Разделы презентаций


Разработка современного урока русского языка в игровой форме

Содержание

ВВЕДЕНИЕ Хотим представить вашему вниманию урок в игровой форме по теме: «Повторение местоимения». В котором необходимо уметь находить местоимения в речи и правильно их употреблять,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема работы: «Разработка современного урока русского языка в игровой форме»
Спахова

Галина Викторовна учитель русского языка и литературы.

Тема работы: «Разработка современного урока русского языка в игровой

Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Хотим представить вашему

вниманию урок в игровой форме по теме: «Повторение местоимения». В

котором необходимо уметь находить местоимения в речи и правильно их употреблять, объяснять синтаксическую роль местоимений в предложении, распознавать приставки и определять морфологические признаки.
Во всякую игру входит умение координировать своё поведение с поведением других. Игра является первой школой мысли для обучающихся. Вводя в игру известные правила, ставя задачи достижения определённых целей, напрягаются все инстинктивные возможности и интерес доходит до высшей точки.
ВВЕДЕНИЕ       Хотим представить вашему вниманию урок в игровой форме по теме:

Слайд 3ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Ход урока.
I. Опрос домашнего задания. Представление своих визитных карточек

с иллюстрациями.
Он не помнит ничего.

Визитная карточка №1.
Ни с кем не спутаешь его.
Опаздывает иногда –
Не извинится никогда.
Он никому не улыбается
И ни к кому не обращается.
**********
Она ни в чём не сомневается,
Ни с кем нигде не пререкается.
На веру ничего не принимает Визитная карточка № 2.
И никому ведь не надоедает.
Ей некогда о прошлом сожалеть,
Никак ничем не хочется болеть.
*********
Он ничего не понимает,
Ни о ком не вспоминает, Визитная карточка № 3.
Ни о чём не рассуждает,
Ничем мозги не напрягает.
Ведь никто ещё не знает,
Что он поёт и сочиняет.
*********
Ничем не похожа она на других. Визитная карточка № 4.
И не с кем сравнить,
Ведь нигде нет таких.
Пусть некто позлится
И нечто приснится –
Она никого никогда не боится.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  Ход урока.I. Опрос домашнего задания. Представление своих визитных карточек с иллюстрациями.Он не помнит ничего.

Слайд 4II. Вспомнить правила.
Что такое местоимение?
Какие бывают разряды местоимений? Примеры.
Правописание неопределённых

и отриц. местоимений.

III. Игра « Говорите по-русски.»
Найдите грамматические ошибки и

предложите
правильные варианты.
Ихний ребёнок много читает.
У ней хорошее воспитание.
Больной попросил медсестру налить себе воды.
У её много проблем.
Мы пошли к им в гости.
Каждый уговаривал меня поехать к себе.

Учитель. Чтение лингвистической сказки о местоимении.
II. Вспомнить правила.Что такое местоимение?Какие бывают разряды местоимений? Примеры.Правописание неопределённых и отриц. местоимений.III. Игра « Говорите по-русски.»Найдите

Слайд 5Понятие о местоимении
1. Местоимение – часть речи, которая указывает на

предметы, признаки и количества, но не называет их.
Я знаю, кто

вы были.
(М. Лермонтов)
2. Местоимение, как правило, изменяется по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Постоянные морфологические признаки: разряд,
лицо (у личных местоимений).


Понятие о местоимении1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет

Слайд 6Разряды местоимений
Личные
Возвратное
Притяжательные
Вопросительные
Относительные
Неопределенные
Отрицательные
Определительные
Указательные

Разряды местоименийЛичныеВозвратноеПритяжательныеВопросительныеОтносительныеНеопределенныеОтрицательныеОпределительныеУказательные

Слайд 7Личные местоимения
Я, ты, мы, вы, он(она, оно), они.
При склонении личных

местоимений иногда меняется всё слово (И. п. – я, а

в Р.п. – меня)
Иногда в корне происходит чередование:
тебя – тобой, меня – мне.
Местоимения 3-го лица ОН изменяется по родам: она, оно. После предлогов появляется Н (у него, возле них, около неё)
Местоимения ТЫ, ВЫ могут обозначать не определенного человека, а любое лицо


Личные местоименияЯ, ты, мы, вы, он(она, оно), они.При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово (И. п.

Слайд 8Возвратное местоимение
Себя
Возвратное местоимение указывает на того, о ком говорят. Оно

не имеет И.п., рода и числа.

Возвратное местоимениеСебяВозвратное местоимение указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет И.п., рода и числа.

Слайд 9Притяжательные местоимения
Мой, твой, наш, ваш, свой
Притяжательные

местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные

Формы Р.П. личного местоимения
3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности.
Местоимения вы, ваш используется как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.


Притяжательные местоименияМой, твой, наш, ваш, свой    Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как

Слайд 10Указательные местоимения

Местоимения тот, этот. такой изменяется по родам. падежам и

числам.
Местоимения таков изменяется по родам и числам


Указательные местоимения          Местоимения тот, этот. такой изменяется по

Слайд 11Определительные местоимения
Сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой


Указывает на обобщенное качество предметов. Они

изменяются по родам, падежам и числам.


Определительные местоименияСам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой       Указывает на обобщенное

Слайд 12Отрицательные местоимения
Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей
Отрицательные местоимения образованы от

вопросительных с помощью приставок не – и ни – Они

выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.
Приставка не – всегда ударная, приставка ни – безударная.
Изменяются по падежам, местоимения некого, нечего не имеют И.п.



Отрицательные местоименияНикто, ничто, некого, нечего, никакой, ничейОтрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не – и

Слайд 13Вопросительные местоимения
Кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Они служат для выражения вопроса.
Вопросительное местоимение который употребляется в

выражении который час.
Местоимения кто и что не изменяется по родам и числам



Вопросительные местоименияКто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?    Они служат для выражения вопроса. Вопросительное местоимение

Слайд 14Неопределенные местоимения
Некоторый, несколько, некто, нечто, кто-то,
что-то, кто-нибудь, кое-кто, какой-то

Данные местоимения указывают на неопределённые предметы,

признаки, количества.
Изменяются, кроме некто и нечто, по падежам. Некоторые изменяются по родам и числам.



Неопределенные местоименияНекоторый, несколько, некто, нечто, кто-то, что-то, кто-нибудь, кое-кто, какой-то     Данные местоимения указывают

Слайд 15Относительные местоимения
Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков

Если они употребляются

без вопроса для связи простых предложений в составе сложного.
Относительные местоимения

могут быть разными членами предложения


Относительные местоименияКто, что, какой, чей, который, сколько, каковЕсли они употребляются без вопроса для связи простых предложений в

Слайд 16
НЕ и НИ
Если

не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они в

отрицательных местоимениях пишутся раздельно.
Ни у кого. Не с кем.
НЕ и НИ       Если не и ни отделяются от местоимения предлогом,

Слайд 17Правила написания
В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не-

всегда находиться под ударением и пишется слитно (несколько).
Неопределенные местоимения с

приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно (кто-нибудь, кое-кто, кое у кого).


Правила написанияВ неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не- всегда находиться под ударением и пишется слитно

Слайд 18IV. Устные тренировочные упражнения.
Учимся находить местоимения в текстах
А.С.Пушкина.

№1.

Подруга думы праздной,
Чернильница моя,

Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
№2. А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
№3. Свободы друг миролюбивый,
В толпе красавиц молодых
Я, равнодушный и ленивый,
Своих богов не вижу в них.
№4. Наконец и в путь обратный
Со своею свитой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
IV. Устные тренировочные упражнения.Учимся находить местоимения в текстахА.С.Пушкина. №1. Подруга думы праздной,

Слайд 19V. Отгадайте загадки про слова, состоящие из местоимений.
1. Когда местоимения

бывают чистыми? ( Когда они вы-мы-ты.)
2. Что мешает водителям на

дорогах? ( Я-мы.)
3. Первое светит машине в пути, 4.Какое местоимение
может работать пристав-
Чтоб в темноте ей дорогу найти. кой?
Местоимением служит второе, (мест. ВЫ . Выпечка, вы-
В тексте заменит вам имя мужское. ходить, выбегать, выгля-
В Древнем Египте целое было, дывать.)
Всеми людьми там руководило.
(Фара + Он = Фараон.)
VI. Физкультурная пауза.
Делают упражнения.
Живу я всех выше,
На солнечной крыше,
Там домик хорошенький мой.
На чашечку чаю
Я вас приглашаю,
Варенье несите с собой.
О ком говорилось? Сколько местоимений было в тексте?
( Карлсон.) ( 7 местоимений.)
V. Отгадайте загадки про слова, состоящие из местоимений.1. Когда местоимения бывают чистыми? ( Когда они вы-мы-ты.)2. Что

Слайд 20VII. Весёлая игра на внимание по местоимениям.
« Я - не

Я»
- Кто любит шоколад ?
- Я !
- Кто любит мармелад

?
- Я !
- Кто любит груши ?
- Я !
- Кто не моет уши ?
- Не я !
- Кто любит гранат ?
- Я !
- Кто любит виноград ?
- Я !
- Кто любит урюк ?
- Я !
- Кто не моет рук ?
- Не я !
- Кто хочет банан ?
- Я !
- Кто упрямый, как баран ?
- Не я !
- Кто хочет кока-колу ?
- Я !
- Кто вымоет всю школу ? - Не я !
VII. Весёлая игра на внимание по местоимениям.« Я - не Я»- Кто любит шоколад ?- Я !-

Слайд 21« Он – она»
Он слон – она слониха,
Он лось –

она лосиха,
Он кот – она …
Ну, конечно, это кошка!
Ну ошиблись

вы немножко.
Так сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас!
Он морж – она моржиха,
Он заяц – она зайчиха,
Он бык – она …
Ну, конечно же, корова,
Поиграем, дети снова!
Он тигр – она тигрица,
Он осёл – она ослица,
Он козёл – она …
Ну, конечно же, коза,
За повтор игры все «за»!
Ёж он – она ежиха,
Бобр он – она бобриха,
Конь он –она …
Ну, конечно же, лошадка,
Всё у нас пока что гладко!
Он бегемот – она бегемотиха,
Он кашалот – она кашалотиха,
Он баран – она …
Ну, конечно же, овца,
Доиграли до конца!
« Он – она»Он слон – она слониха,Он лось – она лосиха,Он кот – она …Ну, конечно,

Слайд 22VIII. Грамматическая коварная диктовка. (У доски и в тетрад.)
Бегу на

встречу (сущ.) я сейчас с друзьями,
Кого там встречу (гл.) ,

расскажу я маме.
Назвать части речи.
**********
Прочитала наша Тома
Про Незнайку все три тома.
Назвать местоимения.
**********

IX. Орфографическая пятиминутка.
Ничем не удивишь, ни о чём не догадывался, поманить за собой, никаких насекомых, никого не касался, предложить кому-нибудь, чей-то шёпот, стряхнуть с него, не причинять никому зла, прикоснуться к чему-нибудь.
Найдите местоимения по их морфологическим признакам:
1) возвратное, стоит в творительном падеже ( за собой) ;
2) неопределённо-личное, стоит в дательном падеже (кому-нибудь) ;
3) отрицательное, стоит в творительном падеже (ничем) ;
4) личное, 3-го лица, единственного числа, мужского рода, стоит в
родительном падеже ( с него) .
VIII. Грамматическая коварная диктовка. (У доски и в тетрад.)Бегу на встречу (сущ.) я сейчас с друзьями,Кого там

Слайд 23X. Словарная работа.
Записать в словарики слова : шлёпанцы, этикетка.
(

слова заимствованные, оформлены на печатных листах через
компьютер.)
Составить с ними

предложения (письменно).


XI. Весёлая этимологическая викторина.
Шлёпанцы – это :
А. сердитые родители, которые часто шлёпают своих детей;
Б. приспособления для битья мух;
В. домашняя обувь с открытой пяткой.
Найти местоимение в слове ШЛЁПАНЦЫ.
(НАШ - притяж.)
Этикетка – это :
А. дама, которая соблюдает все правила этикета;
Б. ярлычок с фабричным ,торговым клеймом, надписью.
Найти местоимение в слове ЭТИКЕТКА.
(Эти – указат.)
X. Словарная работа.Записать в словарики слова : шлёпанцы, этикетка. ( слова заимствованные, оформлены на печатных листах через

Слайд 24XII. Игра «Агентство Шерлока Холмса.»

Операция № 1.

Вставьте в кроссворд подходящие
существительные.

Операция № 2.
Найдите местоимения, которые
«спрятались» в существительных.
Картина №1 – цветы.
Картина №2 - деревья.
Картина №3 - мышь.
Картина №4 - почтальон.
Картина №5 - самолёт.
Картина №6 - таблетки.
Где «спрятались» местоимения?
XII. Игра «Агентство Шерлока Холмса.»            Операция

Слайд 25
XIII. РЕЗЕРВ.
Групповое задание ( по карточке на парту).

Забияка был тот

ёж,
Лез ко всякой роже;
Он на щ…тку был похож
И на муфту

тоже.
У ежа с такой душ…й
Друг был закадыч…ный,
П…росёнок небольш…й,
Но вполне пр…личный.

Вставьте пропущенные буквы, определите разряды всех местоимений,
сделайте морфологический разбор местоимения такой.


XIV. Выставление оценок за оформление визитных карточек и работу на уроке.


XV. Домашнее задание.
Повторить все правила и составить кроссворд из местоимений.
XIII. РЕЗЕРВ.Групповое задание ( по карточке на парту).Забияка был тот ёж,	Лез ко всякой роже;			Он на щ…тку был

Слайд 26Морфологический разбор
Устный разбор
(К)кому-то – местоимение.

Во-первых. указывает на предмет: принесли (к кому?) (к) кому-то. Начальная

форма – кто-то.
Во-вторых, имеет постян. морфологический признак – неопределённое.
Здесь употреблено в дательном падеже – это непостоянный признак.
В-третьих, в предложении является дополнением.

Письменный разбор
I. (К)кому-то – мест.
Принесла (к кому) (к) кому-то. Н.ф. – кто-то.
II. Пост. – неопредел.; непост. – в д.п.
III. К кому? к кому – то (принесла)


Морфологический разборУстный разбор   (К)кому-то – местоимение.   Во-первых. указывает на предмет: принесли (к кому?)

Слайд 27 Спасибо за урок! Всем удачи!

Спасибо за урок! Всем удачи!

Слайд 28ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игры на уроках

организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением сложных задач,

требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил. Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения.
Интересный урок способен захватить обучающегося, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность – вот что делает современный урок русского языка интересным и способствует организации внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ       Игры на уроках организуют высшие формы поведения, бывают связаны с

Слайд 29СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дидакт. материалы к урокам рус. языка. Полежаева

Е.А. Ростов-на-Дону,
Феникс, 2009 год.
2. Новые загадки про слова. Агеева И.Д.

Москва, Творческий центр, 2010 год.
3. Пословицы, стихи и загадки о русском языке. Ушакова О.Д. Санкт-Петербург, Литера, 2009 год.
4. Толковый словарь русского языка. В.И. Ожегов.
5. Интернет ресурсы: http://basik.ru/photo_animals/hedgehog5. Интернет ресурсы: http://basik.ru/photo_animals/hedgehog, http://images.yandex.ru.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Дидакт. материалы к урокам рус. языка. Полежаева Е.А. Ростов-на-Дону,Феникс, 2009 год.2. Новые загадки про

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика