Слайд 1Язык СМИ его влияние на общество.
(к вопросам языковой нормы на
материале средств массовой информации)
Слайд 2
Цели урока:
Раскрыть значение культуры речи;
Расширить понятие «норма современного русского языка
и некоторым особенностями и изменениями современного русского языка;
Закрепить умения различить
речь нормированную и ненормированную;
Формировать навык в использовании нормированной речи;
Умение различать грамматические и стилистические ошибки;
Приобрести навыки владения орфоэпических и лексических норм языка;
Выявление черт языка СМИ;
Углубление знаний о публицистике в современном контексте.
Слайд 3Это раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Включает в себя правильность речи и речевое мастерство.
Что такое культура
речи?
Слайд 4Что есть хорошая речь?
Правильность речи-это соблюдение норм литературного языка. Речевое
мастерство- умение правильно построить высказывание.
Слайд 5Нормы литературного языка
это общепринятые и общепризнанные в речевой практике на
определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д.
Нормы
закреплены в словарях и справочниках и охватывают все уровни языка. Она характерна для устной и письменной речи.
Слайд 6Какие нормы отражают правила:
Произношение, ударение , интонация (орфоэпические)
Употребление слов
в точном соответствии с их значением(лексика)
Образование слов ( словообразование)
Образование форм
лов разных частей речи
( морфологические)
Построение словосочетаний и предложений (синтаксис)
Написание слов и форм слов( орфография)
Постановка знаков препинания (пунктуация)
Слайд 7Нормы языка связаны со всеми разделами науки о языке!
Слайд 8Современные тенденции в Русском языке:
Огрубление и вульгаризация русской речи, массовые
отступления от нормы литературного языка
Агрессивное воздействие со стороны американского варианта
английского языка (отражение в СМИ, рекламе, массовой культуре
Вывод: разрушение русского языка.
Слайд 9Рекламные жанры:
Статья
Летучий листок
Рубричная реклама
Малые рекламные жанры
Слоган и девиз
Логотип
Заклички
Письмо
Слайд 10Надо дать человеку возможность делать выбор,
Текст должен быть
адаптирован ситуации в которой наверняка сработает,
Умеренное стимулирование любопытства у
потенциальных клиентов
Слайд 11Средства публицистического стиля:
Диалогизация (когда выступающий так или иначе ведет прямой
или скрытый диалог)
Смешение лексики и фразеологии (смешение высокого и низкого
стилей)
Сокращение коммуникативной дистанции (мы/все/дорогие читатели)-переманивание на свою сторону.
Слайд 12Особо отметим тенденцию к заимствованию слов ( в большом количестве!),
которое происходит через СМИ.
Слайд 13
Raid – убивает насекомых наповал! (лексическая)- как еще можно убить?
Настоящая
итальянская плитка, сделанная в России.
За вас думает Тефаль (как?)
Бочкарев-правильное пиво!(какое
не правильное?)
Продается машинка для стрижки волос китайского производства. (где взять волосы китайского производства?)
Друзьям-советуем лучшее(манипулирование)
Кнорр- вкусен и скорр. Наслаждайс. Сникерсни.
Это вторая гибель российского военнослужащего за последнюю неделю. (бедолага погиб дважды)-стилистическая
Слайд 14
(плеоназмы-об одном и том же, но разными словами): соединить воедино,
главная суть, предчувствовать заранее, темный мрак, топать ногами , жестикулировать
руками, смотреть глазами
Он кивнул своей головой в знак согласия. (кивать чужой головой сложно)
(тавтология): рассказать рассказ, спросить вопрос, впервые дебютировал, старый ветеран, биография жизни, своя автобиография, демобилизация из армии
МиниСУПЕРмаркет(маленький огромный магазин)
Свадебные букеты-постоянным клиентам скидки
Колбасу руками не трогать
Образовательная программа «Шаг в перед» (г. Северск, автобус №32)
Достойные новости-для достойных людей
Купецъ, коммерсантъ, кузнецовъ
Слайд 15
Все ВАЗможно (реклама ВАЗ)
Томатная паста из свежих томатов (как минимум
приятно!)
Слайд 16Итоги урока
Неоправданное употребление иностранных слов
Речевое манипулирование
Смешение лексики и фразеологии
Ошибки всех
видов
Слайд 17Подумайте и ответьте на вопросы:
Как СМИ влияют на речевую культуру?
Можно
ли говорить о нормах русского языка в СМИ?
Можно ли назвать
язык СМИ литературным. Если нет, то насколько он далек от литературного и почему. Приведите примеры из любых источников.