Слайд 1
Изобразительно-выразительные средства языка
Слайд 3ТРОПЫ
Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении
для создания художественного образа и достижения большей выразительности
Слайд 4ЭПИТЕТ
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся
художественным, образным определением.
В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий
лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
Слайд 5МЕТАФОРА
МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа,
речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся
на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".
Слайд 6ПРИМЕРЫ МЕТАФОР
Пустых небес прозрачное стекло…
Багровый костёр заката…
Лунный серп…
Густеет облаков волнистое
руно…
(И. Бунин)
Слайд 7СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается
посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других
художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
Слайд 8ПРИМЕРЫ СРАВНЕНИЙ
И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник,
по ветру летят.(А.Ахматова)
"Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина
Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца."(А.Чехов)
"И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…"(В.Шукшин)
Слайд 9ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению
или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение
может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры
Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
Слайд 10ПРИМЕРЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ
Здесь даже камни плачут…
Цветы мне говорят: «Прощай!» (С.
Есенин)
Уж небо осенью дышало…
Россия вспрянет ото сна… (А. Пушкин)
Слайд 11ГИПЕРБОЛА
ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ
создается посредством художественного преувеличения.
Пример: В сто сорок солнц закат пылал…
(В. Маяковский)
Слайд 12ЛИТОТА
Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА
(греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.
Например:
«Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг» и т. п
Слайд 13МЕТОНИМИЯ
МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) – это употребление названия одного предмета
вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи
между ними.
Например: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов)
Слайд 14СИНЕКДОХА
Синекдоха (греч. sinekdoche, буквально - соперенимание), вид речевого тропа, разновидность
метонимии, выявление целого (большого) через его часть (меньшее). Выделяют две
разновидности С.:
называется вместо целого часть, явственно представляющее в данной ситуации целое: "Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?" (Н. Гоголь); здесь совмещены значения "человек с бородой", "бородач" ("мужик") и "борода";
употребление одного числа вместо другого: "И слышно было до рассвет, как ликовал француз" (М. Ю. Лермонтов).
Слайд 15Ирония
Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле,
обратном буквальному.
Пример: Отколе, умная, бредешь ты, голова?
(Обращение к ослу
в басне И.А.Крылова)
Слайд 16ПЕРИФРАЗА
Перифраза (от греч. períphrasis - описательное выражение, иносказание) троп, описательно
выражающий одно понятие с помощью нескольких.
Пример: Погрузился в сон
вместо заснул
Царь зверей вместо лев
Братья наши меньшие вместо животные
Автор «Героя нашего времени» вместо М.Ю.Лермонтов
Слайд 17СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (ФИГУРЫ РЕЧИ)
Фигура речи – это оборот речи, синтаксическое
построение, используемое для усиления выразительности высказывания.
Слайд 18АНАФОРА
Анафора, греч., повторение одного и того же слова в начале
нескольких предложений.
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
(М. Лермонтов)
Слайд 19ЭПИФОРА
ЭПИФОРА (от греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная
анафоре: повторение конечных частей речи.
Пример: Деточка, все мы немножко лошади,
Каждый
из нас по-своему лошадь.
(В. Маяковский).
Слайд 20БЕССОЮЗИЕ
Бессоюзие,асиндетон, опущение союзов, связывающих грамматически однородные слова или предложения:
"сказано - сделано", "пришёл, увидел, победил", "назвался груздем - полезай
в кузов".
Это стилистический приём, усиливающий выразительность речи, придающий ей сжатость, насыщенность.
Слайд 21МНОГОСОЮЗИЕ
Многосоюзие, полисиндетон (от греч. polysýndeton), такое построение
предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между
собой одним и тем же союзом (чаще «и»), тогда как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения.
Многосоюзие — средство усилить впечатление общности перечисляемого, часто использовалось в русской народной песне (чаще с союзом «а»).
Слайд 22ГРАДАЦИЯ
Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или
убыванием значимости.
Пример:
Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)
Слайд 23Виды градации
Восходящая – цепь понятий или определений с постепенным возрастанием
значимости.
Пример: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из
света и тени. (Л.Н.Толстой)
Нисходящая - цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости.
Пример: Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах. (А.Белый)
Слайд 24ИНВЕРСИЯ
Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного
языка порядка слов.
Пример:
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступням.
(А. Пушкин)
Слайд 25ПАРАЛЛЕЛИЗМ
Параллелизм - расположение тождественных или сходных элементов речи в смежных
частях текста.
Пример: "Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы"
(Брюсов В.)
Слайд 26ОКСЮМОРОН
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном
образе.
Пример:
…С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался
жив?
(С. Есенин)
Слайд 27ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
Пример: У Анны стряслась
беда. Большая. Случилось это давно. Очень давно.
Слайд 28РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической
речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.
Пример:
А вы, надменные
потомки,
Известной подлостью прославленных отцов…
(М. Лермонтов)
Слайд 29Риторический вопрос
Риторический вопрос – вопрос, который ставится не с целью
получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому
или иному явлению. Вопрос, на который не требуется ответа.
Пример: О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
(Н.А.Некрасов)
Слайд 30ЭЛЛИПСИС
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо
слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Пример:
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому –
дроги,
Каждому – свое.
(М. Цветаева)
Слайд 31Лексический повтор
Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же
слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.
Пример: Казалось все
в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
Слайд 32Вопросно-ответная форма изложения
Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы.
Пример:
Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
Слайд 33Однородные члены предложения
Перечисляемые действия, предметы, признаки.
Пример: Были это веселые, сильные
и смелые люди!
(М.Горький)
Слайд 34Звукопись
Игра звуками для усиления выразительности
Слайд 35Ассонанс
Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.
Пример:
Быстро
лесу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою. (Н.А.Некрасов)
Слайд 36Аллитерация
Аллитерация - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.
Пример:
Морозом
выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь.
(И.Северянин)
Слайд 37В широком смысле к средствам выразительности относятся:
Слайд 38Синонимы
Близкие по значению слова.
Пример: Мой ласковый и нежный зверь.
Слайд 39Контекстные синонимы
индивидуально-авторские
Слова, сходные по значению только в данном тексте (вне
текста они не имеют сходства в лексическом значении).
Пример: Грузное тело
его исполнено гибкой, звериной грации. (М.Шолохов)
Слайд 40Антонимы
Слова с противоположным значением.
Пример: Ты и могучая, Ты и
бессильная, Матушка-Русь!
(Н.А.Некрасов)
Слайд 41Контекстные антонимы
индивидуально-авторские
Слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте.
Пример:
Для вас – века, для нас – единый час. (А.Блок)
Слайд 42Диалектизмы
Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект
в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских
деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку – векшей, зайца – ушканом, волка – бирюком.
Слайд 43Фразеологизмы
Устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном
смысле. Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из
которых он состоит. Они не создаются, а используются уже готовые, закрепленные в памяти речевые единицы.
Пример:
Строить воздушные замки – придумывать нереальные, невыполнимые планы
Зарубить себе на носу – основательно запомнить
Слайд 44А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ.
Всю
дорогу ей казалось, что поезд едва тащится, тогда как он
стремительно мчался.
Это был старый вспыльчивый художник.
… небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее.
2
Слайд 45А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Она
кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно
зажмуренными глазами.
Счастье сидело в ней пушистым котенком.
Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, - все было сном.
Не помня – как, она поднялась по рапу в сильных руках Грэя.
2
Слайд 46А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ.
Там,
где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег.
Грэй слышал
перебранку и лай.
Печная дверца, прогоревшая дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь.
Направо был океан, явственно, как присутствие спящего человека.
4
Слайд 47А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.
Взад
и вперед от приморской деревни в город составляло не менее
трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы.
Довольно мне колоть вам глаза, сказала она, - и так уж нет почти ни одной семьи, где я бы не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки.
Заложу колечко, и кончено.
Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду.
2
Слайд 48А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ИНВЕРСИЯ.
Была
весна, ранняя и суровая, как зима, нов другом роде; недели
на три припал к холодной земле резкий береговой норд.
Рыбачьи лодки образовали на белом песке длинный ряд темных килей.
Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду.
Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.
1
Слайд 49ЗАДАНИЕ 1
Какой троп используется в тексте?
У меня в душе ни
одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир
огромив мощью голоса, иду —
Красивый, двадцатидвухлетний.
(В. Маяковский)
1. эпитет
2. метафора
3.олицетворение
4.оксюморон
Слайд 50ЗАДАНИЕ 2
Какой троп используется в тексте?
Люблю я пышное природы увяданье...
(А. Пушкин)
1. эпитет
2. метафора
3. олицетворение
4. оксюморон
Слайд 51ЗАДАНИЕ 3
Какой троп используется в тексте (см. выделенные слова)?
Он отец
мне по возрасту,
По призванию брат,
Невесёлые волосы.
Пиджачок мешковат.
Вижу руки подробные,
Всё по ним узнаю,
И глаза исподлобные
Смотрят в душу мою. (Е. Евтушенко)
Слайд 52ЗАДАНИЕ 4
Какой троп используется в стихотворении?
Анчар, как грозный часовой,
Стоит –
один во всей вселенной.
(А. С. Пушкин)
эпитет
2. метафора
3. сравнение
4. оксюморон
Слайд 53ЗАДАНИЕ 5
Какой троп используется в тексте?
Устало всё кругом: устал и
цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился…
(А.Фет)
эпитет
2. метафора
3. олицетворение
4. оксюморон
Слайд 54ЗАДАНИЕ 6
Какой троп используется в тексте?
Я видывал, как она косит:
Что
взмах – то готова копна.
(Н. Некрасов)
гипербола
2. метафора
3. эпитет
4. литота
Слайд 55ЗАДАНИЕ 7
Какая фигура речи используется в тексте?
Он увидел меня и
застыл. Оцепенел. Замолчал.
1. антитеза
2. градация
3. парцелляция
4. параллелизм