Разделы презентаций


Написание сжатого изложения

Содержание

Сжатое изложение Полноценное понимание исходного текстаУмение систематизировать собранный материал и отбирать из него самое необходимое для раскрытия темыНавыки сжатия текста (случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ (Подготовка к ГИА)
Презентация учителя русского языка и литературы

МАОУ СОШ №3
г-к. Анапа, с. Витязево
Поповой Е.В.

НАПИСАНИЕ  СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ  (Подготовка к ГИА)   Презентация учителя русского языка и литературы МАОУ

Слайд 2Сжатое изложение
Полноценное понимание исходного текста

Умение систематизировать собранный материал и

отбирать из него самое необходимое для раскрытия темы

Навыки сжатия текста

(случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов – это не сжатие!)

Умение создавать новый текст, лаконичный и целостный.



Сжатое изложение Полноценное понимание исходного текстаУмение систематизировать собранный материал и отбирать из него самое необходимое для раскрытия

Слайд 3Понимание
Внимательное восприятие исходного текста при первом прослушивании (глобальном), без

подробных записей.
Если много записей, они «тянут» ученика к

подробному изложению.

Максимальное осмысление прослушанного текста во время паузы

Дополнение и уточнение записей во время второго (детального) прослушивания (микротемы; стиль, тип речи текста; языковые особенности и др.)








ПониманиеВнимательное  восприятие исходного текста при первом прослушивании (глобальном), без подробных записей.  Если много записей, они

Слайд 4Систематизация собранного материала
Составление плана

Вопросы к тексту:
какую основную проблему ставит

автор?;
какие этапы в движении его мысли мы можем выделить?
Ключевая

и второстепенная информация (ведущий тип речи!).
- ключевая информация текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.




Систематизация собранного материалаСоставление плана Вопросы к тексту:какую основную проблему ставит автор?; какие этапы в движении его мысли

Слайд 5Создание текста изложения
Наличие всех микротем. Отсутствие микротем с избыточной

(той, которой нет в исходном тексте) информацией.


Наличие абзацев


Готовое изложение должно

представлять собой не отдельные фразы из исходного текста, кое-как связанные между собой, а новый текст, построенный самим учеником.







Создание текста изложения Наличие всех микротем. Отсутствие микротем с избыточной (той, которой нет в исходном тексте) информацией.Наличие

Слайд 6Сжатие исходного текста
Способы компрессии текста:
Исключение
Обобщение
Сочетание

исключения
и обобщения
Правильное применение приёмов сжатия текста

– это верная передача авторского замысла,
без искажений.

Сжатие исходного текста     Способы компрессии текста:ИсключениеОбобщениеСочетание исключения  и обобщения Правильное применение приёмов

Слайд 7Основные языковые приёмы компрессии текста:
Замены
Исключения
Слияния

Основные языковые приёмы компрессии текста:ЗаменыИсключенияСлияния

Слайд 8При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной

мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное

и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать

Слайд 9Замены:
однородных членов обобщающим наименованием;
фрагмента предложения синонимичным выражением;
предложения или его

части указательным, определительным или отрицательным местоимением;
Сложноподчинённого предложения простым;
Прямой речи косвенной.


Замены:однородных членов обобщающим наименованием; фрагмента предложения синонимичным выражением;предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением;Сложноподчинённого предложения

Слайд 10Исключения:
отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
повторов;
фрагмента предложения, имеющего менее существенное

значение;
одного или нескольких синонимов;
предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные

слишком широко и полно.

Исключения:отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;повторов;фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; одного или нескольких синонимов;предложений, содержащих описания

Слайд 11Слияния:
Образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном

и том же предмете речи.

Слияния:Образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Слайд 12Замены

Замены

Слайд 13Исключения
Почему так часто менял он свои профессии?
Какая сила толкала его

натягивать
брезентовую робу, надевать каску и мчаться на
пожарных лошадях?
Что

заставляло его сутками, до ломоты в руках,
разгружать баржи с арбузами, кирпичом,
цементом?
Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому можно использовать приём исключения предложений – оставить только первое из трёх.
Исключения Почему так часто менял он свои профессии?Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и

Слайд 14 Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение некоторых членов

предложения

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение некоторых членов предложения

Слайд 15Обобщение
Почему так часто менял он свои профессии?
Какая сила толкала его

натягивать
брезентовую робу, надевать каску и мчаться на
пожарных лошадях?
Что

заставляло его сутками, до ломоты в руках,
разгружать баржи с арбузами, кирпичом,
цементом?
Этот отрывок можно сжать с помощью замены однородных членов синонимичным выражением.
Что заставляло его часто менять
профессии, порой очень тяжёлые и опасные.

ОбобщениеПочему так часто менял он свои профессии?Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться

Слайд 16Слияния

Слияния

Слайд 17Обобщение и исключение
При компрессии часто совмещают разные способы сжатия.
Год проходит

за годом. Писатель всё дальше и
дальше уходит от нас

в историю, не стареют
лишь его книги.
Эти предложения можно преобразовать
путём слияния простых предложений в
сложное, одновременно исключая при этом
повторы.
Годы проходят, но не стареют книги
писателя.
Обобщение и исключениеПри компрессии часто совмещают разные способы сжатия.Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше

Слайд 18 Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны

между собой по смыслу и грамматически. Главная задача - научить

детей кратко, в обобщённой форме освещать описанные в тексте факты, явления или события; глубже вдумываться в содержание произведения; вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.
Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически.

Слайд 19 Использованная литература 1. Русский язык. 9

класс. В 2ч. Ч. 1.: учебник для общеобразовательных учреждений /

С.И.Львова, В.В.Львов. – М. : Мнемозина, 2008 2. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л.Касаткин, П.А.Лекант. – М., Высш. Шк., 1991 3. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной - 2011
Использованная литература  1. Русский язык. 9 класс. В 2ч. Ч.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика