, Управление, Примыкание.


Типы связи слов в словосочетанииЗапомни: тип связи в словосочетании определяется не по главному, а по зависимому слову!Рассмотрим

Слайд 6Давайте рассмотрим типы связи слов в словосочетании с точки зрения

семейных взаимоотношений, т.к. словосочетание чаще всего состоит из пары слов.
Итак,

будем считать, что согласование – семья, где муж – требовательный, но справедливый глава, а жена согласна во всем подчиняться ему (зависимое слово стоит в том же роде, числе, падеже, что и главное. Это прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение, отвечающее на вопрос какой?)

СОЮЗ (КАКОЙ?) КРЕПКИЙ



Давайте рассмотрим типы связи слов в словосочетании с точки зрения семейных взаимоотношений, т.к. словосочетание чаще всего состоит

Слайд 7 Управление – семья, в которой глава (главное слово) управляет всем,

но к жене(зависимому слову) почти не требователен (важно, чтобы зависимое

слово стояло в том же падеже, что и главное. Это существительное, в том числе и субстантивированное, местоимение, количественное числительное)


УПРАВЛЯЕТ (ЧЕМ?) МАШИНОЙ


Управление – семья, в которой глава (главное слово) управляет всем, но к жене(зависимому слову) почти не требователен

Слайд 8 Примыкание – семья, состоящая из упрямых людей , в

которой никто никому ничего не должен (зависимое слово не изменяется:

не склоняется, не спрягается. Это наречие, деепричастие, глагол в начальной форме, притяжательное местоимение его, её, их)


ПРИМКНУТЬ (КАК?) НЕНАДОЛГО


Примыкание – семья, состоящая из упрямых людей , в которой никто никому ничего не должен (зависимое

Слайд 9Тренировка. Распределите словосочетания по колонкам
Очень гибкий
Совершенно бесплатно
Не заботясь ни о

ком
Мой учитель
Предлагать помощь
Желание познакомиться
Бежать по дорожке
Одиннадцатый час
Сверяя часы
Хороший друг

Тренировка.  Распределите словосочетания по колонкамОчень гибкийСовершенно бесплатноНе заботясь ни о комМой учительПредлагать помощьЖелание познакомитьсяБежать по дорожкеОдиннадцатый

Слайд 10Способы замены словосочетаний на синонимичные
Находим в данном словосочетании главное (то, от которого

можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова(то, к которому задаётся вопрос

от главного).
Главное слово оставляем без изменения (ФОРМА СЛОВА ОСТАЕТСЯ ТОЙ ЖЕ!). 
3. Меняем только зависимое слово. Для этого еще раз внимательно читаем задание:
а) если требуется заменить примыкание (зависимое слово – наречие, деепричастие, глагол в начальной форме) на управление, то, скорее всего, потребуется однокоренное существительное с предлогом. Например, работал уверенно > работал с уверенностью.
б) если требуется заменить согласование на (чаще всего зависимое слово – прилагательное) на управление, то прилагательное заменяем однокоренным существительным, при этом допустимо поменять местами главное и зависимое слово, использовать предлоги (по необходимости). Например, лесной царь > царь леса.


Рыбак тот же, рыба - другая 
Способы замены словосочетаний на синонимичныеНаходим в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова(то, к

Слайд 11Тренировка. Замените словосочетания на синонимичные (В2)
Юбка в клетку
Дом родителей
Беговая дорожка
Заросли черники
Городскими

жителями
Лошадиного глаза
Мой подарок
Легко подпрыгнуть
Рассказать выразительно
Культурные ценности
Общественная жизнь
Сказать с уверенностью
Стены кремлевской
Творческим

процессом
Работаю без аккуратности
Железная дверь
Костяным молоточком
Металлическая банка
Крикнуть с радостью
Растительном мире
Осенний лес
Школьная жизнь
Снежных чехольчиках
Французский живописец
Тренировка. Замените словосочетания на синонимичные (В2)Юбка в клеткуДом родителейБеговая дорожкаЗаросли черникиГородскими жителямиЛошадиного глазаМой подарокЛегко подпрыгнутьРассказать выразительноКультурные ценностиОбщественная

Слайд 12Проверка (В2)
Клетчатая юбка
Родительский дом
Дорожка для бега
Черничные заросли
Жителями города
Глаза лошади
Подарок для

меня
Подпрыгнуть с легкость
Рассказать с выражением
Ценности культуры
Жизнь общества
Сказать уверенно
Стены Кремля
Процессом творчества
Работаю

неаккуратно
Дверь из железа
Молоточком из кости
Банка из металла
Крикнуть радостно
Мире растений
Лес осенью
Жизнь школы
Чехольчиках из снега
Живописец из Франции
Проверка (В2)Клетчатая юбкаРодительский домДорожка для бегаЧерничные зарослиЖителями городаГлаза лошадиПодарок для меняПодпрыгнуть с легкостьРассказать с выражениемЦенности культурыЖизнь обществаСказать

Слайд 13Тест (В2)
Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СВЯЗЬЮ УПРАВЛЕНИЕ.  с предлогом:  1. бессонная ночь

–  2. подземный переход –  3. алгебраическая задача –  4. школьный портфель -  5. плюшевый медвежонок -  6. приморский парк -  7. клетчатый шарф –  без предлога:  1. полковое знамя –  2. солнечная энергия –  3. лесной запах –  4. учительский стол -  5. конское ржание -  зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:  1. двухэтажное здание –  2. шестилетний ребёнок –  3. белоствольная берёза -  4. голубоглазая девочка -  5. островерхие ели - 
Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СВЯЗЬЮ СОГЛАСОВАНИЕ. 
1. каша из гречки –  2. снаряд для спортсменов –  3. тропинка в гору -  4. человек без совести -  5. вопрос по литературе -  6. гостиница при вокзале -  7. костюм в полоску –  8. кусты сирени –  9. совет отца –  10. ком снега –  11. судьба матери –  12.занятия музыкой –  13.собака с гладкой шерстью -  14.ружьё с двумя стволами -  15.парень с рыжими волосами -  16.особняк в три этажа -  17.девушка двадцати лет - 
Тест (В2)     Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СВЯЗЬЮ УПРАВЛЕНИЕ. 

Слайд 14 Задание 3. Замените данные словосочетания со способом связи ПРИМЫКАНИЕ синонимичным

со связью УПРАВЛЕНИЕ.  1. жалостно посмотрел –  2. смело спрыгнул –  3. устало

шагал –  4. осторожно слез –  5. спокойно делал –  6. беззаботно жил -  7. бесшумно едет -  8. бесстрашно бросился –  9. бездушно пел – 
Задание 4. Замените данные словосочетания со способом связи УПРАВЛЕНИЕ синонимичным со связью ПРИМЫКАНИЕ 1. говорил с тревогой –  2. ждал с напряжением –  3. охранял с заботой –  4. глядел со смущением –  5. уезжал со спокойствием -  6. отзывался с гордостью –  7. сделал с аккуратностью –  8. плакал без звука -  9. поступил без жалости -
Задание 3. Замените данные словосочетания со способом связи ПРИМЫКАНИЕ синонимичным со связью УПРАВЛЕНИЕ.   1. жалостно посмотрел

Слайд 15 Предложение - это основная единица синтаксиса, которая представляет собой грамматически

оформленное и интонационно законченное соединение слов.


Грамматическая основа предложения – это

подлежащее и сказуемое (В3, В6).


В поисках подлежащего и сказуемого. Когда перед вами задача – найти Главные члены предложения,  Прежде всего отыщите глагол, Глагол в любом наклонении. Когда обнаружится этот глагол Между другими словами, То подчеркните его поскорей Сразу двумя чертами. Этот глагол нам необходим В нашей работе школьной. Он будет сказуемым – и не простым! А даже простым глагольным. Потом от него мы вопросы Кто? Что? К другим словам направляем И подлежащее, как на крючок, На эти вопросы поймаем. Тут мы его одною чертой Вмиг подчеркнём без сомнения, И полюбуйся – перед тобой Главные члены предложения! (Песенка из радиопередачи «Радионяня»).

Предложение - это основная единица синтаксиса, которая представляет собой грамматически оформленное и интонационно законченное соединение слов.Грамматическая

Слайд 16Подлежащее
Способы выражения подлежащего

ПодлежащееСпособы выражения подлежащего

Слайд 17Сказуемое
Сказуемое наряду с подлежащим является элементом грамматической основы предложения. Сказуемое обозначает

действие, которое выполняет субъект, а также его состояние или признак,

следовательно, сказуемое отвечает на вопросы что делать? что сделать? что происходит с предметом? каков предмет? что он такое? кто он такой? Как правило, сказуемое выражается глаголом, но есть и иные способы его выражения – существительное, прилагательное, местоимение, причастие и др.
Сказуемое русского языка представлено тремя видами – простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное.

СказуемоеСказуемое наряду с подлежащим является элементом грамматической основы предложения. Сказуемое обозначает действие, которое выполняет субъект, а также его

Слайд 18Виды сказуемых


Простое глагольное Составное сказуемое

составное именное составное глагольное




Плывут
облака
Облака были разноцветными
Хочу смотреть на

облака
Виды сказуемых     Простое глагольное		Составное сказуемое				   составное именное	 составное глагольноеПлывут облакаОблака были

Слайд 19Простое сказуемое может быть только глагольным.
Простого именного сказуемого НЕ

БЫВАЕТ!
Составное глагольное сказуемое состоит из нескольких частей (основной и вспомогательной).

Основная часть – инфинитив, вспомогательная – желание, продолжение, возможность, необходимость, начало, конец, эмоциональность действия.

Глагол-связка + инфинитив

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть, но можно встретить и иные связки, в некоторых предложениях глагол-связка отсутствует. Именная часть выражается прилагательным, существительным, наречием, причастием, местоимением и др.

Глагол-связка + именная часть
Простое сказуемое может быть только глагольным. Простого именного сказуемого НЕ БЫВАЕТ!Составное глагольное сказуемое состоит из нескольких частей

Слайд 20Способы выражения простого глагольного сказуемого

Способы выражения простого глагольного сказуемого

Слайд 21По наличию главных членов предложения делятся на односоставные (присутствует только

один главный член предложения)

и двусоставные (есть и подлежащее, и

сказуемое)

подлежащее сказуемое
По наличию главных членов предложения делятся на односоставные (присутствует только один главный член предложения)	 и двусоставные (есть

Слайд 22Виды односоставных предложений

Виды односоставных предложений

Слайд 23Обобщенно – личные предложения
1. Не пером пишут, а умом. 2. На всех

не угодишь. 3. Цыплят по осени считают. 4. Умей вовремя сказать, вовремя

смолчать. 5. После драки кулаками не машут. 6. Голыми руками ежа не ухватишь.
Обобщенно – личные предложения	1. Не пером пишут, а умом. 2. На всех не угодишь. 3. Цыплят по осени

Слайд 24Однородные члены предложения – это дети, принадлежащие одним родителям






однородные

члены


Соединяются союзами и, или, либо, да, а, но, то-то, не то – не то, не столько, сколько, не только, но и , однко, зато и др.
Однородные члены предложения – это дети, принадлежащие одним родителям      			однородные

Слайд 25Тренировка. Выпиши грамматические основы из следующих предложений (В3)
Весны ждала, ждала природа.
Давай

сходим в кино.
Как только я вошел, несколько гостей начали суетливо

переговариваться между собой.
Татьяна прыг в сани.
Вот вырасту и стану инженером.
Весело смеясь, друзья ввалились в комнату.
Морозный день.
День был морозный.
Все еще читаешь?
Пришел бы побеседовать.
Арктика – родина этих птиц.





В парке шумно и весело.
В дверь постучались.
Я рад тебя выслушать.
Люди должны стремиться к совершенству.
Девочки очень любят красивые банты.
Это было великолепно.
В комнате душно и тесно.
Нет ничего прекрасней лета.
Об этом она могла только мечтать.
Витя сел в галошу.
Курить – здоровью вредить.

Тренировка. Выпиши грамматические основы из следующих предложений (В3)Весны ждала, ждала природа.Давай сходим в кино.Как только я вошел,

Слайд 26 Проверка.
Весны ждала, ждала природа.
Давай сходим в кино.
Как только я вошел,

несколько гостей начали суетливо переговариваться между собой.
Татьяна прыг в сани.
Вот

вырасту и стану инженером.
Весело смеясь, друзья ввалились в комнату.
Морозный день.
День был морозный.
Все еще читаешь?
Пришел бы побеседовать.
Арктика – родина этих птиц.





В парке шумно и весело.
В дверь постучались.
Я рад тебя выслушать.
Люди должны стремиться к совершенству.
Девочки очень любят носить красивые банты.
Это было великолепно.
В комнате душно и тесно.
Нет ничего прекрасней лета.
Об этом она могла только мечтать.
Витя сел в галошу.
Курить – здоровью вредить.


Проверка. Весны ждала, ждала природа.Давай сходим в кино.Как только я вошел, несколько гостей начали суетливо переговариваться

Слайд 27Простые и сложные предложения
При выполнении задания В6 не забывайте о

том, что по количеству грамматических основ предложения делятся на простые

и сложные !
Назовите, в чем отличие простых предложений от сложных.

Наступил розовый вечер.

Наступил вечер, и облака окрасились в розовый цвет.



Простые и сложные предложенияПри выполнении задания В6 не забывайте о том, что по количеству грамматических основ предложения

Слайд 28Типы сложных предложений

Сложносочиненные Сложноподчиненные Бессоюзные

Типы сложных предложенийСложносочиненные	  Сложноподчиненные		Бессоюзные

Слайд 29 Тест «Готовимся к ГИА. Задание В3. Грамматическая основа предложения»
1. Из

предложения выпишите грамматическую основу:
В корчме не было ни одной женщины.

(Б.Акунин)
2. Из предложения выпишите грамматическую основу:
После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня
была особенно мутной.(Г.Голубев)
3. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел
бойцам выполнять этот его приказ. (В.Кожевников)
4. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Одинокая чайка, подхваченная ветром,ослепительно
белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом,
ныряя и остро махая крыльями. (Ю.Бондарев)
5. Из предложения выпишите грамматическую
основу:
Вскоре отец с матерью ушли на работу.
(А.Мусатов)
6. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Озеро около берегов было засыпано ворохами
жёлтых листьев. (К.Паустовский)
7. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Ланового вдруг перевели на административную
работу в штаб округа. (А.Беляев)
8. Из предложения выпишите грамматическую основу:
После ужина Анфиса молча принялась убирать со
стола. (А.Иванов)
9. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Солнце косыми лучами освещало птичий розовый
остров. (И.Соколов-Микитов)
10. Из предложения выпишите грамматическую основу:
Дом с подветренной стороны по самую крышу
занесло снегом. (В.Свинцов)

Тест «Готовимся к ГИА. Задание В3.  Грамматическая основа предложения»  1. Из предложения выпишите грамматическую основу:В

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 31Источники:
http://www.licey.net/russian/syntax/r1_1_3
http://www.tutoronline.ru/blog/vidy-skazuemyh-v-russkom-jazyke.aspx
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test138.xml
http://baranowa.ru/lessons/rus/gia/b8/#1
http://www.saharina.ru/metod/ege/theory/les1/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%ED%E5%EC%EE%ED%E8%EA%E0
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA&fp=3&pos=96&uinfo=ww-1007-wh-630-fw-782-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fav.li.ru%2F846%2F3930846_13752743.gif

Источники:http://www.licey.net/russian/syntax/r1_1_3http://www.tutoronline.ru/blog/vidy-skazuemyh-v-russkom-jazyke.aspxhttp://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test138.xmlhttp://baranowa.ru/lessons/rus/gia/b8/#1http://www.saharina.ru/metod/ege/theory/les1/http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%ED%E5%EC%EE%ED%E8%EA%E0http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA&fp=3&pos=96&uinfo=ww-1007-wh-630-fw-782-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fav.li.ru%2F846%2F3930846_13752743.gif

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика