Разделы презентаций


Презентация "РУССКИЙ ЯЗЫК в схемах, таблицах и алгоритмах"

Содержание

СЛОВОМорфе-микаЛексикаМорфо-логияСинтак-сисФонетикаЗвучание словаСтроение словаЗначение словаСлово как часть речиСлово как член предложенияВначале было СЛОВО…

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РУССКИЙ ЯЗЫК
в схемах,
таблицах
и алгоритмах

(интерактивные таблицы по русскому

языку)

РУССКИЙ ЯЗЫК в схемах, таблицахи алгоритмах(интерактивные таблицы по русскому языку)

Слайд 2СЛОВО
Морфе-
мика
Лексика
Морфо-
логия
Синтак-
сис
Фонетика
Звучание слова
Строение слова
Значение слова
Слово как часть речи
Слово как член предложения
Вначале

было СЛОВО…

СЛОВОМорфе-микаЛексикаМорфо-логияСинтак-сисФонетикаЗвучание словаСтроение словаЗначение словаСлово как часть речиСлово как член предложенияВначале было    СЛОВО…

Слайд 3НЕ и НИ

Частицы
Усилительная

(усиливает как отрицание, так

и утверждение)

Отрицательная
(меняет знак «+» на знак «-»)

В вопросительных и восклицательных предложениях при местоимениях и наречиях употребляется
частица : Кто только не приходил к нам в дом! Как мне не плакать? Как мне не горевать?
Частица входит в состав цельных словосочетаний едва ли не, чуть ли не, а также входит
в состав сочинительных союзов не только – но и, не только не – а, не то чтобы не – а:
В классе он считался едва ли не лучшим учеником. Поезд приходит рано, чуть ли не в пять часов утра.
Не то чтобы я не знал, а не сумел хорошо ответить.

не

не

2.

НЕ и НИЧастицыУсилительная              (усиливает

Слайд 4Употребление разделительных Ь и Ъ
Ь
Ъ
Е
Ё
Ю
Я
И


+
+
1).
Оканчивается на согласный
Подъём, съем, объезд,

изъян, предъюбилейный
2).
Оканчивается на

согласный

Адъютант, конъюнктура, инъекция, конъюктивит и др. иноязычные слова

3). Двух-
трех-
четырех-



+

Двухъярусный, трехъязычный (словарь)

1). , ,



В любых частях слова, кроме приставки

Воробьи, льёт, вьюга, Ульяна,

2). -льон, -ньон

Почтальон, медальон, бульон (слова французского происхождения)

Запомните:

Подьячий (корень - дьяк),
фельдъегерь,
бельэтаж (искл.),

Употребление разделительных Ь и ЪЬЪЕЁЮЯИ++1). Оканчивается на согласныйПодъём, съем, объезд, изъян, предъюбилейный2).

Слайд 5Н – НН в прилагательных и причастиях
прян?ый
брошен?ый
серебрян?ый
утрен?ий
пустын?ый
скошен?ый
ношен?ый
окон?ый
?
юн?ый
Отглагольные прилаг., причастия


кованый, жеваный, названый, смышленый, посаженый (отец),
приданое (сущ.);
Отыменные
прилагательные
н
нн
Примеры:
И

с к л ю ч е н и я:

оловянный деревянный стеклянный ветреный
свиной

Первообразные
прилагательные

Внимание!
В кратких причастиях всегда пишется одна Н,
а в кратких прилаг. столько, сколько и в полных:
трава скошена, девочка воспитана тетей (прич.);
мальчик румян, природа пустынна, речь медленна, девочка воспитанна (прил.)

Примеры:

н


НЕТ

нн

синий, юный, пряный
зеленый, румяный

нежданный, негаданный, невиданный, нечаянный, неслыханный, медленный, желанный, священный и др.

Н – НН в прилагательных и причастияхпрян?ыйброшен?ыйсеребрян?ыйутрен?ий пустын?ыйскошен?ыйношен?ыйокон?ый?юн?ыйОтглагольные прилаг., причастия кованый, жеваный, названый, смышленый, посаженый (отец), приданое

Слайд 6Н – НН в прилагательных и причастиях
Отыменные
прилагательные
прил.

сущ.
нн
н + н

онн (енн)
Исключения:


оловянный, деревянный, стеклянный; свиной

Отглагольные прилагательные, причастия

прил. глаг.

Первообразные
прилагательные


синий
юный
зеленый
румяный
пряный

Внимание!
В кратких причастиях всегда пишется одна Н, а в кратких прилагательных столько, сколько и в полных:
дорога асфальтирована, трава скошена, девочка воспитана тетей (прич.);
мальчик румян, природа пустынна, речь медленна, девочка воспитанна (прил.)

Н – НН в прилагательных и причастияхОтыменные прилагательныеприл.     сущ.нн    н

Слайд 7О – Ё после шипящих
Ж

Ш

Ч

Щ

О
Ё
?
1). ё/е
шёлк-шелка,
2).

о/ -
чопорный, шов, шорты

,


Сущ., прил., нар. (-о,-е)

1). о,

е мячом, тучей; холщовый, орешек, свежо, чаще
Искл.: ещё

2). ёр (сущ.) дирижёр, стажёр

Глаг., прич., отглаг. прил. и сущ.

ё, е стережёт, ищем, возмущённый, тушёнка, сгущёнка, корчёвка, ночёвка

Дифферен-цирующее написание

ожёг руку ожог руки

,

,

О – Ё после шипящихЖШЧЩОЁ?1). ё/е   шёлк-шелка, 2). о/ - чопорный, шов, шорты,Сущ., прил., нар.

Слайд 8О – Ё после шипящих
Ж

Ш

Ч

Щ

О
Ё
?
1). ё/е
шёлк-шелка,
2).

о/ -
чопорный, шов, шорты

,

,
,

Сущ., прил., нар. (-о,-е)

1). о,

е мячом, тучей; холщовый, орешек, свежо, чаще
Искл.: ещё

2). ёр (сущ.) дирижёр, стажёр

Глаг., прич., отглаг. прил. и сущ.

ё, е стережёт, ищем, возмущённый, тушёнка, сгущёнка, корчёвка, ночёвка

Дифферен-цирующее написание

ожёг руку ожог руки

ров – рёв

[р] и [р’]

[роф] – [р’оф]

В чем различие букв о и ё в русском языке? Каково их назначение?

Перед нами слоговой принцип русской графики, который заключается в том, что обозначение качества согласного звука берут на себя гласные буквы. Мягкость или твердость согласного можно определить, только прочитав слог. Роль различающего элемента берут на себя гласные буквы: йотированные (е,ё,ю,я,и) и нейотированные (э,о,у,а,ы).
Но буквы Ж и Ш обозначают всегда твердые звуки, а Ч и Щ – всегда мягкие, звучание этих букв не зависит от употребления букв о или ё.

Возьмем два слова.

Чем различаются эти записи?

Звуками


Буквами

О и Ё



О – Ё после шипящихЖШЧЩОЁ?1). ё/е   шёлк-шелка, 2). о/ - чопорный, шов, шорты,,,Сущ., прил., нар.

Слайд 9Звуки речи
Образуются при помощи голоса и шума или только шума,

поток воздуха встречает препятствия в виде сомкнутых губ, языка. Согласные

нельзя пропеть

Образуются только при помощи шума, голосовые связки в образовании этих звуков участия не принимают.

Образуются при помощи голоса и шума, голосовые связки принимают участи в образовании звуков

Образуются только при помощи голоса, т.е. работы голосовых связок. Поток воздуха не встречает препятствий на своем пути. Гласные хорошо поются

При образовании этих звуков приподнимается средняя часть языка, звук произносится мягко.

При образовании этих звуков средняя часть языка не приподнимается, звук произносится твердо.

Звуки речиОбразуются при помощи голоса и шума или только шума, поток воздуха встречает препятствия в виде сомкнутых

Слайд 10Корни с чередованием, в которых выбор гласных зависит
от
ударения
от
согласной корня
от


суффикса А
от
значения слова
1). Гор – гар
Загар – загорю
Искл.: выгарки

2).

Зор – зар
Зори – заря
Искл.: зоревать,

3). Твор – твар
Тварь – творчество
– творить
Искл.: утварь

4). Клон – клан
Поклон – кланяться
– склонить

5). Плов – плав –
плыв
Плавучесть
Запомнить:
пловец, пловчиха,
плывун.

1). Лаг – лож
прилагать – сложить
Искл.: полог

2). Раст – ращ – рос
расти – выращивать
– вырос
Искл.: росток,
ростовщик,
Ростислав,
Ростов, отрасль

3). Скак – скоч
скакать – выскочить
Искл.: скачок, скачу

I. о/а (+а)
1). Кос – кас(+а)
коснуться – касаться
II. е/и (+а)
1). Бер – бир
2). Пер – пир
3). Дер – дир
4). Тер – тир
5). Жег – жиг (+а)
6). Мер – мир
7). Чет – чит
8). Стел – стил
9). Блест – блист
соберу – собирать,
выжег – выжигать,
стелить – застилать
Искл.: сочетать,
сочетание
III. им(ин) / а(я)
отнимать – отнял
проклинать - проклял


1). мок – мак
«мок» – пропускать
жидкость;
«мак» - погружать
в жидкость:
промокать –
обмакнуть (перо в
чернила)
2). Равн – ровн
«равн» - равный,
одинаковый;
«ровн» - ровный,
плоский:
подравнять
(строй)
– выровнить
(грядку)
Искл.: равнина

Корни с чередованием, в которых выбор гласных зависитот ударенияот согласной корняот суффикса Аот значения слова1). Гор –

Слайд 11Правописание
НЕ,
НИ

Ни утром, ни вечером никто не позвонил.

Ни Наташа, ни Сергей не смогли приехать.


местоим. нареч.

нелегко, недруг, небольшой, нездоровиться, недосыпать, недобор

другие самостоят. части речи




не друг, а враг; не хорошо, а плохо; отнюдь не веселый, не один, не раз, не приходил, не желая, не должен;
ни один не пришел, ни разу, кто бы ни приезжал

1.

2.

3.

ПравописаниеНЕ,НИНи утром, ни вечером никто не позвонил.

Слайд 12Ребята медленно поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями.

Справа отвесно вздымались черные стены, а налево куда-то в бездонную

глубь уходил обрыв. Вверху виднелась далекая полоска синеющего неба. Горячо палило солнце, и мальчикам нестерпимо хотелось отдохнуть, но они, тяжело дыша, торопились засветло добраться до лагеря.
«Берегитесь, ребята!» — крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуей замерла между камней. Она никуда не уходила, потом чуть-чуть пошевелила хвостом, как-то по-особенному вскинула голову и, замерев на миг, разинула розовую пасть и зашипела, раскачивая голову. Раздвоенный язычок ее метался в пасти.
Никита швырнул в змею камень. Она метнулась в его сторону, и он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную, но бежать по камням было нелегко. А змея и не собиралась их преследовать.
Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться в гору.





медленно

сплошь

Справа

налево

куда-то

Вверху

Горячо

нестерпимо

засветло

никуда

чуть-чуть

как-то

по-особенному

на миг

едва

едва-

врассыпную

нелегко

снова


Правописание приставок НЕ- и НИ-
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями
Слитное и раздельное написание приставок наречий
Дефис в наречиях
Н и НН в наречиях
О-Е после шипящих в наречиях
О-А на конце наречий
Ь после шипящих на конце наречий

Орфограммы наречий

Ребята медленно поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. Справа отвесно вздымались черные стены, а налево

Слайд 13междометиями
уточняющими и поясняющими членами предложения
повторяющимися словами
однородными членами
Простое предложение может быть

осложнено:
вставными
конструкциями
вводными словами
и предложениями
словами, не являющиеся членами предложения
обособленными
дополнения
обособленными


обстоятельствами

обособленными
определениями

обособленными членами предложения

обращениями

междометиямиуточняющими и поясняющими членами предложенияповторяющимися словамиоднородными членамиПростое предложение может быть осложнено:вставными конструкциямивводными словами и предложениямисловами, не являющиеся

Слайд 14СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

бессоюзные
союзные
СПП

ССП
виды сложного предложения

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕбессоюзныесоюзныеСППССПвиды сложного предложения

Слайд 15Придаточные предложения

к слову или словосочетанию
ко всему главн. предложению
указательные местоимения
указательные

местоим. наречия
подчинит. союзами
союзными словами
в препозиции
в интерпозиции
в постпозиции
сущ.
,

.

?


указат.

слова
в главной части

+

относятся

присоединяются

стоят

,


.


,


.


,

,


.


Что, чтобы, потому что, так как, если, когда…

Какой, чей, кто, который, где, куда, откуда…

Тот, таков, те…

Так, туда, оттуда…

Придаточные предложенияк слову или словосочетаниюко всему главн. предложению указательные местоименияуказательные местоим. наречияподчинит. союзамисоюзными словами в препозиции в

Слайд 16Сложноподчиненные предложения
С определительным придаточным
С обстоятельственным придаточным
С изъяснительным придаточным


,
.
Всякий, кто побывал

на экскурсии , надолго запомнит её .
с.сл.
мест.
Он вспоминал сына

таким , каким видел его в прошлый раз .

с.сл.

мест.



.

,

,

каким

кто

К чему
относится?

На какой вопрос
отвечает?

Чем
присоединяется?

Где стоит?

Сложноподчиненные предложенияС определительным придаточнымС обстоятельственным придаточнымС изъяснительным придаточным,.Всякий, кто побывал на экскурсии  , надолго запомнит её

Слайд 17I. Придаточные определительные
Собственно-определительные придаточные
К чему
относится?
На какой вопрос
отвечает?
Чем
присоединяется?
Где

стоит?
К существи-тельному или слову в значе-нии существи-тельного;
может быть указательное слово
На

вопросы определения:
какой?
чей?
который?

Союзными словами
какой, чей, что, который, кто,
где, куда, как, откуда, когда, пока и др.

постпозиция:
какой?
[ сущ.], (с.сл.).
интерпозиция после сущ.:
какой?
[ сущ., (с.сл.),…].


Врач подошёл к больному , которому вчера была сделана операция .

Врач подошёл к тому больному , которого вчера оперировали .

сущ.

с.сл.


сущ.


ук.сл.

с.сл.

,

,

,

.


.



I. Придаточные определительныеСобственно-определительные придаточныеК чему относится?На какой вопрос отвечает?Чем присоединяется?Где стоит?К существи-тельному или слову в значе-нии существи-тельного;может

Слайд 18II. Придаточные изъяснительные
К чему
относится?
На какой вопрос
отвечает?
Чем
присоединяется?
Где стоит?
К

глаг., деепр., нар., прил. или сущ., имеющим значение речи, мысли,

чувства (сказал, думал, обрадовался).
Может быть
указ. слово

1). На вопросы косвенных падежей
(дополнения).

2). На вопрос именительного (прямого) падежа.

1) С. словами
что, кто,
где, куда, откуда, как
2) П. союзами
что, как, чтобы, будто
3) Частицей ли
в знач. п. союза

В любой позиции:
к кому?
[гл.+ук.сл],(п.с.)
о чем?
[деепр.,(ч. ли), ].
чего?
(с.слово), [гл.].



,

,

.

с.сл.

о чем?

гл. речи

Я сказал ему о том , откуда приехал .

Мысль о том, смогу ли я приехать , занимала меня все время .

Кто он , никто не знал .

Ты виноват уж тем , что хочется мне кушать .



гл. мысли

чего?

с.сл.



,

в чем?

что

прил. чувства

.


п.союз



,

ли

сущ. мысли

,

.

о чем?

.

,

откуда

Кто

ли

что



+ ук. сл.

+ ук. сл.


+ ук. сл.


II. Придаточные изъяснительныеК чему относится?На какой вопрос отвечает?Чем присоединяется?Где стоит?К глаг., деепр., нар., прил. или сущ., имеющим

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика