Слайд 1
Как писать рецензию
Составитель:
Рубиш Юлия Викторовна
учитель русского языка и литературы
© Rubich, 2008
Слайд 2Как писать рецензию
Подготовка к ГИА. 9 класс
Слайд 3Традиционно выделяются 3 части сочинения:
1) вступление, в котором обычно формулируется
проблема текста,
2) основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию,
собственную позицию пишущего и аргументы,
3) заключение, в котором подводится итог.
Слайд 4Композиция рецензии:
Вступление
Формулирование проблемы
Комментарий
Авторская позиция
Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора)
Первый аргумент
Второй
аргумент
Вывод
Слайд 5Авторская позиция
Это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-нибудь
проблемой.
Слайд 6Сформулировать авторскую позицию помогут типовые конструкции:
Позиция автора такова: …
Автор считает,
что …
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что
…
Автор убеждает нас в том, что …
В тексте доказывается мысль о том, что …
Основная мысль текста заключается в том, что …
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что …
Слайд 7Аргументация и аргументы
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для
обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.
Аргументы – это
доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.
Слайд 9Типичные ошибки аргументации:
ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные
с другой проблемой текста,
приведённые мысли не являются аргументами для выдвинутого
текста,
в качестве аргументов приведены только примеры, без объяснения их связи с тезисом,
в части сочинения, посвящённой аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы,
отсутствуют переходы между аргументами,
отсутствует вывод.
Слайд 10Работа над вступлением
Проблемный вопрос.
Общие сведения об обсуждаемой проблеме.
Ссылка на авторитетное
мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
Обращение к читателю с
целью вызвать в его памяти определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
Создание определённого эмоционального настроя.
Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Слайд 11Работа над заключением
Обобщение основных мыслей автора.
Вопросительное предложение, в том числе
риторический вопрос.
Призыв, обращение к читателю.
Использование цитаты.