Слайд 1“Рэалізацыя прынцыпаў гендэрнай роўнасці і магчымасцяў у распрацоўцы Стратэгіі устойлівага
развіцця Міёрскага раёна”
Ольга Янчук
Генеральная секретарка
ИВКА БЕЛАРУСЬ
20 НОЯБРЯ 2019 года
Праект “Разам
для грамады і прыроды: умацаванне працэсу развіцця ў Міёрскім раёне праз партнёрства мясцовай улады і грамадзянскай супольнасці”
Слайд 3Янчук Ольга Александровна
К.с.н., доцент
Генеральный секретарь ИВКА-Беларусь*
Член Национального совета по гендерной
политике при Совете Министров Республики Беларусь
Координатор проекта UN Trust Fund
«Профилактика гендерного насилия в отношении молодых женщин и девочек в Беларуси»
Эксперт Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси
Тренер неформального образования по вопросам гендерного равенства
*Общественное объединение «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин»
Слайд 4Знакомство
ИМЯ + ОТЧЕСТВО (если необходимо)
Учреждение, организация, инициатива
Дополнительная личная характеристика
Слайд 5Основные понятия темы
пол
гендер
гендерный порядок
гендерные стереотипы
гендерное равенство
гендерная политика
полоролевой подход
гендерный подход
Слайд 6ПОЛ
- комплексная система (гены, внутренние и внешние половые органы, гормоны),
которая формируется с момента рождения человека, на разных стадиях индивидуального
развития женщины и мужчины
Слайд 7Гендер
это социальная конструкция, которая надстраивается над физиологической реальностью пола
рутинное и
методическое воспроизводство и исполнение социальных ролей, поведение, деятельность и характеристики,
которые определенное общество рассматривает как соответствующие женщинам и мужчинам
связан с понятиями «мужественности»
и «женственности»
Слайд 8гендерный порядок
– социальные, исторически сложившиеся отношения между мужчинами и женщинами
Слайд 10гендерные стереотипы
– сформировавшиеся в определенной культуре упрощенные и обобщенные представления
или убеждения о том, как ведут себя мужчины и женщины,
кто такие «настоящие» мужчины и женщины.
Слайд 11гендерное равенство в обществе
– это общество, в котором мужчины и
женщины обладают равными правами, возможностями, обязательствами во всех сферах жизни.
Имеют равный доступ к образованию, здравоохранению, управлению и власти, к финансовой независимости, реализации своих личных потребностей в профессии и семейной жизни.
Роли, которые играют мужчины и женщины
в современном обществе, лишь в незначительной
мере обусловлены биологически, а в основном –
социально.
Слайд 12гендерная политика
– это политика, направленная на обеспечение равных прав и
создание равных возможностей для самореализации женщин и мужчин
Приемущества:
1. Возможность женщин
реализовывать себя и в тех сферах, где традиционно реализовывали себя только мужчины (новые профессии, карьера, активное участие в политической, научной жизни)
2. Возможность мужчин реализовывать себя и в тех сферах, которые обычно закреплялись за женщинами (уход за детьми, их воспитание, ведение домашнего хозяйства)
Слайд 13гендерная политика
Цели:
3. Возможность детей обоих полов выбирать жизненную стратегию, соответствующую
их склонностям, потребностям, интересам, а не обязанность следовать традициям
4. Новые
перспективы для общественного развития, распространение разнообразия жизни и ее гармонизации (условия для раскрытия личностного потенциала всех людей, каждого человека)
Слайд 14полоролевой и гендерный подходы
Полоролевой подход – говорит, что биологический пол
обусловливает социальный сценарий развития личности, закрепляет традиционные нормы, требования и
стандарты, которые предъявляются к женщинам и мужчинам вне зависимости от их индивидуальных характеристики.
По определению ООН гендерный подход в социальной политике – «… это процесс оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях».
(Из доклада Экономического и Социального Совета за 1997 год, ООН)
Слайд 15гендерный подход
Представленность как женского, так и мужского опыта
в процессе
создания, реализации, мониторинга и оценки любых стратегий, политик, программ/проектов, документов
и т.п.
таким образом,
чтобы потребности и мужчин и женщин были учтены,
не воспроизводилось социальное неравенство
Этот подход смещает фокус внимания с женщин как целевой группы на гендерное равенство как цель
Сквозная тема (cross-cutting issue)
Слайд 16Национальная гендерная политика
Цель достижения гендерного равенства была поставлена нашим государством
в середине 1990-х годов, когда государство взяло на себя соответствующие
международные обязательства (подписан ряд документов).
Международные обязательства Беларуси подразумевают, что государство определяет гендерное равенство как один из своих приоритетов и формирует национальную гендерную политику.
Слайд 17Национальные правовые документы для достижения гендерного равенства
Конституция Республики Беларусь (1994)
Отраслевое
законодательство (трудовое, брачно-семейное, гражданское и др.),
Национальные планы действий по обеспечению
гендерного равенства, начиная с 1995 года. (Сейчас реализуется Пятый план 2016-2020 гг.)
Обязательства по выполнению Конвенции ООН 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), подписан Дополнительный Протокол к ней (2004);
подписаны Декларация IV Всемирной Конференции по улучшению положения женщин (Пекин, 1995г.), Декларация тысячелетия и другие документы ООН.
Недостаток: в документах не содержится механизмов реальной защиты гендерного равенства
Слайд 18Национальные механизмы по проведению политики гендерного равенства
Национальный совет по гендерной
политике при Совете Министров Республики Беларусь, включающий представителей гос. органов,
международных структур, общественных организаций, ученых (координирующий орган, 2000)
Управление народонаселения, гендерной и семейной политики в Министерстве труда и социальной защиты
в исполкомах местной власти Комитеты по труду занятости и социальной защите
активные субъекты гражданского общества (прежде всего НГО)
Слайд 19Национальный план действий
по обеспечению гендерного равенства
в республики беларусь
на 2017-2020 годы
Задачи:
Развитие институционального механизма по обеспечению гендерного равенства
Расширение экономических
возможностей женщин и мужчин
Обеспечение гендерно-ориентированной охраны здоровья
Обеспечение гендерного равенства в семейных отношениях
Противодействие насилию в семье и торговле людьми
Гендерное образование и просвещение
Слайд 20работа Национального совета
по гендерной политике на 2019 год
АПРЕЛЬ
1. Семейная
медиация: мировой опыт и перспективы развития в Республике Беларусь
Ответственные: Министерство
юстиции, Белорусский государственный университет
2. Об результатах исследования «Гендерная дискриминация на рынке труда»
Ответственный: Международное общественное объединение «Гендерные перспективы»
Слайд 21План* работы Национального совета
по гендерной политике на 2019 год
АПРЕЛЬ
3. О внедрении новых образовательных подходов по повышению уровня просвещения
учащихся в вопросах семейной жизни, репродуктивного здоровья, гендерного равенства (об опыте разработки и реализации программы факультативных занятий для учащихся «Основы семейной жизни»; об инновационном проекте «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетенции родителей»)
Ответственные: Министерство образования, Белорусский педагогический университет им. М. Танка, Академия последипломного образования
Слайд 22План* работы Национального совета
по гендерной политике на 2019 год
НОЯБРЬ
1. О
презентации итогов проведения Многоиндикаторного кластерного обследования для оценки положения женщин
и детей (MICS6)
Ответственный: Национальный статистический комитет
2. О создании Национальной модели планирования семьи и службы мужского здоровья
Ответственный: Министерство здравоохранения
Слайд 23План* работы Национального совета
по гендерной политике на 2019 год
НОЯБРЬ
3. О
роле профсоюзного движения в обеспечении гендерного равенства
Ответственный: Федерация профсоюзов Беларуси
4. О
проекте Плана работы Национального совета по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь на 2020 год
Ответственный: Министерство труда и социальной защиты
Слайд 24План* работы Национального совета
по гендерной политике на 2019 год
Организационные
мероприятия
1. Организация и проведение республиканского конкурса «Крепка семья – крепка
держава» (отв.: Мининформ, ОО «БСЖ»)
Срок исполнения: октябрь
2. Организация и проведение республиканского конкурса «Семья года» (отв.: Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, ОО «БСЖ»)
Срок исполнения: 2-е полугодие
Слайд 25План* работы Национального совета
по гендерной политике на 2019 год
Организационные
мероприятия
3. Разработка и реализация республиканских планов мероприятий по празднованию Дня женщин
(8 марта), Дня семьи (15 мая), Недели матери (14-20 октября)
Срок исполнения: в течение года
4. Участие в конференциях, семинарах, круглых столах по вопросам обеспечения гендерного равенства, в том числе на международном уровне
Срок исполнения: в течение года
Слайд 26Национальный план действий
по обеспечению гендерного равенства
в республике беларусь
на 2017-2020 годы
Работа в группах
Слайд 272015 год
Генеральная Ассамблея ООН одобрила Повестку дня в области
развития на период до 2030 года (далее – Повестка дня
до 2030 года).
Её пятая цель устойчивого развития ставит задачей обеспечение гендерного равенства, расширение прав и возможностей женщин.
Слайд 282015 год
Беларусь выразила приверженность Повестке дня до 2030 года
и для её выполнения учредила пост Национального координатора и Совет
по устойчивому развитию.
С этого момента вопросы достижения ЦУР 5
находятся в фокусе не только Национального
совета по гендерной политике
при Правительстве, но и Совета по устойчивому
развитию.
Слайд 292017 год
Парламентская рабочая группа по ЦУР
Возглавил группу председатель Постоянной
комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке,
культуре и социальному развитию Сиренко В.И.
Слайд 30Региональные рабочие группы по ЦУР
Для организации работы по достижению Целей
устойчивого развития в регионах и содействия их сбалансированному развитию.
Их возглавляют
члены Совета по устойчивому развитию – заместители председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов.
В эти группы наряду с работниками местных исполнительных и распорядительных органов вошли также представители деловых кругов и общественных объединений.
Слайд 31Партнерская группа устойчивого развития
имеет статус группы открытого состава
включает представителей
общественных организаций, бизнеса, международных организаций, которые занимаются вопросами содействия в
достижении ЦУР.
Для вступления в партнерскую группу устойчивого развития необходимо заполнить АНКЕТУ
http://sdgs.by/architecture/partnerskaya_gruppa_ustoichevogo_razvitiya/
Слайд 32Партнерская группа устойчивого развития
Слайд 33Партнерская группа устойчивого развития
Слайд 34Партнерская группа устойчивого развития
Слайд 35Дорожная карта по реализации ЦУР в Республике Беларусь
Отчет по
результатам работы миссии MAPS («Интеграция, ускорение и поддержка политики»)
Процесс MAPS
учитывает принципы Повестки-2030, а также общий правовой и глобальный контекст, в котором Республика Беларусь реализует свой курс на устойчивое развитие.
Здесь учтены международные договоры, участником которых является Беларусь, включая Парижское соглашение, а также международные конвенции и соглашения в области прав человека, труда и охраны окружающей среды
http://sdgs.by/kcfinder/upload/files/FINAL_%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%A6%D0%A3%D0%A0_RU_25_06.pdf
Слайд 36Гендерный аудит
— это инструмент и процесс, основанный на принципах активного
участия. Он содействует процессу самообучения организации методам эффективного применения на
практике комплексного гендерного подхода
Гендерные проблемы, стоящие сегодня на повестке дня на национальном и международном уровне; дискуссии по гендерным вопросам, затрагивающие подразделение, где проводится аудит; взаимоотношения данного подразделения с национальными структурами по гендерным вопросам и женскими организациями
Основная стратегия организации в области гендерного равенства и ее отражение в задачах подразделения, его программах и бюджете
Продвижение гендерного равенства в ходе осуществления программ и мероприятий технического сотрудничества
Наличие экспертов по гендерным вопросам и гендерной стратегии, направленной на расширение компетентности в этой сфере
Информация, управление знаниями и опытом
Используемые системы и методы мониторинга и оценки
Выбор партнерских организаций
Результаты работы и репутация в глазах общественности
Принятие решений в сфере продвижения гендерного равенства
Кадровая политика и людские ресурсы
Организационная культура
Представление о достижениях в сфере гендерного равенства
Слайд 37гендерный подход
Представленность как женского, так и мужского опыта
в
процессе создания, реализации, мониторинга и оценки любых стратегий, политик, программ/проектов,
документов и т.п.
таким образом,
чтобы потребности и мужчин и женщин были учтены,
не воспроизводилось социальное неравенство
РАБОТА С ЦУР
Слайд 38
ИВКА Беларусь*
*Общественное объединение
«Белорусская ассоциация молодых христианских женщин»
Развивая женское лидерство,
решаем социальные проблемы общества!
@ywcabelarus
@ostanovinasiliye
Более 20 лет в Беларуси!
yanchuk@ywca.by