Разделы презентаций


Морфемика. Словообразование

Содержание

Пшено и пшеница – слова с одинаковым корнем?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Морфемика. Словообразование
Задания повышенной сложности

Морфемика. Словообразование Задания повышенной сложности

Слайд 2Пшено и пшеница – слова с одинаковым корнем?

Пшено и пшеница – слова с одинаковым корнем?

Слайд 3Пшено и пшеница – слова с одинаковым корнем?
Нет. В словах

пшеница и пшено выделяются корни -пшен- и -пшениц-. (Пшено получают

не из пшеницы, а из проса.)
Пшено и пшеница – слова с одинаковым корнем? Нет. В словах пшеница и пшено выделяются корни -пшен-

Слайд 4Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.

Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.

Слайд 5Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.
Лежебока (лежать на боку),

горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки

вечные).
Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов. Лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня),

Слайд 6Поэт Василий Каменский написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как

образован этот неологизм?

Поэт Василий Каменский написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как образован этот неологизм?

Слайд 7Поэт Василий Каменский написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как

образован этот неологизм?
Слово рекачкачайка представляет собой наложение друг на

друга нескольких слов: река, качка, чайка.
Поэт Василий Каменский написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как образован этот неологизм? Слово рекачкачайка представляет собой

Слайд 8Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно

образовано?

Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано?

Слайд 9Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно

образовано?
Слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов:

самооборона без оружия
(сам + б + о).
Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано? Слово самбо образовалось в русском языке

Слайд 10Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека

шумом на производстве». Как образовано это слово?

Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве».  Как образовано это

Слайд 11Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека

шумом на производстве’. Как образовано это слово?
Слово образовано сложением

сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши > беруши.
Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово?

Слайд 12Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина. Приведите примеры аналогичных словообразовательных

пар.
1. Одиночила в комнате девушка Взволновали ее звуки флейты...
2. Художники!

Бойтесь «мещанок»: Они обездарят ваш дар...
3. Я еду в серебряноспицной коляске...
4. Все звезды мира и все планеты Жемчужу гордо в свои сонеты...
Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина.  Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар. 1. Одиночила в комнате девушка

Слайд 131. Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).
2.

Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).
3. Серебрян(ая) спиц(а)

> серебрян-о-спиц-н(ый) – сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).
4. Жемчуг > жемчуж-и(ить) – суффиксальный (серебро – серебрить).
1. Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).2. Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный –

Слайд 14Двумя способами опишите словообразование каждого слова. Игольчатый, недолговременно, наколенник.
Игольчатый:

1) игл(а) > иголь-чат(ый) – суффиксальный способ;
2) игл(а) > игол-к(а)

> игольч-ат(ый) – суффиксальный способ.
Недолговременно: 1) долговременно > не-долговременно – префиксальный способ.
2) недолговременн(ый) > недолговременн-о – суффиксальный способ.
Наколенник: 1) колен(о) > на-колен-н(ый) > наколенн-ик( ) – суффиксальный способ.
2) колен(о) > на-колен-ник( ) – префиксально-
суффиксальный способ.
Двумя способами опишите словообразование каждого слова.  Игольчатый, недолговременно, наколенник. Игольчатый: 1) игл(а) > иголь-чат(ый) – суффиксальный

Слайд 15Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.

Определите способ словообразования:  безделье, веселье, богомолье.

Слайд 16Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.
. Дел(о) > без-дель-[й]-(е)

– приставочно-суффиксальный способ;
весел(ый) > весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;
бог(а) моли(ть) >

бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией.
Определите способ словообразования:  безделье, веселье, богомолье. . Дел(о) > без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;весел(ый) > весель-[й]-(е) –

Слайд 17Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом: 1) выигрышно; 2) облицовщик;

3) несмышленыш.

Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом:  1) выигрышно;  2) облицовщик;  3) несмышленыш.

Слайд 18Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом: 1) выигрышно; 2) облицовщик;

3) несмышленыш.
Играть > выиграть > выигрыш > выигрышный >

выигрышно;
лицо > облицевать > облицовывать > облицовщик;
мысль > мыслить > смыслить > смышленый > несмышленый >
несмышленыш.
Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом:  1) выигрышно; 2) облицовщик;  3) несмышленыш. Играть > выиграть

Слайд 19Определите слова по характеристике морфем.
1. Приставка (исконная) указывает на

превышение в чем-нибудь нормы, предела.
2. Корень обозначает то, что мы

слышим, улавливаем органами слуха.
3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему-либо, имеющий к чему-либо отношение’.
4. Окончание имен прилагательных именительного падежа, единственного числа, мужского рода.

Определите слова по характеристике морфем. 1. Приставка (исконная) указывает на превышение в чем-нибудь нормы, предела.2. Корень обозначает

Слайд 20Определите слова по характеристике морфем.
1. Приставка (исконная) указывает на

превышение в чем-нибудь нормы, предела.
2. Корень обозначает то, что мы

слышим, улавливаем органами слуха.
3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему-либо, имеющий к чему-либо отношение’.
4. Окончание имен прилагательных именительного падежа, единственного числа, мужского рода.


Сверх-звук-ов-ой
Определите слова по характеристике морфем. 1. Приставка (исконная) указывает на превышение в чем-нибудь нормы, предела.2. Корень обозначает

Слайд 21Определите слова по характеристике морфем.
1. Приставка указывает на близость

к предмету, на связь с ним.
2. Корень обозначает придаток на

задней части тела животного.
3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц мужского пола по их действиям (с отрицательной характеристикой).
4. Окончание имен существительных 2-го склонения (нулевое) именительного
падежа, единственного числа,
мужского рода.
Определите слова по характеристике морфем. 1. Приставка указывает на близость к предмету, на связь с ним.2. Корень

Слайд 22Определите слова по характеристике морфем.
1. Приставка указывает на близость

к предмету, на связь с ним.
2. Корень обозначает придаток на

задней части тела животного.
3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц мужского пола по их действиям (с отрицательной характеристикой).
4. Окончание имен существительных 2-го склонения (нулевое) именительного падежа, единственного числа, мужского рода.

при-хвост-ень
Определите слова по характеристике морфем. 1. Приставка указывает на близость к предмету, на связь с ним.2. Корень

Слайд 23Определите слова по характеристике морфем.
1. Корень обозначает верхнюю конечность

человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.
4. Суффикс глагола,

обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс (окончание) инфинитива.
Определите слова по характеристике морфем. 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.2. Соединительный гласный.3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять

Слайд 24Определите слова по характеристике морфем.
1. Корень обозначает верхнюю конечность

человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.
4. Суффикс глагола,

обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс (окончание) инфинитива.

рук-о-дель-нича-ть.
Определите слова по характеристике морфем. 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.2. Соединительный гласный.3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика