Разделы презентаций


Упражнения по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе

Содержание

До сих пор одним из больных мест школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Подготовила учитель русского языка и литературы Левкович Н. А.

Подготовила учитель русского языка  и литературы Левкович Н. А.

Слайд 2До сих пор одним из больных мест школы остается недостаточная

грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской

орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма, так как любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий. В методике обучения орфографии серьезное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а так же поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей. В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умение заменять орфограммы соответствующими буквами. Умения и навыки различать сильную и слабую позицию звуков, которым учащиеся овладевают практическим путем еще в начальной школе (при проверке безударного гласного,
До сих пор одним из больных мест школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только

Слайд 3 непроизносимого согласного и др.),является базовым для развития орфографической зоркости и

формирования навыков правописания. Формирование указанного умения необходимая предпосылка усвоения основного

принципа русской орфографии: одна и та же морфема всегда передается на письме одними и теми же буквами. Умение слышать и анализировать звуки является основой усвоения фонетических написаний: обозначения мягкости согласных на письме, употребления разделительных знаков, правописание приставок на з и с, гласных о и е после шипящих и др. Дидактический материал к заданиям подбирала таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь их к самостоятельной работе со словом, показать естественные звуковые ресурсы языка. Учащиеся могут работать на уроках коллективно, индивидуально, парами. Поверять выполнение заданий можно по проверочным карточкам, при этом каждый ученик сам проверяет выполнение задания или его контролирует кто-нибудь из товарищей.
непроизносимого согласного и др.),является базовым для развития орфографической зоркости и формирования навыков правописания. Формирование указанного умения

Слайд 4

Правописание приставок на з-с.

Правописание приставок на з-с.

Слайд 5I Спишите. Подчеркните слова с предлогом с и с приставкой

с-.Объясните данные орфограммы.
С гнезд замахали крикливые цапли,
С листьев скатились последние

капли;
Солнце, с прозрачных сияя небес,
В тихих струях опрокинуло лес.
С сердца куда-то слетела забота,
Вижу, опять улыбается кто-то. (А.Фет)
II К данным словам с приставкой на з подберите и запишите однокоренные слова с приставкой с-. Образец: изгиб-сгиб, издать-сдать.
Взбивать-… , взбегать-…, разгладить-…, разгонять-…, разгрести-…, раздвигать-… .

А

I Спишите. Подчеркните слова с предлогом с и с приставкой с-.Объясните данные орфограммы.С гнезд замахали крикливые цапли,С

Слайд 6III Прочитайте тексты. В левый столбик выпишите слова с приставкой

на з, в правый-с приставкой с-.Расскажите о правописании приставок на

з-с.
Красавец тополь разросся. Спиленный верх его оброс ветвями.Сразу не разглядишь, где тот горизонтальный срез, когда-то нацеленный в небо.(В.Тельпугов) 2) Солнце спряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков.(М.Лермонтов)
IV От данных существительных с предлогом без образуйте однокоренные прилагательные с приставкой бес- и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные. Образец: без плана-бесплановая работа.
Без причины-…, без крыльев-…, без крови-…, без конца-…, без связи-…,без слов-…,без хозяйства-…,без таланта-…, без цели-…, без шума-…, без чувств-…, без цвета-… .

А

III Прочитайте тексты. В левый столбик выпишите слова с приставкой на з, в правый-с приставкой с-.Расскажите о

Слайд 7I Заполните кроссворд словами с приставками раз-рас-.
1. Движение с целью

набрать скорость.
2. Соленая вода для засолки овощей.
3. Место раздвоения железнодорожного

пути.
4. Молодые растения, выращенные для пересадки.
5. Сбор сведений о противнике.
6. Словесное сообщение о чем-либо.
7. Полное поражение кого-либо.
8. Время восхода солнца.
9. Расставание.
Ответы: 1.Разбег 2.Рассол 3.Развилка 4.Рассада 5.Разведка 6. Рассказ 7. Разгром 8. Рассвет 9.Разлука


Б

I Заполните кроссворд словами с приставками раз-рас-.1. Движение с целью набрать скорость.2. Соленая вода для засолки овощей.3.

Слайд 8II К данным словосочетаниям подберите и запишите слова с близким,одинаковым

значением(синонимы).Обозначьте в них приставки на з-с. Образец: не имеющий жалости-безжалостный

человек.
1)Лишенный смысла-… .2)Не имеющий вкуса-… 3)Лишенный порядка-… .4)Покрытый сплошь царапинами-… .5)Не имеющий звука-… .6)Не дающий результата-… .7)Передающий статью в печать-… .

Б

II К данным словосочетаниям подберите и запишите слова с близким,одинаковым значением(синонимы).Обозначьте в них приставки на з-с. Образец:

Слайд 9 Правописание букв о-е после шипящих в корне

Правописание букв о-е после шипящих в корне

Слайд 10I Запишите одним словом ответы на вопросы. Скажите,какая орфограмма объединяет

правописание этих слов.
Как называется плод дуба? Цвет одуванчика? Предмет для

чистки зубов? Разговор тихим голосом? Ткань из нитей, получаемых из коконов тутовых гусениц?
Ответы: 1. Желудь 2. Желтый 3. Щетка 4. Шепот 5. Шелк

А

I Запишите одним словом ответы на вопросы. Скажите,какая орфограмма объединяет правописание этих слов.Как называется плод дуба? Цвет

Слайд 11I Разгадайте кроссворд, используя для ответов слова-исключения из правила о

правописании гласных о-е после шипящих в корне.
1. Место соединения сшитых

кусков.
2. Глухой звук, шуршание.
3. Наездник на скачках.
4. Водитель автомобиля.
5. Мощеная щебнем или асфальтированная дорога.
6. Мастер по изготовлению ременной упряжки.
7. Стержень для чистки и смазки ствола оружия.
8. Презрительное название ненасытного человека.
9. Цирковой артист.
10.Накидка на голову.
11. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета.

Б

I Разгадайте кроссворд, используя для ответов слова-исключения из правила о правописании гласных о-е после шипящих в корне.1.

Слайд 12Ответы: 1.Шов 2. Шорох 3.Жокей 4. Шофер 5. Шоссе

6. Шорник 7. Шомпол 8. Обжора 9. Жонглер

10. Капюшон 11. Крыжовник  
Ответы: 1.Шов 2. Шорох 3.Жокей 4. Шофер 5. Шоссе    6. Шорник 7. Шомпол 8.

Слайд 13Правописание непроизносимых, звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых, звонких и глухих согласных.

Слайд 14I Карточки для индивидуальной работы.
Карточка 1.Прочитайте пары слов. Что они

обозначают? Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Поезда-поезд, пароходы-парохо.., автобусы-автобу.., самолеты-самоле..,тепловозы-теплово-.., теплоходы-теплохо.. .
Карточка

2 Выпишите словосочетания, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. Обозначьте часть слова,в которой находится данная орфограмма.
Искусно испеченный пирог, счастливый случай, чудесная погода, старинная лестница, светлое чувство, праздничный вечер, интересная книга, ненастный день, отцветающая роза.
Карточка 3 Из данных слов составьте предложения.
Наряд, дуб, осенний, надел. 2)Полетели, монетки, с берез, желтые.3) Листопад, начнется,скоро. 4) Ненастная,на улице, погода, была. 5)Аромат, чудесный, разносился, по всему, саду, жасмина.

А

I Карточки для индивидуальной работы.Карточка 1.Прочитайте пары слов. Что они обозначают? Спишите, вставляя пропущенные буквы.Поезда-поезд, пароходы-парохо.., автобусы-автобу..,

Слайд 15Карточка 4 Прочитайте. Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными.

Разберите их по составу.
1.Но вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит

с солнцем за собою
Веселый праздник именин. (А.Пушкин)
2.Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали шумными ручьями
На потопленные луга. (А.Пушкин)
Карточка 5 Спишите,изменяя слова по образцу: пара(сапоги)-пара сапог.
Стадо (коровы)-…, тысячи (дороги)-…, стайка (рыбы)-…, стопка (книги)-… .

А

Карточка 4 Прочитайте. Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными. Разберите их по составу.1.Но вот багряною рукоюЗаря

Слайд 16I С опорой на данные словосочетания составьте описание осеннего цвета.
Поздняя

осень, чудесный солнечный день, прекрасный цветник, искусно огорожен, грустно наклонили

головки, пушистая сердцевина, розовые лепестки, чувствуют приход зимы.
II Заполните таблицу своими примерами (5-7примеров в каждую колонку). Подготовьте ответ-рассуждение на тему «Правописание гласных в корнях слов».

Б

I С опорой на данные словосочетания составьте описание осеннего цвета.Поздняя осень, чудесный солнечный день, прекрасный цветник, искусно

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика