Слайд 1Урок русского языка в 4 классе
Тема: Что мы уже
знаем об имени существительном
Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения
изученного
Цель как деятельность учеников:
- развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста
- обобщать и делать выводы на основе её анализа
- сжимать информацию до плана и ключевых слов
- накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и их роли в предложении и тексте
Слайд 2Оргмомент :
Весёлый звонок всех позвал на урок
2) Языковая разминка
Запишите
слова: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос,
егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.
1в. Обозначьте орфограммы гласных
2 в. Обозначьте орфограммы согласных
Проверим подчёркнутые орфограммы
Разберите по составу сложное слово
Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв
Слайд 31в. Обозначил орфограммы гласных
щека, ежевика, тростник, водомерка, искусство, егерь, лестница,
наполнение, орех, ежиха;
2 в. Обозначил орфограммы согласных
сердце, утюг, сумма,
тростник, искусство, трос, лестница;
Обвели в овал слова, в которых звуков больше, чем букв:
Ежевика - 7б., наполнение - 10б., ежиха - 5б.
(й,эжыв,ика) – 8зв., (напалн,эний,э) – 11зв., (й,эжыха) – 6зв.
Слайд 43) Введение в раздел
Прочитайте на стр.85 название нового раздела
СЛОВО. ЧАСТИ
РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Какие части речи вы знаете?
(читаем стишок)
Какие члены предложения вы знаете?
Что вы можете сказать о слове в языке?
Согласны ли вы, что слово – главный работник в языке? Почему?
4)Формулирование темы урока
Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
Если вы из разминки возьмёте первые буквы каждого слова, то получите ответ на мой последний вопрос
- Какое слово сложили?
Какой буквы вам не хватило?
Какова её роль в этом слове?
Слайд 5Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали
мы – местоименье,
Бьёт числительное – семь.
За ученье без сомненья,
Приниматься надо
всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Слайд 6Не и ни у нас – частицы,
Нам их надо повторять,
И
при этом не лениться,
И ни часу не терять!
После школы, как
известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи!
Слайд 7ЗАДАНИЯ:
Каждая группа за 3 минуты кратко напишет , что она
знаете об имени существительном
Озвучивать и уточнять будем по очереди, согласно
жеребьёвке (1-7)
5) Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знаем.
Группы, прочитайте текст упражнения № 101 и скажите, какая часть речи в нём преобладает и почему?
Слайд 8Вывод:
существительных в тексте 19, а других частей речи– 34.
Почти каждое второе слово – это имя сущ.
Почему?
Потому что
им. сущ. обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния.
Ведь эта часть речи так и говорит о себе: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.»
Слайд 9Роль имён существительных в речи
-Как отличить одушевлённые сущ. от неодушевлённых
сущ.?
-Какого рода бывают сущ. и как его определить?
-Как изменяются имена
сущ.?
Продолжите фразы:
Постоянные признаки имён сущ. – это…
Непостоянные признаки имён сущ. – это…
Слайд 10Упражнение №102 выполните по заданию учебника за 10 минут.
Задумайтесь, что
будете повторять в процессе выполнения этого упражнения.
Слайд 11Проверь свою работу
Одуш.
охотник – м.р.,ед. ч.
Емеля – м.р.,ед. ч.
внучок –
м.р.,ед. ч.
Гришутка – м.р.,ед. ч.
Неодуш.
избушка – ж.р.,ед.ч.
лес –м.р., ед.ч.
земля –
ж.р.,ед.ч.
свет –м.р., ед.ч.
окно – ср.р..ед.ч.
крыша – ж.р.,ед.ч.
труба – ж.р.,ед.ч.
кирпичи –м.р., мн.ч.
забор –м.р., ед.ч.
ворота – мн.ч.
сарай - м.р., ед.ч.
Слайд 12- Что вы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?
Постоянные и
непостоянные признаки имён существительных
Уточните, какие признаки у существительных постоянные, а
какие непостоянные?
Постоянные – это одушевлённость и неодушевлённость, род
Непостоянные – это число
Слайд 13Работаем в парах.
- В упражнении №103 выясните, какими членами предложения
могут являться имена существительные.
- Для этого спишите любые два предложения,
разберите их по памятке на стр. 143
- Какой вывод вы можете сделать?
Имя существительное может быть подлежащим, то есть главным членом предложения, а так же второстепенным
Слайд 14Работаем по плану над упражнением №104.
Расставим запятые в учебнике.
Спишем последнее
предложение.
Выпишем и допишем однокоренные слова.
- Какими частями речи могут являться
однокоренные слова?
Слайд 15Что обозначает цифра 3 около некоторых существительных?
Разбор имени существительного как
части речи или морфологический разбор.
Памятка разбора на стр.142 учебника
Слайд 166. Итог урока
По какому плану мы повторяли имя существительное?
Задание:
Группы, кратко
попробуйте записать слова этот план.
Проверим, что получилось:
1.Самые распространённые в речи
слова – имена существительные
2.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
3.Какими членами предложения могут являться имена существительные
4. Морфологический разбор имени существительного
Слайд 17Домашнее задание:
Упр.№105 (устно)
Упр.53 («дидактический материал»)