Слайд 1(КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МГАУ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС
В АПК»)
ДЕТАЛИ МАШИН И
ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Профессор ЕРОХИН М.Н.
Слайд 2«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНО-СТРОЕНИЕ ДОЛЖНО ОСНОВЫВАТЬСЯ НА ДВУХ ДИСЦИПЛИНАХ:
АГРОНОМИЧЕСКИХ И МЕХАНИЧЕСКИХ,
В
РАВНОЙ СТЕПЕНИ ВАЖНЫХ ДЛЯ НАДЛЕЖАЩЕГО РАЗВИТИЯ ЭТОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В.П.Горячкин
Слайд 3ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Курс деталей машин и основ констру-
ирования завершает
общетехническую
подготовку специалиста
Он базируется на курсах:
материаловедение;
сопротивление материалов;
технология
машиностроения;
теория машин и механизмов.
Слайд 4РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Детали машин и основы конструирования: Учебное пособие (М.Н.Ерохин,
А.В.Карп, Е.И. Соболев и др.) / Под ред. М.Н.Ерохина. –
М.: КолосС, 2004.
2. «Детали машин». Учебник (Л.А.Андриенко, Б.А. Бойков, И.К.Ганулич и др.) / Под ред. О.А.Ряхов-ского. – М.: «Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана», 2007.
3. Иванов М.Н., Финогенов В.А. «Детали машин». – М.: Высшая школа, 2002.
4. Атлас конструкций узлов и деталей машин: Учебное пособие (Б.А.Бойков, А.В.Клыпин, И.К.Ганулич и др.)
Слайд 5МАШИНЫ ОТ ДОМКРАТА ДО ТРАКТОРА ИЛИ ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА СОБИРАЮТ ИЗ
ОТДЕЛЬНЫХ СБОРОЧ-НЫХ ЕДИНИЦ, КОТОРЫЕ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ СОБИРАЮТ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ (ДЕТАЛЕЙ)
Слайд 6Все детали и сборочные единицы принято делить на два класса
Детали и сборочные единицы общего наз-начения (зубчатые колеса, подшипники, болты
и др. Применяются во всех машинах).
Слайд 7Детали и сборочные единицы специального назначения (поршни, лемеха, шатуны и
др. Применяются только в специальных машинах для выполнения конкретных функций)
Слайд 8КУРС ДЕТАЛЕЙ МАШИН И ОСНОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОСВЯЩЕН РАСЧЕТУ И КОНСТРУИРОВАНИЮ
ДЕТАЛЕЙ И СБОРНЫХ ЕДИНИЦ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
Слайд 9ДЕТАЛИ И СБОРНЫЕ ЕДИНИЦЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ВКЛЮЧАЮТ:
Передачи (зубчатые, червячные, ременные,
цепные и др.). Они предназначены для преобразования и передачи движения
и энергии от одной части машины к другой.
Детали и сборочные единицы, обеспечивающие работу передач: оси, валы, уплотнения, подшипники, муфты.
Соединения – болтовые, шпоночные, шлицевые, заклепочные, сварные и др.
Опорные детали – корпуса, рамы, плиты и др.
Демпфирующие устройства – пружины, рессоры и др.
Слайд 10ПАМЯТКА КОНСТРУКТОРУ
Пускай силу по кратчайшему пути и принимай ее по
возможности меньшим количеством деталей
Количество болтов крепления конструкции к каркасу должно
быть не менее четырех
Проверь, можно ли конструкцию собрать неправильно. Прими меры, чтобы детали могли быть смонтированы только на свои места и только в заданном положении. Сделай так, чтобы их нельзя было перепутать
Рассмотри конструкцию в деформированном состоянии
Слайд 11МАШИНЫ НЕОБХОДИМО СОЗДАВАТЬ ТАКИЕ, ЧТОБЫ БЫСТРО ОКУПАЛИСЬ, ПРИНОСИЛИ МАКСИМАЛЬНЫЙ ДОХОД,
НАДЕЖНО РАБОТАЛИ И ДОЛГО МОРАЛЬНО НЕ СТАРЕЛИ
Слайд 12«ЧЕРТЕЖ, ДАЖЕ ПРАВИЛЬНО СДЕЛАННЫЙ, НО НЕРЯШЛИВО ОФОРМЛЕННЫЙ, ЭТО
ЖЕС-ТОКИЕ ОШИБКИ В ПРОИЗВОД-СТВЕ»
С.В.Ильюшин
Слайд 14ДВИГАТЕЛЬ - СЛУЖИТ ИСТОЧНИКОМ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЙ
Слайд 15ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ – ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ И РАБОЧЕГО
ОРГАНА ПО УГЛОВОЙ СКОРОСТИ (ω)
И ВРАЩАЮЩЕМУ МОМЕНТУ (Т)
ПРИ ВРАЩАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ:
Р = Т · ω ≈ const;
ПРИ ПОСТУПАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ:
Р = F · V ≈ const,
где Р – мощность, Вт
F – сила сопротивления, Н
V – скорость движения, м/с
Слайд 16РАБОЧИЙ ОРГАН –
ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ –
СЛУЖАТ ДЛЯ ПУСКА, ОСТАНОВКИ И ПОДДЕРЖАНИЯ ЗАДАННОГО РЕЖИМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Слайд 17ДВИГАТЕЛЬ И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ СОСТАВЛЯЮТ ПРИВОД
ВО ВСЕХ МАШИНАХ ПРИВОД ЗАНИМАЕТ
СУЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО.
ОТ НЕГО ЗАВИСИТ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РАБОТА, БЕЗОТКАЗНОСТЬ И СРОК
СЛУЖБЫ МАШИНЫ.
Слайд 18ВИДЫ ПРИВОДОВ - механический
- гидравлический
- пневматический
- электрический
- гибридный
ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
-
двигатели внутреннего сгорания
- электродвигатели
- гидромоторы
Слайд 19КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
1) РЕЖИМ РАБОТЫ ПРИВОДА;
2) СКОРОСТЬ
РАБОЧЕГО ОРГАНА;
3) ПОЛНЫЙ СРОК СЛУЖБЫ.
4) УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Слайд 20РЕЖИМЫ НАГРУЖЕНИЯ МАШИН
Практически все машины, а следовательно, и их приводы
работают при переменных режимах нагружения.
Режим нагружения определяется графиком изме-нения вращающего
момента во времени (цикло-граммой).
При построении графиков типовых режимов нагру-жения фактическую циклограмму располагают последовательно в порядке убывания их значений. Затем строят эту циклограмму в относительных координатах и полученную ступен-
,
чатую циклограмму заменяют плавной огибающей кривой.
На рисунке представлено графическое изображение шести типовых режимов
Слайд 21а) фактическая циклограмма;
б) циклограмма с расположением моментов
в
порядке убывания их значений
ЦИКЛОГРАММА МОМЕНТОВ
Слайд 22ТИПОВЫЕ РЕЖИМЫ НАГРУЖЕНИЯ
Тi - текущее значение вращающего момента;
Тmax -
максимальный из вращающего момента;
ΣNi - суммарное число циклов нагружения при
работе с моментами равными
и большими;
Nk - число циклов нагружения за расчетный срок службы (требуемый ресурс)
0 – постоянный;
I – тяжелый;
2 – средний равновероятный;
3 – средний нормальный;
4 – легкий;
5 – особо легкий
Тi / Тmax
Слайд 23АЛГОРИТМ КИНЕМАТИЧЕСКОГО
И СИЛОВОГО РАСЧЕТА ПРИВОДА
1. ВЫБОР ТИПА ПЕРЕДАЧИ
2.
ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕДАТОЧНОГО ЧИСЛА ПРИВОДА И ЕГО РАЗБИВКА ПО
СТУПЕНЯМ
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИВОДА
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРАЩАЮЩИХ МОМЕНТОВ НА ВСЕХ ЭЛЕМЕНТАХ
Слайд 24 Для обоснования выбора двигателя и типа привода
необходимо составить кинематическую схему привода с определением скоростей вращения
валов промежуточных звеньев.
Механический привод может быть осуществлен различными комбинациями существующих передач.
Окончательный вариант принимают с учетом:
- условий работы;
- срока службы;
- желательных габаритов;
- стоимости привода и расходов на его эксплуатацию;
- удобства обслуживания;
- техники безопасности в условиях производства
Слайд 25СХЕМА ПРИВОДА
1- электродвигатель; 2, 3 – ременная передача;
4, 5
и 6, 7 – зубчатые передачи;
8, 9 – цепная
передача; 10 – барабан ленточ-ного транспортера.
Слайд 27УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН
В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
повышенная влажность;
наличие
агрессивной среды
(аммиак, сероводород и др.);
запыленность;
различные
режимы нагружения и
продолжительность работы
Слайд 28ВЫБОР ДВИГАТЕЛЯ
В стационарных машинах широко применяются электродвигатели.
Преимущества электропривода:
простота в эксплуатации;
широкий
диапазон мощностей (от 0,01 Вт до 75 МВт);
высокая надежность;
высокий К.П.Д.;
большая
перегрузочная способность по моменту;
широкий диапазон частоты вращения вала двигателя;
экологичность
Слайд 29В сельскохозяйственном производстве наиболее широко применяются трехфазные асинхронные двигатели с
короткозамкнутым ротором серии 4А и АИ
Преимущества этих двигателей:
простота конструкции
и обслуживания;
надежность;
низкая стоимость.
Выпускают электродвигатели мощностью 0,12…4000 кВт различных модификаций, отличающихся по конструк-ции, условиям окружающей среды и специализации.
Электродвигатели сельскохозяйственного назначения выпускают с повышенным пусковым моментом, повышенным скольжением, со встроенной темпера-турной защитой и многоскоростными.
Слайд 30Двигатели серии АИ (АИР, АИС) – перспективные унифицированные асинхронные электродвигатели.
Они
оснащены изоляцией класса F.
Их технические характеристики аналогичны характеристикам дви-гателей серии
4А
Слайд 31УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
где 1 – серия двигателя – 4А, АИР,
АИС: 4 – номер серии, А – вид двигателя (асинхронный),
И – серия, унифицированная среди стран – членов Интерэлектро, Р – увязка мощности с установочным размером по PC 3031 – 71, С – увязка мощности с установочным размером по рекомендациям CENELEK (Европейский комитет по координации электротехнических стандартов);
2 – исполнение двигателя по степени защиты от окружающей среды: Н – защищенное, отсутствие буквы – закрытое обдуваемое;
3 – исполнение двигателя по материалу станины и щитов: А – станина и щиты из алюминия, Ч – станина и щиты из чугуна и алюминия в любом их сочетании, отсутствие буквы – станина и щиты из чугуна или стали;
Обозначения электродвигателей серий 4А, АИР, АИС
можно представить следующим образом
Слайд 324 – модификация двигателя: Р – с повышенным пусковым моментом,
С – с повышенным скольжением, К – с фазным ротором,
В – встраиваемые, Э – экскаваторные, У – однофазные с пусковым конденсатором, Т – то же, с пусковым резистором, УТ – то же, с пусковым и рабочим конденсатором, П – продуваемые;
5 – расстояние от оси вала до опорной поверхности лап по ГОСТ 13257–73:
50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280,
315, 355 мм;
6 – установочный размер по длине станины: S – короткая станина, М – средняя станина, L – длинная станина;
7 – длина сердечника статора: А – короткий сердечник, В – длин-ный сердечник;
8 – число полюсов по ГОСТ 10863–73:
2, 4, 6, 8, 10, 12, 4/2, 6/2, 8/6, 12/6, 8/6/4, 12/8/6/4;
9 – специальное исполнение электродвигателя: Н – малошумный, X – химостойкий, РЗ – мотор-редуктор, С – сельскохозяйствен-ный, ТЭ – для электроталей, В – со встроенными терморезисто-рами, М – влагоморозостойкий;
10 – климатическое исполнение по ГОСТ 15150–69: У – для умеренного климата, ХЛ – для холодного климата, Т – для тропического климата, О – общеклиматическое, М – морское;
11 – категория размещения: 1, 2, 3, 4, 5.
Слайд 33Пример условного обозначения электродвигателя
AИP100S4 – трехфазный асинхронный обду-ваемый электродвигатель с
короткозамкну-тым ротором, унифицированной серии, закрытого обдуваемого исполнения;
увязка мощности с
установочным размером по PC 3031–71;
расстояние от оси вала до опорной поверх- ности лап 100 мм;
установочный размер по длине станины S (короткая станина), число полюсов 4.
Слайд 34МОНТАЖНЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Способ монтажа двигателей серий 4А и АИ обозначены
соответствующей маркировкой указывая в скобках маркировку двигателей при наличии
двух выходных концов вала:
IM1081 (IM1082) – на лапах с двумя подшип-никовыми щитами;
IM2081 (IM2082) – на лапах с фланцем на подшипниковом щите со стороны свобод-ного конца вала;
IM3081 (IM3082) – без лап с фланцем на подшипниковом щите со стороны свобод-ного конца вала.
Слайд 35ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СЕРИИ АИР ИСПОЛНЕНИЯ М1081 (М1082)
Слайд 36ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СЕРИИ АИР ИСПОЛНЕНИЯ М2081 (М2082)
Слайд 37ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СЕРИИ АИР ИСПОЛНЕНИЯ М3081 (М3082)
Слайд 38 Тнач – начальный или пусковой момент;
Тном – номинальный момент;
nс
– аинхронная угловая скорость;
nном – рабочая угловая скорость двигателя
под
нагрузкой
где f – частота тока; f = 50 Гц;
– число пар полюсов
ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ТРЕХФАЗНОГО ТОКА
Выпускаются двигатели с числом полюсов
Скольжение под нагрузкой
Слайд 39СХЕМА ПРИВОДА
1- электродвигатель; 2, 3 – ременная передача;
4, 5
и 6, 7 – зубчатые передачи;
8, 9 – цепная
передача; 10 – барабан ленточ-ного транспортера.
Слайд 40ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Исходные данные: Тн – номинальный вращающий момент (Нм) на
приводном валу машины;
nн – частота
вращения (мин-1) или + угловая скорость ωн (рад/с) приводного вала машины.
Требуемую мощность электродвигателя (Вт), определяют
по формуле:
Угловая скорость вала:
Коэффициент полезного действия (КПД) всего привода:
,
где m – число пар подшипников
Номинальная мощность выбранного двигателя должна удовлетворять условию Рдв ≥ Р
Допускается перегрузка не более 5%.
Слайд 41ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ПЕРЕДАТОЧНОГО ЧИСЛА ПРИВОДА И РАЗБИВКА ЕГО ПО СТУПЕНЯМ
Общее
передаточное число привода:
1.
,
где nдв – частота вращения вала электродвигателя, мин-1;
nn – частота вращения приводного вала машины, мин-1.
2. иo = и1.2 · и3.4 · …· иi-1, i
Разбивку передаточного числа по ступеням выполняют с учетом кинематических возможностей передач.
Слайд 421.Частота вращения элементов привода:
n1 – частота вращения вала электродвигателя;
n2 = n1;
(без учета
скольжения в передаче); n4 = n3; ; n6 = n5; ; n8 = n7;
; n10 = n9;
2. Вращающие моменты на всех элементах привода:
Т2 ≈ Т1 – требуемый вращающий момент
двигателя
Полученные значения n и Т используют при прочностном расчете передач