Слайд 1Лекция 1
Тема: «Феномен лидерства»
Вопросы
Предистория лидерства
Исследование лидерства в за рубежом
Исследование лидерства
в России
Слайд 2Литература
Адаир Д. Психология лидерства. М., 2007
Бендер П., Хеллман Э. Лидерство
изнутри. М., 2009
Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие /Т.В. Бендас.
– СПб: Питер, 2009. – 448 с.
Слайд 3С чего все начиналось….
Доминирование и вожачество
Слайд 4ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
ВОЖАК………..это
Лидер (Панов Е.Н., 1970; Хайнд Р., 1975; Лоренц К.
1994)
Доминирующее животное (Мак-Фарленд Д.,1988)
Альфа-самец (Панов Е.Н., 1970)
Самец-доминант (Панов Е.Н., 1970)
Слайд 6Вожачество как форма «социального» поведения животных
Способы использования пространства (сообщества –
группа, имеющая структуру, стабильную во времени и пространстве. Панов Е.Н.)
Система
социальной иерархии
Слайд 7
ПОЧЕМУ ВЫГОДНО ЖИТЬ В СООБЩЕСТВЕ?
Слайд 8+
ОБОГОЩЕНИЕ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
КОНКУРЕНЦИЯ
ОГРАНИЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ
ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ
Слайд 9ТИПЫ СООБЩЕСТВ
(Лоренц К., 1994)
Анонимная стая (не имеет иерархии)
Сообщество без
любви (одна территория)
Гигантская семья (мы-они)
Группа – совокупность существ, которые связаны
между собой узами личной связи (есть иерархия)
Слайд 10ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Линейная иерархия (ранг «альфа» -ранг «омега»)
Треугольник (А доминирует над
В, В над С, С над А)
Доминирование одной особи при
подчинении остальных
Слайд 11
КАК УЗНАТЬ, ЧТО В СООБЩЕСТВЕ ЕСТЬ ИЕРАРХИЯ?
Слайд 13Функции иерархии
Регулирование внутривидовой агрессии
Регулирование взаимоотношений, уменьшение бесполезных конфликтов
Регулирование процесса размножения
Самоограничение
численности
Обеспечение стабильности
Защита слабых, предохранение от смерти
Раздел территории и распределение пищи
Слайд 14Критерии получения ранга
Полезность особи для:
Воспроизводства вида
Самосохранения стада
Слайд 15Доминирование и вожачество
Процесс господства и подчинения
ДОМИНИРОВАНИЕ
ВОЖАЧЕСТВО
ПРИЗНАКИ:
Примитивная форма взаимодействия
Парный процесс
Насильственное подавление
более
слабого
-Не обязательно становится вожаком
ПРИЗНАКИ:
-Групповой процесс
-Должен быть признан членами
сообщества
-Защищает
более слабых членов
сообщества
-Должен быть доминирующей особью
Слайд 16Свойства доминирующего
Большие размеры тела
Вес тела
Развитие клыков
Склонность к борьбе
Агрессивность
Особенности темперамента
Физическая отвага
Длительное
пребывание в группе
Повышенные сексуальные возможности
? Связь с насилием - отсутствие
таковой
Слайд 17Функции вожака
Поддержка системы доминирования-подчинения
Регулирование агрессии
Регулирование взаимоотношений
Регулирование процессов размножения
Регулирование сексуальной жизни
Самоограничение
численности
Определение статуса новичка
Обеспечение стабильности
Защита слабых
Сохранение стабильности социальной организации
Повышение статуса низкоранговых
особей
Разделение территории
Распределение пищи
Обучение членов сообщества богатому опыту
Поощрение и наказание
Разрушение нежелательных группировок
Дифференциация эмоционального отношения к членам сообщества
Слайд 19Качества вожака
Бойцовские
размеры и вес тела
Агрессивность
ловкость
склонность к борьбе
физическая
отвага
уверенность
Напористость
опытность
Бдительность
быстрая реакция на опасность
физическая сила и выносливость,
двигательная
активность
Слайд 20Сексуальные характеристики
Повышенные сексуальные возможности
Сексуальная привлекательность для половозрелых самок и репродуктивный
успех у них
Слайд 21Свойства, обеспечивающие успех во взаимоотношениях
Должен быть старожилом
Должен уметь привлечь на
свою сторону других особей
Должен выступать инициатором всех групповых действий
Высокий интеллект
Слайд 22
МОДЕЛИ ВОЖАЧЕСТВА
Конкурентная (вожак-зрелый самец)
«Маскулинная» (зрелая самка с внешним поведением
самца – доминантным и агрессивным)
Вакуумная (фемининная) – зрелая самка с
детенышем временно выполняет роль
Подростковая (молодой самец или подросток)
Кооперативный или альтруистический – пол вожака не важен, альтруистические черты поведения
Слайд 23Изучение лидерства в зарубежных исследованиях
Этапы изучения лидерства:
До нач. 20 века
Первая
четверть 20 века
Конец 1920-х годов до 1948 г.
1950-1970 –е г.г.
Последняя
четверть 20 века и 21 век
Слайд 25Изучение лидерства до нач. 20века (зарубежные)
Слайд 26Изучение лидерства до нач. 20века (отечественные)
Слайд 27Лидерство в первой четверти
20 века
Слайд 28Лидерство во второй четверти
20 в. (зарубежные)
«Теория черт» (универсальный подход)
1.
Одаренный человек обладает набором черт, делающим его лидером в любой
ситуации
2. Поиск лидерских качеств:
- Индивидных (возраст, рост, вес, телосложение, физическая сила, здоровье, красивая внешность, доминантность и властность, агрессивность).
Интеллектуальные свойства (интеллект, рассудительность, скорость принятия решений, эрудиция, интуиция, адаптивность).
Речевые характеристики
Коммуникативные качества (экстраверсия-интроверсия, общительность и коммуникабельность, дипломатичность)
Энергетический потенциал (оптимизм и чувство юмора, эмоциональный самоконтроль, настойчивость, сила убеждений, уверенность в себе, активность, склонность к риску).
Мотивационные характеристики (стремление к популярности, инициативность, трудолюбие)
Альтруистический потенциал (кооперативность, сотрудничество, социальная ответственность, надежность)
Слайд 29Отечественные исследования
Идея изучения личности лидера (типологии лидерства)
Лидерство=вожачество
Разработка типологий лидерства:
-
В.А. Вагнер (стадные, социальные, вожаческие)
А.С. Заслужный (ситуативный-постоянный, организатор-дезорганизатор)
Д.Б. Эльконин (организатор,
диктатор, эмоц.организатор, интеллектуальный рационализатор)
Н.А. Витке (типология стилей руководства)
4. Е.А. Аркин (детское лидерство: понятие вожака, качества, половые различия в лидерстве)
Слайд 301950-1970-е годы в изучении лидерства (за рубежем)
ЛИЧНОСТНЫЙ
ПОДХОД
ИНТЕРАКЦИОНИСТСКИЙ
ПОДХОД
(Б.Басс, Ф. Фидлер,
В
Беннис, Р. Стогдилл)
СИТУАЦИОННЫЙ
ПОДХОД
(Т. Хейлин, Ц. Джибб,
Т.Адорно и др.)
Комбинация черт
Эффективность Л.
Лидерские
стили
Типы лидеров
Культурная
детерминация
личности лидера
-лидерство меняется
от ситуации к
ситуации
Нивелирование
специфики лидерства
Вероятностная модель
(Ф. Фидлера)
2. Мотивационно-целевые
теории:
Подход Ун-та Огайо
Теория М. Эванса «путь-
цель»
Слайд 31ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ подход
Теория Д. Мак-Грегора «X-Y»
Теория стилей лидерства Р. Лайкера
Концепция
стилей лидерства Р. Блейка «менеджерская решетка»
Теория социального обмена между лидером
и последователями Т. Джекобса
Слайд 32Отечественные исследования
(1960-1980 г.г.)
Формирование научных школ и групп
ленинградско-петербургская Е.С. Кузьмина (1967)
ленинградско-петербургская
Б.Д. Парыгина (1973)
Курско-костромская Л.И. Умановского (1972)
Московская А.В. Петровского (1980)
Московская Р.Л.
Кричевского (1977)
2. Разделение понятий лидерства и руководства
3. Создание типологий лидерства
4. Адаптация зарубежных и разработка своих методик для изучения лидерства
5. Уникальный подход к лидерству с позиций уровня развития группы
6. Экспериментальное изучение Л. и Р.
7. Изучение половых различий лидеров
8. Личностный подход к лидерству
9. Создание теорий