Слайд 1Русский язык
Подготовка к выполнению части 3 (С) заданий ЕГЭ
Презентацию подготовила
учитель русского языка и литературы
МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области
Халяпина
Лариса
Николаевна
Слайд 2Часть С (сочинение)
Вы знаете,
что часть 3(С) на Едином государственном экзамене — самая сложная.
Она проверяет умения и навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость суждения при интерпретации текста.
Информативный материал, поможет, отражая критерии оценивания части С, сформировать у учащихся представление о том, что требуется при написании сочинения-рассуждения.
Слайд 3Примерный план сочинения
1. Вступление
2. Отражение проблемы в тексте:
а) формулировка проблемы
б) комментарий
в) авторская позиция
3. Позиция ученика
а) согласие или несогласие с автором
б) собственная позиция (тезис + 2 аргумента)
4. Вывод = заключение
Слайд 4Размер сочинения
Объем- от 150 до 300 слов
Вступление – 2-4
предложения
Вступление + заключение =1/4 работы
Слайд 5Проблема текста
Основная проблема — это та, которая стала объектом раздумий
автора;
над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно
возвращается;
по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
Памятка
В тексте
• исследуется
• анализируется
• поднимается
• рассматривается
• затрагивается
проблема (ЧЕГО?) (РОД. ПАДЕЖ):
нравственного выбора
экологии
добра и зла и т.д.
Памятка
Автором проблема может быть поставлена
• изложена
• рассмотрена
• выдвинута
• затронута
• поднята
• сформулирована
• исследована
• проанализирована
Проблема - это вопрос, требующий решения или обсуждения.
Проблематика - это все вопросы, которые затрагиваются в тексте.
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
В тексте может быть несколько проблем
Слайд 6Распространённые проблемы
Социальные: взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на
труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы
социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблемы цивилизации.
2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности / бездуховности.
Слайд 7Распространённые проблемы
3. Философские: проблема добра и зла, жизни и смерти;
поиска смысла жизни; проблема одиночества, утраты веры в человечество; проблема
идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности.
4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях); проблемы детства, связанные со становлением личности; проблема отчего дома, утрата корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.
Слайд 8Распространённые проблемы
5. Экологические (проблемы взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения
окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного
отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы.
6. Информационно-коммуникативные: проблемы развития русского языка, проблема языковой культуры или бескультурья; проблема аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры.
Слайд 9Комментарий к сформулированной проблеме
В комментарии не должно быть
• Пересказа исходного
текста или любой его части.
• Рассуждений по поводу всех проблем
текста.
• Комментариев о действиях героев текста.
• Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!
Комментарий – это рассуждение о проблеме
Комментарий –объяснение того, как проблема раскрывается в этом тексте
Нужно показать , насколько хорошо вы поняли текст.
Обязательно опираемся на предложенный текст !
Слайд 10Авторская позиция
Авторская позиция может быть выражена
Четко, прямо, непосредственно:
В названии текста.
В
отдельных предложениях
текста.
Через ряд аргументов.
Через модальный план
текста:
Риторические вопросы.
Риторические восклицания.
Порядок слов.
Лексические повторы.
Оценочную лексику.
Модальные слова и частицы.
Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.
Её можно
а) сформулировать
б) пересказать своими словами
в) указать № предложения
Слайд 11Ваша позиция по поставленной автором проблеме
Без оценочных слов
(см. табл. ниже), помогающих
передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!
с удовольствием прочитал...
нельзя остаться равнодушным...
к сожалению,...
к немалому удивлению, узнал, что...
убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
разделяя негодование автора, хочу сказать, что… 1
оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает
восхищение
возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...
интересно то, как автор... и т.п.
Слайд 12Аргументы
Аргументами являются
• ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
• имена исторических
деятелей
• ссылки на признанные авторитеты и их произведения
• свидетельства очевидцев
•
названия событий
• цитаты
• даты
• различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
• собственные наблюдения и выводы
• положения официальных документов
• различные общественные законы
• законы природы
• народная мудрость:
пословицы, поговорки, приметы
и т.п.
• статистические данные
• научные данные
• примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
• примеры из жизни окружающих
Слайд 13Языковые клише
Автор считает, что... Автор утверждает, что...
Автор
убежден, что... и подобная уверенность небезосновательна.
Автору важно убедить
читателя в том, что...
Бесспорно мнение автора о том, что...
Цель автора - заставить читателя обратить внимание на...
Задача автора - убедить читателей в том, что...
Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: ...
Автор подводит читателя к мысли о том, что...
Автор стремится донести до читателя мысль о том. что...
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ...
«...» — в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
«.,,» — в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.
«...» — это высказывание точно отражает позицию автора.
... — вот основная идея (мысль) текста.
«...» — именно эта мысль отражает авторскую позицию.
... — эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
... — в этом предложении звучит прямая авторская оценка...
... — все это позволило автору выразить мысль о том, что...
... — вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
— вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
Позиция автора очевидна: ...
Слайд 14Как корректно возразить автору, излагая свою позицию
Автор, по-моему, не совсем
прав, утверждая, что...
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю,
что...
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что...
Автор, несомненно, прав, утверждая, что... но я убежден, что его мнение о... вызовет читательскую дискуссию, так как...
Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что...
По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что...
Автор справедливо осуждает..., однако я не могу согласиться с тем, что,…
Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: ...
Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…
Слайд 15Как корректно возразить автору, излагая свою позицию
Аргументы автора убедительны, но
вряд ли можно согласиться с тем, что...
Нельзя не согласиться с
авторской точкой зрения, но я считаю, что...
Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что...
Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что...
Вызывает сомнение тезис о том, что...
Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.
Слайд 16Этическая ошибка
Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как
внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия — грубое, оскорбительное,
обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.
Слайд 17Помните!
1. Абзацное членение обязательно
2. Нельзя допускать фактических ошибок
3. Следите за
правильным словоупотреблением
4. Тщательно работайте с черновиком, шлифуйте каждое предложение.
5. Делайте
речь выразительной, богатой, интересной
Слайд 18Информационные источники
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к
выполнению части 3 (С). – М.: «Экзамен», 2010
Капинос В.И., Львова
С.И., Пучкова Л.И. Единый государственный экзамен. – 2004 – 2005.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. – М.: Просвещение, 2004.
Галанина Е.А., учитель МОУ «Гимназия № 57». Интернет-сайт «Учительский портал»