Слайд 1Обобщающий урок
по теме: «Лексика. Фразеология»
6 класс
Подготовила: учитель
русского языка Толстова
Е.В.
Слайд 2Как вы понимаете высказывания о русском языке?
«Дивишься
драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё
зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи»
Н.В. Гоголь.
Слайд 3 «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно
– строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно –
бойкий, живой»
Л.Н. Толстой.
Слайд 4 «Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен,
ловок и вместителен»
А.И. Куприн.
Слайд 5 «… для всего, что существует в природе,
в русском языке есть великое множество слов и названий»
К. Г. Паустовский.
Слайд 6Теоретический блок
Что изучает лексика?
На какие группы делятся все слова языка?
Какие
группы необщеупотребительных слов вам известны? Приведите примеры.
Слайд 7Слова – пенсионеры и слова – младенцы. Дайте точное определение.
Приведите примеры.
Родные слова и усыновленные слова. Дайте точное определение. Приведите
примеры.
Что такое фразеологизмы. Приведите примеры.
Слайд 8Практическая часть
Замените каждое слово в предложении синонимом.
Врач прописал пациенту пилюли.
Разъяренная метель засыпала
тропинки.
Слайд 9 В пословицах найдите антонимы и определите,
какие качества человека они называют
1. Мужественный пеняет
на себя, малодушный - на товарища. 2.Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. 3.Молод годами, да стар делами. 4.Язык длинный, а мысли короткие. 5.Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Слайд 10Угадайте слово по толкованию его лексического значения. Слова запишите.
Сосуд особого
устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания.
Устройство,
которое обеспечивает дыхание человека под водой.
Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, Родине.
Красная строка, отступ в начале строки.
Слайд 11Найдите в отрывке диалектное слово, по контексту определите, что оно
означает
Шли без дорог, перебирались через сухие болота – мшары, где
нога тонула по колено в коричневых мхах. (Пауст.)
Деревья лежали поперек ручья, образуя лавы разной высоты, а высохшие ветки деревьев то касались воды, то повисали в воздухе, не доставая дна буерака. (Сол.)
Еще в прогалинах кустов, где мы в ночном бывали, огнища наши от костров позаросли едва ли. (Тв.)
Слайд 12Прослушайте тексты, докажите, о какой профессии идёт речь, слова-доказательства выпишите
в тетрадь.
Слайд 13Прочитайте синонимы к словам. Какое языковое явление они иллюстрируют?
Юноша –
чувак, перец, крендель.
Девушка – чувиха, чикса.
Родители – старики, предки, черепа,
родаки.
Хорошо – клёво, класс, ништяк, чётко, отпад, гламурно.
Слайд 14Найдите устаревшие слова,
дайте им толкование
На гостье был наряд
простой:
Покрытый синею китайкой
Шушун, кокошник золотой
И сарафан.
Слайд 15Как называются эти предметы? Какое название имеют такие слова?