Разделы презентаций


Портретный очерк

Содержание

СодержаниеУрок 1. Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства.Урок 2. Проба пера.Л.А.Опольская

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Портретный очерк
Уроки подготовлены
Л.А.Опольской,
учителем МОУ СОШ №5
города-курорта Анапы

Портретный очеркУроки подготовлены Л.А.Опольской, учителем МОУ СОШ №5 города-курорта Анапы

Слайд 2Содержание
Урок 1. Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция,

используемые в нём типы речи и языковые средства.

Урок 2. Проба

пера.


Л.А.Опольская

СодержаниеУрок 1. Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция, используемые в нём типы речи и языковые

Слайд 3Урок 1

Портретный очерк:
общее представление о жанре, его композиция,

используемые в нём типы речи и языковые средства.

Л.А.Опольская

Урок 1 Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция, используемые в нём типы речи и языковые

Слайд 4Цели урока:
дать понятие об очерке как литературном жанре;
познакомить учащихся с

особенностями портретного очерка.

Л.А.Опольская

Цели урока:дать понятие об очерке как литературном жанре;познакомить учащихся с особенностями портретного очерка.Л.А.Опольская

Слайд 5Очерк – один из распространённых публицистических жанров.
Темой очерка является общественно

значимый факт.
В нём рассказывается о конкретных событиях, о реально

существующих людях.

Л.А.Опольская

Очерк – один из распространённых публицистических жанров.Темой очерка является общественно значимый факт. В нём рассказывается о конкретных

Слайд 6Очерк бывает двух видов.
Документальный очерк
Художественный очерк
воспроизводит, исследует действительные факты и

явления жизни.
изображает, анализирует нравы определённой среды или характер отдельного человека.
Л.А.Опольская

Очерк бывает двух видов.Документальный очеркХудожественный очерквоспроизводит, исследует действительные факты и явления жизни.изображает, анализирует нравы определённой среды или

Слайд 7Задача очерка –
не просто рассказать о каком-то явлении, человеке или

событии, но и показать это явление, событие или человека в

действии, в развитии, раскрыть сущность этого явления с помощью художественных средств, доказать его общественную значимость.

Л.А.Опольская

Задача очерка –не просто рассказать о каком-то явлении, человеке или событии, но и показать это явление, событие

Слайд 8Одним из видов очерка является портретный очерк.
Его герой – человек

высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь.
В портретном очерке автор рассказывает

не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми.

Л.А.Опольская

Одним из видов очерка является портретный очерк.Его герой – человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь.В портретном

Слайд 9В центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами

и привычками, своеобразный и неповторимый.
Его сущность раскрывается в конкретных делах

и поступках, в напряжённых ситуациях, во взаимоотношениях с другими людьми, в том, какие цели он ставит перед собой и какими путями их достигает. Важную роль в обрисовке героя очерка играет описание внешности героя (портрет) и воспроизведение его речи (речевая характеристика).

Л.А.Опольская

В центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами и привычками, своеобразный и неповторимый.Его сущность раскрывается

Слайд 10Упражнение №1
Л.А.Опольская

Упражнение №1Л.А.Опольская

Слайд 11Выразительно прочитайте отрывок из очерка М.М.Пришвина «Колдуны».
Сказочник Мануйло - человек

высокого роста, с густой бородой, на вид серьезный, строгий. И

только когда он начинает рассказывать свои сказки, «манить», в лице его мелькает что-то такое легко­мысленное, такое неподходящее к этому строгому лицу и бороде, что становится смешно. Душа у Мануйлы не простая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. Ходит он в лес не просто как полесник-ремесленник, а любитель-охотник. Охотой и сказками он до некоторой степени удов­летворяет себя. Но самая заветная мечта, которую он никак не может осуществить, это сходить в Иерусалим.

Каково авторское отношение к Мануйле?

С помощью каких средств передает Пришвин свое отношение к сказочнику?

Что составляло смысл жизни Мануйлы?

Какие слова находит писатель для характеристики внутреннего мира героя?

Л.А.Опольская

Выразительно прочитайте отрывок из очерка М.М.Пришвина «Колдуны».Сказочник Мануйло - человек высокого роста, с густой бородой, на вид

Слайд 12Для изображения внешности героя используется тип речи – описание.
В этой

части очерка возможны разнообразные синтаксические конструкции: сказуемые – простые глагольные

и составные именные; согласованные и несогласованные определения; сравнения – простые и развёрнутые. Часто встречаются портретные зарисовки, в которых употребляются обособленные определения, приложения, а также сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Л.А.Опольская

Для изображения внешности героя используется тип речи – описание.В этой части очерка возможны разнообразные синтаксические конструкции: сказуемые

Слайд 13Почти в каждом портретном очерке имеются следующие составные части:
описание внешности

героя;
рассказ о его деле, профессии, творчестве;
отдельные факты биографии;
описание особенностей характера

героя, его речи;
эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающий в герое главное.

Л.А.Опольская

Почти в каждом портретном очерке имеются следующие составные части:описание внешности героя;рассказ о его деле, профессии, творчестве;отдельные факты

Слайд 14Упражнение №2 (Р. Упр.388)
Л.А.Опольская

Упражнение №2 (Р. Упр.388)Л.А.Опольская

Слайд 15Каким вы видите героя очерка В.Морозова «Мой Серёжа»?
МОЙ СЕРЕЖА.
В

тот день, о котором мне надо вам рассказать, в районный

центр съехались на семинар журналисты всей страны.
Начали знакомить представителей прессы с выпускниками школ. И знаете, одного хлопца я сразу узнал, хотя не виделись мы пять лет. Не забыл и фамилию его — Зизика. Я же писал о нем!
Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать, он, лучший ученик, уроки успевает делать? И перечисляли Сережины увлечения.
Музыка. Времени на нее уходит порядком. И на дорогу тоже: музыкальная-то школа в райцентре!
Книги. Бывало, находили Сережу за чтением где-нибудь за селом, в укромном месте, а оторвать от книги не могли. Как прикованный!
Техника. К Сереже привозили ремонтировать мотороллеры, мопеды взрослые парни, когда мастер ходил еще в четвертый класс.

С седьмого класса Сережа уже в поле — с комбайнерами. Тогда-то я и увидел его впервые. Обожженного солнцем, пропыленного. С озорным блеском в глазах. В кепочке с блестящим козырьком. Крупные капли пота висели на бровях и ресницах. Сережа смешно сдувал их, выпятив нижнюю губу. Руки-то у него были при деле.
И вот снова любуюсь им, моим Сережей, перепачканным машинным маслом. То же озорство в глазах. Та же кепочка.
Специалист — каких еще поискать. И музыкант — что надо! Ребятишки за Сергеем тянутся — отбоя от них нет. Да и сам Сережа, оказывается, не думает отбиваться от детворы. И вообще от школы.
А школа окончена им с золотой медалью.
Ну, что ж, уже в ранние Сережины лета было видно, как пробуждается в нем сегодняшний Сережа. Он ведь не кривил душой, когда в школьном сочинении «Что такое счастье?» заявил: «Самое большое счастье — это когда некогда отдыхать».

Л.А.Опольская

Каким вы видите героя очерка В.Морозова «Мой Серёжа»?МОЙ СЕРЕЖА. В тот день, о котором мне надо вам

Слайд 16В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя,

описание места действия, описание среды. Зачин может бать и повествовательным,

если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя. Всё зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своём очерке.

Какова композиция очерка? Какими языковыми средствами достигается его выразительность?

Л.А.Опольская

В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Зачин может

Слайд 17(3) Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую

очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать, он, лучший ученик,

уроки успевает делать? И перечисляли Сережины увлечения.
(4) Музыка. Времени на нее уходит порядком. И на дорогу тоже: музыкальная-то школа в райцентре!
(5) Книги. Бывало, находили Сережу за чтением где-нибудь за селом, в укромном месте, а оторвать от книги не могли. Как прикованный!
(6)Техника. К Сереже привозили ремонтировать мотороллеры, мопеды взрослые парни, когда мастер ходил еще в четвертый класс.
(7) С седьмого класса Сережа уже в поле — с комбайнерами. Тогда-то я и увидел его впервые. Обожженного солнцем, пропыленного. С озорным блеском в глазах. В кепочке с блестящим козырьком. Крупные капли пота висели на бровях и ресницах. Сережа смешно сдувал их, выпятив нижнюю губу. Руки-то у него были при деле.

Что и как рассказывает автор о Сереже-школьнике? Выделите эту часть очерка. Каково строение абзацев 4, 5, 6? Каковы способы соединения абзацев в тексте?

Л.А.Опольская

(3) Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать,

Слайд 18Упражнение №3 (Р. Упр.389)
Л.А.Опольская

Упражнение №3 (Р. Упр.389)Л.А.Опольская

Слайд 19Он очень ценил в людях порядочность.



Он полюбил тишину с

детства.



К технике его потянуло рано.



Многие годы книги заменяли

ему друзей.

Преобразуйте данные предложения, вынося выделенное слово в начало нового предложения. Допишите еще 2—3 предло­жения (к каждому из них), помогающие подтвердить мысль, высказанную ранее.

Образец. Он любил музыку самозабвенно. — Музыка. Он любил ее самозабвенно. Играть мог часами. Слушать игру других тоже.

Перечитайте написанные вами предложения. Предложения такой конструкции частотны в публицистическом и художественном стилях речи.

Л.А.Опольская

Он очень ценил в людях порядочность. Он полюбил тишину с детства. К технике его потянуло рано. Многие

Слайд 20Итоги урока:
познакомились с понятием очерка как литературного жанре;
узнали особенности портретного

очерка.
Л.А.Опольская

Итоги урока:познакомились с понятием очерка как литературного жанре;узнали особенности портретного очерка.Л.А.Опольская

Слайд 21Домашние задание
§ 43 (стр.227 —230), упр.391
Л.А.Опольская

Домашние задание§ 43 (стр.227 —230), упр.391 Л.А.Опольская

Слайд 22Урок 2

Творческая работа.
Изложение с элементами сочинения (на

основе
картины Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина» и фрагмента из очерка В.Липатова).


Л.А.Опольская

Урок 2  Творческая работа. Изложение с элементами сочинения (на основе картины Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина» и фрагмента

Слайд 23Цели урока:
закрепление умения сжато передавать содержание текста;
формирование умения создавать свой

текст как ответ на задание к тексту – портретному очерку.
Л.А.Опольская

Цели урока:закрепление умения сжато передавать содержание текста;формирование умения создавать свой текст как ответ на задание к тексту

Слайд 24БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ (1878–1927), русский художник.
Родился в Астрахани 23

февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Учился

в петербургской Академии художеств (1896–1903), где его наставником был И.Е.Репин. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Л.А.Опольская

БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ (1878–1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя

Слайд 25Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного

Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился

виртуозный талант Кустодиева-портретиста. Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. В годы Первой русской революции 1905–1907 выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта».

Л.А.Опольская

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в

Слайд 26Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки

русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги,

где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»). Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Эти серии и близкие им полотна подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка.
Хотя в 1916 паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации.
Умер Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927.

Л.А.Опольская

Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и

Слайд 27Ярмарка 1906
Гулянье на Волге 1909
Сирень 1906
Купчиха за чаем 1918
Масленичное гулянье

1919
Зима 1919
Балаган 1917
Материнство 1910
Морозный день 1913
Масленица 1916
Костёр. Ночное 1917
Л.А.Опольская

Ярмарка 1906Гулянье на Волге 1909Сирень 1906Купчиха за чаем 1918Масленичное гулянье 1919Зима 1919Балаган 1917Материнство 1910Морозный день 1913Масленица 1916Костёр.

Слайд 28ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН (1873–1938), русский певец (бас-баритон).
Родился 1 (13) февраля

1873 в Казани. Как певец был фактически самоучкой, но уже

в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 – в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского «Борис Годунов»; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх «Фауст» Гуно, «Садко» Римского-Корсакова, «Мефистофель» Бойто, «Дон Кихот» Массне и «Жизнь за царя» Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня «Эй, ухнем» и «Песня о блохе» Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938.

Л.А.Опольская

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН (1873–1938), русский певец (бас-баритон).Родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. Как певец был фактически

Слайд 29Знакомство с фрагментом из очерка В.Липатова.
Что вы узнали о художнике,

его жизни из очерка?
Каким вы представляете себе этого человека?
Какие черты

характера особенно поразили вас?
Какие отношения связывали Кустодиева с Шаляпиным?
Как, в каких условиях создавался портрет великого певца?
Почему полотно названо портрет-картина?

Л.А.Опольская

Знакомство с фрагментом из очерка В.Липатова.Что вы узнали о художнике, его жизни из очерка?Каким вы представляете себе

Слайд 30Портрет соединил в себе и поэму о человеке творящем, и

воспоминание о детстве, и крик преодолеваемой боли, и гордость свершения.
Приход

Шаляпина — праздник для художника.

Шаляпин был верным товарищем.

Страна детства художника и певца.

Портрет написан в трудные для искусства двадцатые годы…

Два с половиной месяца отданы портрету.

Кустодиев сам сконструировал приспособление, чтобы писать картину сидя.

К нему друзья приходили за запасом бодрости и веры в жизнь.

На грани жизни и смерти понял: спасение только в работе.

Кустодиев себя не знал.

Л.А.Опольская

Портрет соединил в себе и поэму о человеке творящем, и воспоминание о детстве, и крик преодолеваемой боли,

Слайд 31Приёмы сжатия текста.
Исключение подробностей, деталей.
Обобщение.
Сочетание исключения и обобщения.


Определите, какие приемы использованы в следующих случаях?
Несколько простых предложений

заменены сложным.
Замена прямой речи косвенной.
Исключение ряда однородных членов.
Замена сложного предложения простым.
Исключение диалога.

Л.А.Опольская

Приёмы сжатия текста.Исключение подробностей, деталей. Обобщение. Сочетание исключения и обобщения. Определите, какие приемы использованы в следующих случаях?

Слайд 32Портрет Федора Ивановича Шаляпина — одна из лучших картин известного

русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878—1927). Из 130 изображений артиста

в живописи и скульптуре этот портрет, по мнению Ф.И.Шаляпина, самый удачный.


Л.А.Опольская

Портрет Федора Ивановича Шаляпина — одна из лучших картин известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878—1927). Из

Слайд 34Знакомство с фрагментом из очерка В.Липатова.
Шаляпин на заснеженном пригорке, а

вдали, внизу шумит широкая масленица. Неспокоен Шаляпин, нетерпелив и энергичен,

насыщен динамикой. Себя ли слушает? На жизнь свою озирается? Может быть, сожалеет, удивляется: праздник и без него идет-гудит. По-прежнему ярмарочный силач штангу поднимает на балаганном помосте, и мчатся сани, и карусель вертится, и вьется над ней яркая гроздь разноцветных шаров...
Ярмарка цветастая, хохочущая — обычная кустодиевская «веселая драма красок», как метко заметил художник Бенуа. На обычном знаменитом кустодиевском снегу, где ни соринки. Бело-голубовато-розовое, свежее, дымчатое, хрустящее, искрящееся, переливающееся... Что ни миг — у снега иное настроение. Чем не фон для столь чувствующего «свою интонацию» Шаляпина?

Репин хотел написать Шаляпина барином. Он и здесь смотрится барином, нет, скорее вельможей, вельможей от искусства, владыкой сцены. А присмотришься повнимательнее: это же Федька Шаляпин из казанской Суконной слободы. Хоть и поднялся высоко, а опасается... Не в свои сани забрался, вдруг что — и пойдет кувырком... Только представляется вельможей. А стряхнет с плеч шубу, грянет «Дубинушку» — тогда-то сойдет с шаляпинского лица неспокойное напряжение... Дрогнет все вокруг от «песенной хмели», еще неистовее завертится балаганное веселье, резвее помчат кони, искрометнее засверкает карусель, и толпа на снегу замрет, восхищенная... Ай да Шаляпин! Ай да силушка! Ай да молодец-удалец!
Именно сейчас, в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий, каким подглядели его в одиночестве за кулисами.

Л.А.Опольская

Знакомство с фрагментом из очерка В.Липатова.Шаляпин на заснеженном пригорке, а вдали, внизу шумит широкая масленица. Неспокоен Шаляпин,

Слайд 35Внимательно всмотритесь в картину, вдумайтесь в её необычную композицию, вглядитесь

в лицо Шаляпина, оцените его позу, поворот головы…
Напишите сочинение по

картине. Дайте описание портрета Шаляпина, используя, если потребуется, прочитанный текст. Передайте своё видение картины, свои впечатления от живописи Б.М.Кустодиева.

Задание

Л.А.Опольская

Внимательно всмотритесь в картину, вдумайтесь в её необычную композицию, вглядитесь в лицо Шаляпина, оцените его позу, поворот

Слайд 36В презентации использованы материалы и репродукции, размещённые на сайтах:
http://www.krugosvet.ru/articles/16/1001663/0008862g.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/78/1007885/1007885a1.htm
http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/322.htm
http://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1954
http://smallbay.ru/kustodiev.html
Л.А.Опольская

В презентации использованы материалы и репродукции, размещённые на сайтах:http://www.krugosvet.ru/articles/16/1001663/0008862g.htmhttp://www.krugosvet.ru/articles/78/1007885/1007885a1.htmhttp://www.staratel.com/pictures/ruspaint/322.htmhttp://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1954http://smallbay.ru/kustodiev.htmlЛ.А.Опольская

Слайд 37Литература
Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова,

В.И.Капинос, В.В.Львов; Под.ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. –

М.:Дрофа, 2007
Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 6 класс/ Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М.:Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999
Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8 – 9 кл.)»: Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков, Г.А.Богданова, С.А.Никольская; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990
Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»: (8 – 9 кл.): Пособие для учителя/ Т.А.Ладыженская, Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков и др.; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990

Л.А.Опольская

ЛитератураРусский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под.ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика