Этимология – это….
etymon - "истина, истинное значение слова"
Так значит, мы сегодня будем заниматься с Вами поиском истины!
В помощь интересующимся
Но самым любимым занятием А.Х. Востокова было сравнивать, сопоставлять слова разных языков, находить в них общее и различное.
Это очень увлекательное занятие. Сколько любопытного можно обнаружить! Вы когда-нибудь пробовали сопоставлять слова разных языков? Конечно, чтобы этим заниматься, необходимо знать языки. Но если вы учитесь в серьезном учебном заведении, то изучаете даже не один, а несколько языков, в том числе, может быть, и древние: латинский, старославянский. Вот вам и карты в руки.
В архиве рукописей А.Х. Востокова хранится небольшая тетрадь (всего восемь листов), на которой его рукой написано: "Коренныя и первообразныя слова языка славенского". Догадываетесь, что это за слова, которые исследователь назвал коренными и первообразными? Значит, не все слова интересовали А.Х. Востокова, а состоящие только из корня, наиболее древние, первообразные. Вдумайтесь, какое емкое определение для слов - первообразные. Это и первыми образованные (потом от них будут создаваться производные, образовываться гнезда родственных слов, а первообразные озаглавят их, станут вершинами словообразовательных гнезд) и как бы передающие первый образ, т.е. тот признак, который послужил основанием для наименования.
Познакомьтесь с этимологическими словарями, например, с «Историко-этимологического словарем современного русского языка» П.Я.Черных, «Кратким этимологическим словарем русского языка» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой, «Школьным этимологическим словарем русского языка» этих же авторов; «Этимологическим словарем русского языка» Г.П.Цыганенко.
Внимательно рассмотрите построение статей в этих словарях. Какую информацию они в себе несут?
Сравните слова современного языка и первоначальные, т.е. те слова, от которых образовались данные.
Отметьте те из них, в образовании которых наблюдаются фонетические изменения.
Выпишите 5-10 найденных Вами слов.
Задание «Найдите родственников»
Цель задания:
Содержание задания:
Цель: проследить «родословную» слов вплоть до его этимологического рождения, научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа.
2. Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, лучина, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше.
Помощь
Тайга
Хвойная, зелёная, необъятная
Растёт, завораживает, дарит
Щедра сибирская тайга
Берегите!
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть