Слайд 1Морфемика. Словообразование
Задания повышенной сложности
Слайд 2Пшено и пшеница – слова с одинаковым корнем?
Слайд 3Пшено и пшеница – слова с одинаковым корнем?
Нет. В словах
пшеница и пшено выделяются корни -пшен- и -пшениц-. (Пшено получают
не из пшеницы, а из проса.)
Слайд 4Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.
Слайд 5Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.
Лежебока (лежать на боку),
горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки
вечные).
Слайд 6Поэт Василий Каменский написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как
образован этот неологизм?
Слайд 7Поэт Василий Каменский написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как
образован этот неологизм?
Слово рекачкачайка представляет собой наложение друг на
друга нескольких слов: река, качка, чайка.
Слайд 8Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно
образовано?
Слайд 9Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно
образовано?
Слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов:
самооборона без оружия
(сам + б + о).
Слайд 10Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека
шумом на производстве».
Как образовано это слово?
Слайд 11Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека
шумом на производстве’. Как образовано это слово?
Слово образовано сложением
сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши > беруши.
Слайд 12Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина.
Приведите примеры аналогичных словообразовательных
пар.
1. Одиночила в комнате девушка
Взволновали ее звуки флейты...
2. Художники!
Бойтесь «мещанок»:
Они обездарят ваш дар...
3. Я еду в серебряноспицной коляске...
4. Все звезды мира и все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты...
Слайд 131. Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).
2.
Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).
3. Серебрян(ая) спиц(а)
> серебрян-о-спиц-н(ый) – сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).
4. Жемчуг > жемчуж-и(ить) – суффиксальный (серебро – серебрить).
Слайд 14Двумя способами опишите словообразование каждого слова.
Игольчатый, недолговременно, наколенник.
Игольчатый:
1) игл(а) > иголь-чат(ый) – суффиксальный способ;
2) игл(а) > игол-к(а)
> игольч-ат(ый) – суффиксальный способ.
Недолговременно: 1) долговременно > не-долговременно – префиксальный способ.
2) недолговременн(ый) > недолговременн-о – суффиксальный способ.
Наколенник: 1) колен(о) > на-колен-н(ый) > наколенн-ик( ) – суффиксальный способ.
2) колен(о) > на-колен-ник( ) – префиксально-
суффиксальный способ.
Слайд 15Определите способ словообразования:
безделье, веселье, богомолье.
Слайд 16Определите способ словообразования:
безделье, веселье, богомолье.
. Дел(о) > без-дель-[й]-(е)
– приставочно-суффиксальный способ;
весел(ый) > весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;
бог(а) моли(ть) >
бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией.
Слайд 17Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом:
1) выигрышно;
2) облицовщик;
3) несмышленыш.
Слайд 18Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом:
1) выигрышно; 2) облицовщик;
3) несмышленыш.
Играть > выиграть > выигрыш > выигрышный >
выигрышно;
лицо > облицевать > облицовывать > облицовщик;
мысль > мыслить > смыслить > смышленый > несмышленый >
несмышленыш.
Слайд 19Определите слова по характеристике морфем.
1. Приставка (исконная) указывает на
превышение в чем-нибудь нормы, предела.
2. Корень обозначает то, что мы
слышим, улавливаем органами слуха.
3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему-либо, имеющий к чему-либо отношение’.
4. Окончание имен прилагательных именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
Слайд 20Определите слова по характеристике морфем.
1. Приставка (исконная) указывает на
превышение в чем-нибудь нормы, предела.
2. Корень обозначает то, что мы
слышим, улавливаем органами слуха.
3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему-либо, имеющий к чему-либо отношение’.
4. Окончание имен прилагательных именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
Сверх-звук-ов-ой
Слайд 21Определите слова по характеристике морфем.
1. Приставка указывает на близость
к предмету, на связь с ним.
2. Корень обозначает придаток на
задней части тела животного.
3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц мужского пола по их действиям (с отрицательной характеристикой).
4. Окончание имен существительных 2-го склонения (нулевое) именительного
падежа, единственного числа,
мужского рода.
Слайд 22Определите слова по характеристике морфем.
1. Приставка указывает на близость
к предмету, на связь с ним.
2. Корень обозначает придаток на
задней части тела животного.
3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц мужского пола по их действиям (с отрицательной характеристикой).
4. Окончание имен существительных 2-го склонения (нулевое) именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
при-хвост-ень
Слайд 23Определите слова по характеристике морфем.
1. Корень обозначает верхнюю конечность
человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.
4. Суффикс глагола,
обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс (окончание) инфинитива.
Слайд 24Определите слова по характеристике морфем.
1. Корень обозначает верхнюю конечность
человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.
4. Суффикс глагола,
обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс (окончание) инфинитива.
рук-о-дель-нича-ть.