Слайд 1Задания для учащихся при повторении в 7 классе
1.Синтаксис и пунктуация
2.
Лексика и фразеология
Слайд 2Синтаксис и пунктуация.
Представленные в этом разделе задания помогут учителю
не только восстановить основные синтаксические и пунктуационные умения учащихся, сформированные
в 5-6 классах, но и организовать подготовку для успешного овладения программой по русскому языку в 8-9 классах.
Материал раздела охватывает повторение грамматической основы (способы выражения сказуемого; грамматическая основа с одним главным членом; прямое дополнение и обращение как конкуренты подлежащего), знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.
Слайд 3Задание 1.
1) Проверь себя. Знаете ли вы, какими частями речи,
кроме глагола, может быть выражено сказуемое? Для этого спишите предложения,
подчеркивая грамматические основы. Над сказуемым напишите, какой частью речи они выражены. Сделайте вывод, закончив предложение: «Сказуемое может быть выражено… (чем?)».
2) Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их расстановку при помощи схем.
Слайд 41) Труд-источник всякого богатства. (Ф.Энгельс).
2) Темное чистое небо торжественно
и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным
великолепием. (Тургенев).
3) Недолги летние ночи!.. (Тургенев).
4) Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. (Тургенев).
5) Наша ветхая лачужка и печальна, и темна.(Пушкин).
6) Все зашевелилось проснулось запело зашумело заговорило. (Тургенев).
7) Небо легкое и такое просторное и глубокое. (Бунин).
8) Самое дорогое у человека- это жизнь. (Н.Островский). 9) Дружба- главное наше богатство все мы дети Советской страны. (Фархади).
10) Снег на катке волнистый и горбатый. (Шипачев).
Слайд 5Ответы.
1) В упражнении представлены различные способы выражения сказуемого. В роли
сказуемого может выступать:
- глагол (предложения 2, 4, 6);
- имя существительное
в именительном падеже (предложения 1, 8, 9); обратите внимание на постановку тире в таких случаях;
- краткая форма имени прилагательного (предложения 3, 5);
полное имя прилагательное (предложения 7, 10).
2) Знаки препинания должны быть поставлены при однородных членах в предложении 6 (схема 0, 0, 0, 0, 0) и в сложном предложении 9 (схема: [], [].)
Слайд 6Задание 2.
Потренируйтесь в нахождении прямого дополнения, которое можно принять
за подлежащее. Для этого внимательно прочитайте каждое предложение и вдумайтесь
в его смысл. Найдите и выпишите грамматические основы и прямые дополнения. В скобках поставьте вопрос и определите падеж существительного- дополнения.
Образец: Луна освещает (что?) снег (В.п.).
Слайд 71) Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий;
мутно небо, ночь мутна.
2) Мой друг, отчизне посвятим души
прекрасные порывы!
3) Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье, не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье.
4) Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года; синея блещут небеса.
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.
6) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Слайд 8Ответы.
2) Посвятим (что?) порывы (В.п.). Предложение без подлежащего; мой друг-
обращение, подлежащим не является.
3) Храните (что?) терпенье (В.п.). Грамматическая
основа состоит из одного сказуемого.
4) Природа встречает (что?) утро (В.п.).
5) Она льет (что?) свет (В.п.).
6) Бранят (что?) дни (В.п.). Грамматическая основа состоит из одного сказуемого.
Слайд 9Задание 3.
Измените предложение таким образом, чтобы они из повествовательных превратились
в побудительные. Для этого глаголы в изъявительном наклонении замените глаголами
в повелительном наклонении.
Перестроенные предложения
запишите. Объясните расстановку
знаков препинания.
Над обращениями поставьте букву О.
Слайд 101)Ребята бережно относятся к книгам.
2) Пионеры активно готовятся к
предстоящим соревнованиям.
3) Школьники принимают участие в озеленении родного города.
4) Дети земли борются за мир.
Слайд 11 Данное упражнение рассчитано на закрепление навыка моделирования синтаксических конструкций с
глаголами в повелительном наклонении, в которых, как правило употребляются обращения.
Учителю нужно проследить, чтобы в этих предложениях были правильно расставлены знаки препинания.
Во время проверки следует напоминать учащимся, что обращения не являются членами предложения, а грамматическая основа состоит только из сказуемого.
Слайд 12Задание 4.
Спишите предложения, подчеркивая грамматические основы. В чем их особенность?
Письменно ответьте на этот вопрос, продолжив предложение:
«Во всех данных
предложениях грамматическая основа состоит из одного …».
Слайд 131)Помню раннее, свежее тихое утро. (Бунин).
2) Снега нигде не
было видно. (Скребицкий).
3) Кругом не слышалось почти никакого шума.
(Тургенев).
4) На другой день гусару стало хуже. (Пушкин).
5) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (Тургенев).
Слайд 14Задание 5.
Выпишите предложения в следующем порядке:
1) предложения, в которых
один главный член;
2) предложения, в которых два главных члена;
3) сложные
предложения.
Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Слайд 151)Вспоминается мне ранняя погожая осень.
2) Всюду сильно пахнет яблоками.
3) окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней
прохладой.
4) К ночи в погоду становится очень холодно и росисто.
5) Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно.
6) Черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. (По Бунину).
Слайд 16Ответы.
Предложения с одним главным членом- 2, 4.
Предложения с двумя
главными членами-
1, 5, 6.
Сложное предложение- 6.
Слайд 17Задание 6.
Вспомните, какие знаки препинания ставятся в предложениях, в которых
при однородных членах есть обобщающие слова. Спишите, расставляя недостающие знаки
препинания.
Подчеркните однородные члены предложения и обобщающие слова как члены предложения.
Слайд 181)Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое,
то сердечная тоска.
2) Все в тающей дымке: холмы, перелески.
3) И
вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи.
4) Кроме мальчишек, баб и болтливых стариков, у нас были враги более серьезные: подводные коряги, комары, ряска, грозы, ненастье, и прибыль воды в озерах и реках.
5) Посреди ночи стихло все: шорохи листьев, шорохи шагов, голоса птиц.
Слайд 19Задание 7.
Выпишите сначала предложения, в которых союз и связывает однородные
члены, а затем простые предложения в составе сложного.
Вставьте недостающие
знаки препинания.
Подчеркните однородные члены в первой групп предложений.
Слайд 201) Еще светло перед окном в разрывы облак солнце блещет
и воробей своим крылом в песке, купаясь, трепещет. (Тютчев).
2)
Оковы тяжкие падут темницы рухнут- и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут . (Пушкин).
3) Черемуха душистая весною расцвела и ветки золотистые, что кудри завила. (Есенин).
4) Ручей волной гремучею все ветки обдает и вкрадчиво под кручею ей песенки поет. (Есенин).
5) Носились тучи дождь шумел и молнии еще сверкали и гром вдали еще гремел и ветры в дебрях бушевали. (Рылеев).
6) Мне мать и сестры песни пели о незабвенной старине. (Рылеев).
Слайд 21Ответы.
Предложения, в которых союз и связывает простые предложения в составе
сложного:1, 2, 5.
Слайд 22 Данные задания предназначены для совершенствования умения различать синонимы.
В
качестве дидактического материала даны слова и фразеологизмы, обозначающие главным образом
абстрактные понятия, работа с которыми представляет для учащихся определенную трудность.
Лексика и фразеология.
Слайд 23Задание №1
В каждой из приведенных групп слов выделите
«третье лишнее».
С каким явлением лексики
связано объединение слов в каждой группе.
1) Подтверждение, доказательство, исключение.
2) Лицемерие, легкомысленность, неискренность.
3) Беззаботный, беспечный, безразличный.
4) Стреляный воробей; тертый калач; калачом не заманить.
5) В поте лица; на одно лицо; не покладая рук.
Слайд 24
Лишними являются:
1) Исключение,
2) Легкомысленность
3) Безразличный
4) Калачом не заманить
5) На
одно лицо
Остальные пары слов и фразеологизмов в этой группе являются
синонимами.
Ответы.
Слайд 25Задание № 2
Являются ли синонимами следующие слова?
1) Классная- классовая- классическая.
2)
Искусный- искусственный.
3) Невежливый- невежественный.
4) Мемуарный- мемориальный.
5) Скрытный- скрытый.
6) Обоснуйте свой
ответ, включив эти слова в словосочетания.
Образец: Классная доска- классовая борьба- классическая музыка.
Слайд 26Задание № 3
Вставив необходимые по смыслу предлоги, вы можете прочитать
фразеологизмы.
Какое правило вам необходимо повторить, чтобы не ошибиться в
написании этих фразеологизмов?
Спишите. Объясните значение фразеологизмов.
1) Ни … какие ворота не лезь.
2) Ни … коем случае.
3) Ни … что на свете.
4) Ни … что не ставить.
5) Ни … какие блага в мире.
6) Ни … что не похоже.
7) Ни … каким видом
Слайд 27Вы должны вставить следующие предлоги:
1) в, 2) в, 3) за,
4) во, 5) за, 6) на, 7) под.
Чтобы не ошибиться
в написании этих фразеологических оборотов, нужно повторить орфограмму
«Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях».
Ответы.
Слайд 28Задание №4
Прочитайте фразеологические обороты. Объясните смысл каждого фразеологизма. К какому
словарю в случае затруднения вам придется прибегнуть?
Выпишите сначала фразеологические
выражения книжного стиля, затем разговорного.
1) Расправить крылья.
2) Проба пера.
3) Перейти Рубикон.
4) К шапочному разбору.
5) Списать в тираж.
6) Всеми фибрами души.
7) Делать погоду.
8) Ждать у моря погоды.
9) Пожинать лавры.
10) Вкушать плоды.
Составить два предложения, включив в них фразеологизмы.
Слайд 29Фразеологические обороты книжного стиля:
1) Расправить крылья- начинать проявлять в полной
мере свои способности;
2) Проба пера- первый литературный опыт.
3) Перейти Рубикон-
сделать решительный шаг, совершить решительный поступок, имеющий поворотное значение в жизни. (Для более глубокого понимания значения фразеологизма учитель может предложить учащимся вспомнить сведения по истории Древнего Рима или напомнить, что происхождением своим фразеологизм обязан названию реки Рубикон, которую в 49 году до н.э. перешел, вопреки римского сената, Юлий Цезарь. Это событие послужило началом гражданской войны и привело к установлению в Риме империи.)
9) Пожинать лавры- пользоваться плодами успеха.
10) Вкушать плоды- пользоваться результатами совершенного, достигнутого, сделанного.
Ответы.
Слайд 30Фразеологические обороты разговорного стиля:
1) К шапочному разбору- к самому концу
чего- либо (приходить, являться и т.п.)
2) Списать в тираж- отстранить,
считая непригодным к какой-либо деятельности.
3) Всеми фибрами души- очень сильно, страстно (ненавидеть, презирать и т.п.).
4) Делать погоду- определять ход, течение чего-либо; оказывать или иметь решающее влияние на что-либо.
5) Ждать у моря погоды- рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.