Слайд 11. Предприятие (организация) в системе национальной экономики Республики Беларусь.
Предприятие
– это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который
производит и реализует продукцию, оказывает услуги с целью получения прибыли. Предприятие также решает социальные задачи.
Слайд 2Анализ задач предприятия позволяет раскрыть его роль в экономике:
1. Полное
и своевременное удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах. От
качества и цены продукции предприятия зависит уровень жизни людей;
2. Удовлетворение экономических и социальных интересов трудового коллектива. Работник вносит свой вклад в производство, получает зарплату, обеспечивает себя и свою семью. Может творчески реализоваться (изобретательство, рационализаторство).
3. Многие предприятия содержат социально-культурные и бытовые объекты (соцкультбыт): детские сады, поликлиники, дома культуры, отдыха, жилье и т.д.;
4. Удовлетворение интересов собственника: он получает доход от предприятия;
5. Предприятие – основной плательщик налогов в бюджет и внебюджетные фонды;
6. Содействие научно-техническому развитию: разработка новой техники и продукции;
7. Охрана окружающей среды. Государство вынуждает предприятия осуществлять энергосбережение, очистку выбросов, внедрять безотходные технологии.
Слайд 3Национальная экономика РБ состоит из сферы производства и сферы услуг
(в виде схемы). К сфере производства относятся промышленность, сельское и
лесное хозяйство, строительство. К сфере услуг относятся торговля и заготовки, транспорт, связь, здравоохранение, образование, государственное управление, финансовая деятельность и др. отрасли экономики.
Слайд 42. Внешняя и внутренняя среда предприятия (организации).
Предприятие – это
открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия
с окружающей (внешней) средой (рисунок).
Слайд 5Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных
и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других
внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Слайд 6Факторам внешней среды организации присущи следующие черты:
- взаимосвязанность (например, смена
правительства может вызвать политическую нестабильность, чреватую паникой в экономических кругах,
и падение курса национальной валюты, это вызовет в стране новый виток инфляции, развалит существующую банковскую систему, снизит спрос на товары). Поэтому менеджмент организации должен предвидеть ситуацию и по возможности предотвращать негативное воздействие внешней среды;
- сложность факторов внешней среды. Количество влияющих на развитие организации факторов неопределенно и зачастую сравнительно маловажное изменение может вызвать глобальные перемены на рынке. Менеджер должен не только анализировать всю поступающую информацию о состоянии внешней среды, но и отбирать из нее факты, потенциально влиятельные на его фирму;
- динамичность внешней среды. Внешняя среда подвижна и требует от менеджера быстрой реакции на свое изменение.
Слайд 7Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду – среду прямого влияния на
предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия,
торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Слайд 8Внутренняя среда — это часть общей маркетинговой среды, которая находится
внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот
потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
- кадры (их потенциал, квалификация; подбор, обучение и продвижение; оценка результатов труда и стимулирование; сохранение и поддержание отношений между работниками и т.п.);
- организация управления (коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения);
- финансы (поддержание ликвидности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей);
- маркетинг (стратегия продукта; ценовая стратегия; сбытовая стратегия; коммуникационная стратегия).
Слайд 93. Организационно-правовые формы предприятий (организаций).
Хозяйственными товариществами и обществами признаются
коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) УФ.
Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Слайд 101) Полное товарищество (ПТ) – товарищество, участники которого (полные товарищи)
занимаются предпринимательской деятельностью от имени ПТ. Они солидарно друг с
другом несут дополнительную ответственность всем своим имуществом по обязательствам ПТ.
2) Коммандитное товарищество (КТ) – 2 группы участников – полные товарищи и вкладчики (коммандиты). Вкладчики несут риск убытков в пределах своих вкладов и не принимают участия в управлении КТ. Полные товарищи отвечают по обязательствам КТ всем своим имуществом.
Слайд 113) Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное двумя или
более лицами (макс. 50) общество, УФ которого разделен на доли,
размер которых определен учредительными документами. Участники не отвечают по обязательствам ООО и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов.
4) Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – учрежденное двумя или более лицами (макс. 50.) общество, УФ которого разделен на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники солидарно несут дополнительную ответственность по обязательствам ОДО своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами.
Слайд 125,6) Акционерное общество (АО) – общество, УФ которого разделен на
определенное количество акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по обязательствам
АО и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытое акционерное общество (ОАО) – участник вправе отчуждать акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) – участник может отчуждать акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц. У акционеров – преимущественное право покупки акций. ЗАО не вправе проводить открытую подписку.
Слайд 13 7) Унитарное предприятие (УП) – организация, не наделенная правом
собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество УП является
неделимым и не может быть распределено по долям.
УП имеет 1 собственника. Собственник имущества УП, основанного на праве хозяйственного ведения (таких УП – большинство), не отвечает по обязательствам УП (исключение – сам собственник вызвал банкротство УП).
8) Производственный кооператив (артель, ПК) – организация, участники которой вносят имущественный паевой взнос и принимают личное трудовое участие в деятельности ПК, несут дополнительную ответственность по обязательствам ПК в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины годового дохода ПК.
Слайд 146. Трудовые ресурсы предприятия (организации): сущность, состав, классификация.
Классификацию работников на
предприятии можно представить по ряду признаков.
По признаку участия в
производственной деятельности: промышленно-производственный персонал (ППП); непромышленный персонал непроизводственных организаций и подразделений предприятия.
По признаку выполняемых функций: Рабочие, которые классифицируются на: основные и вспомогательные. Служащие – это работники, выполняющие административные, инженерно-технические, учетно-экономические и хозяйственные функции. В состав служащих входят: руководители, специалисты, другие служащие, которые осуществляют подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание.
В зависимости от характера и сложности выполняемых работ ППП делят по: профессиям, специальностям и уровню квалификации.
Слайд 15
7. Производительность труда: понятие, показатели, измерители.
Производительность труда (ПТ) – это
эффективность, результативность труда, определяемая изменением показателей выработки и трудоёмкости.
Различают показатели
ПТ:
Натуральные (тонны, штуки, кВт*ч, тысячи условных банок – туб, млн. шт. условного кирпича и др.);
Трудовые (минуты, часы, чел*часы).
Стоимостные (руб.).
Стоимостные – универсальны, соизмеряют ПТ по разным видам продукции. Натуральные – по однородным. Трудовые нужны для планирования численности работников и зарплаты.
Слайд 16Выработка показывает, сколько продукции в натуральном или стоимостном выражении произведено
на одного работника за определенное время → max.
Выработка годовая
на одного работника (в натур. или стоимостном выражении)
Врб год нат / стоим = Vпр-ва год нат / стоим / Чср. ппп
Vпр-ва год нат / стоим – годовой объем производства в натур. или стоимостном выражении;
Чср. ппп – среднесписочная численность промышленно-производственного персонала предприятия (число работников), чел.
Выработка дневная на одного работника
Врб дн нат / стоим = Vпр-ва год нат / стоим / ( Чср. ппп* Дни работы)
Выработка часовая на одного работника
Врб час нат / стоим = Vпр-ва год нат / стоим /(Чср. ппп* Дни работы* Смен в день* Часов в мену)
Слайд 17Трудовые → min
2.1. Трудоёмкость производственной программы
Т пр пр =
Чср. ппп* Дни работы* Смен в день* Часов в смену
, чел*час
Показывает затраты времени на производство всей товарной продукции (Сколько часов должны проработать все рабочие предприятия, чтобы произвести весь объём продукции). Например, 167 000 чел*часов.
2.2. Трудоёмкость изготовления единицы продукции
t ед =Т пр пр / V пр-ва год нат , мин / час
Показывает затраты времени на единицу продукции.
Слайд 18Резервы роста ПТ:
обновление оборудования, его более полная загрузка;
изменение объема и
структуры производства;
улучшение организации производства и труда (развитие специализации и кооперирования,
концентрации и комбинирования производства);
совершенствование нормирования и оплаты труда и др.
Такие мероприятия позволяют добиться экономии необходимой численности работников. Возможный рост ПТ в результате экономии численности находится:
↑ ПТ = Экономия Ч ппп / (Ч базисная ппп – Экономия Ч ппп)* 100% , %
Ч базисная ппп = V пр-ва год плановый / Врб год отчетная, чел.
8. Резервы роста производительности труда и их оценка.
Слайд 19
9. Сущность заработной платы. Элементы её организации.
Заработная плата –
совокупность вознаграждений в денежной или (и) натуральной форме, полученных работником
в зависимости от количества, качества затраченного им труда и результатов деятельности всего предприятия.
Структура системы организации заработной платы на предприятии включает: тарифную систему; формы и системы оплаты труда; нормирование труда; премиальную систему.
Слайд 20Выделяют следующие основные функции организации заработной платы: воспроизводственную, стимулирующую, распределительную
и социальную. Функции заработной платы и принципы ее организации определяют
факторы, влияющие на заработную плату, к которым относятся: количество и качество затраченного труда; результаты труда, критериями оценки которых выступают: а) признание рынка продукта труда в качестве товара и б) средства от реализации товара; соотношение спроса и предложения труда; эластичность спроса на труд по цене; соотношение величины предельного дохода от использования дополнительной единицы труда и предельных издержек на этот фактор; изменение цен на потребительские товары и услуги, что вызывает адекватное изменение заработной платы; сложившаяся конъюнктура на рынках труда и товаров; техническая вооруженность труда и замещение живого труда техникой; законодательные нормы в области оплаты труда; условия договора между работодателем, наемными работниками и профсоюзами; территориально-климатические факторы.
Слайд 21Тарифная система оплаты труда – совокупность норм и нормативов, позволяющих
определить уровень квалификации работников, разряд работ и дифференцировать оплату руда
в зависимости от сложности, интенсивности и условий труда, а также ответственности работника за качество выполнение работ.
Тарифная система (при равных экономических условиях) обеспечивает единство меры труда и его оплаты, равную оплату за равный труд, дифференциацию основной части заработной платы в зависимости от факторов качества труда.
Тарифная система оплаты труда включает:
тарифно-квалификационные справочники;
тарифные сетки;
тарифные ставки первого разряда;
районные коэффициенты к заработной плате;
доплаты к тарифным ставкам и надбавкам за отклонения от нормальных условий труда.
10. Тарифная система оплаты труда: сущность, элементы, применение.
Слайд 2211. Формы и системы оплаты труда.
Необходимым элементом организации заработной
платы являются ее формы и системы, которые определяют порядок начисления
заработков отдельным работникам и категориям персонала.
В практике организации заработной платы наиболее широко используются две формы – сдельная и повременная. Они базируются на тарифной системе, но на различных подходах к определению нормы затрат труда.
Сдельная - такая форма оплаты труда, при которой размер заработка работника зависит от количества произведенной продукции или объема выполненных работ определенного качества.
Повременная – такая форма оплаты труда, при которой размер заработка работника зависит от его тарифной ставки, количества отработанного им времени, нормирования задания и качества труда.
Слайд 23
12. Сущность, состав, структура основных средств предприятия (организации).
Сущность основных средств,
их состав, структура, классификация. Активная и пассивная часть основных средств.
Производственные и непроизводственные основные фонды.
Основные средства – средства производства, которые:
многократно участвуют в процессе производства (> 12 месяцев);
постепенно (по мере износа, по частям, в течение срока службы) переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции – амортизация;
не меняют свою первоначальную материально-вещественную форму.
ОФ характеризуют орудия труда в натуральном выражении: например, 2 здания и 10 станков. ОС – в стоимостном: ОС = ОФ
Слайд 24Состав ОС – классификация:
1. В соответствии со сроком службы и
производственным назначением
Здания (цехов, административно-бытовые, складов и др.);
Сооружения (башни, скважины, дороги,
мосты, тоннели, очистные и др.);
Передаточные устройства (линии электропередач и связи, канализация, водопровод, нефтепроводы, газопроводы, трансмиссии и др.);
Машины и оборудование:
1 силовые машины и оборудование (турбины, двигатели, компрессоры);
2 рабочие машины и оборудование (станки, прокатные станы, прессы);
3 измерительные и регулирующие приборы, вычислительная и оргтехника и др.
Транспортные средства (автомобили, судна, тележки и др.);
Инструменты (отбойные молотки, перфораторы и др.);
Инвентарь и принадлежности (мебель, верстаки, сейфы, картины и др.);
Прочие (библиотечные фонды и др.).
Слайд 252. ОС характеризуются активной и пассивной частью:
Активная часть – ОС
непосредственно участвуют в процессе производства (машины, оборудование, инструмент);
Пассивная часть –
обеспечивают нормальную работу производства (здания, сооружения, инвентарь).
! Прогрессивно производство, в структуре ОС которого преобладает активная часть.
Слайд 263. По роли в процессе производства – и активные, и
пассивные ОС делятся на:
Используемые в предпринимательской деятельности (производственные) – непосредственно
участвуют или обеспечивают процесс производства. Амортизация по ним начисляется и включается в стоимость готовой продукции.
Не используемые (непроизводственные) – не участвуют в процессе производства и не переносят свою стоимость на готовую продукцию. Это ОС объектов соцкультбыта предприятия: детсад, дом культуры, жилой фонд и т.п. Амортизация по ним также начисляется, но затраты по их содержанию относятся на внереализационные расходы, покрываются за счет прибыли предприятия, др. источников.
Одни и те же ОС могут относиться к обеим группам в зависимости от цели использования. Например, используемые: стол, компьютер в цеху; водонапорная башня на заводе. Не используемые: стол, компьютер, водонапорная башня – в доме отдыха, поликлинике.
Слайд 27
13. Оценка стоимости основных средств.
Выделяют натуральную и стоимостную оценку ОС.
Натуральная
необходима для учета технического состояния и производственных возможностей ОС. Показатели:
количество каждого вида ОС, их мощность, вес, другие технические характеристики, дата постройки (приобретения), ремонты, техническое состояние, степень износа и использования и др.
Стоимостная позволяет соизмерить неоднородные ОС, увидеть их общую стоимость и структуру, начислять амортизацию.
Слайд 28 Амортизируемая стоимость – стоимость ОС, от величины которой рассчитывается
амортизация. В качестве амортизируемой может выступать:
1. Первоначальная стоимость – стоимость
ОС на дату зачисления на баланс с учетом затрат на приобретение, доставку, строительно-монтажные работы (СМР).
2. Восстановительная – стоимость воспроизводства ОС на сегодняшний момент. Сколько стоят те же ОС сегодня по сравнению с прошлыми периодами с учетом НТП и инфляции.
! Это стоимость с учетом переоценки. Обычно проводится 1 раз в год по решению Правительства. Цель – обеспечить соответствие стоимости и амортизационных отчислений по аналогичным ОС, приобретаемым сейчас и приобретенным в прошлом.
3. Недоамортзированная (остаточная) – разница между амортизируемой (восстановительной) стоимостью ОС и величиной начисленной амортизации (износа).
Слайд 29
14. Показатели эффективности использования основных средств.
Эффективность – результативность использования ОС.
Находится путем соизмерения “результатов” и “затрат”.
Прямой и обратный показатели эффективности:
Эф
пр = Р / З → max ; Эф обр = З / Р → min
Р – результат (объем произведенной продукции, прибыль и др.)
З – затраты (текущие издержки – себестоимость, инвестиции и др.).
Показатели эффективности использования ОС
Фондоотдача
Фо = Выпуск (ТП, ВП, РП, ЧП) / Пср.г. оф (Пб оф) → max , только руб.
Выпуск – годовой объем выпуска продукции (товарная, или валовая, или реализованная, или чистая продукция), руб.;
Пср.г. оф (Пб оф) – среднегодовая (или балансовая) стоимость ОС, руб.
Показывает, сколько руб. продукции произведено на руб. ОС.
Слайд 30 Фондоемкость
Фе = 1 / Фо = П оф /
Выпуск → min , только руб.
Показывает, сколько руб. ОС затрачивается
для производства 1 руб. продукции.
Фондовооруженность
Фв = Пср.г. оф (Пб оф) / Чср. ппп → max , руб.
Чср. ппп – среднегодовая численность промышленно-производственного персонала (работающих), чел.
Показывает, сколько руб. ОС приходится на одного среднегодового работника.
Прибыль на 1 руб. стоимости ОС
= Прибыль / Пср.г оф (Пб оф) → max , только руб.
Слайд 31 Коэффициент сменности работы оборудования
К смен = Общее количество смен,
отработанных всеми станками / Общее количестко станков→ max
Показывает, сколько
смен в среднем отработал каждый станок.
Коэффициенты интенсивной, экстенсивной и интегральной загрузки оборудования
К интенс = Выпуск факт / Выпуск план → max К экст = Тфакт / Тплан (норм)→ max
К интегр = К интенс* К экст → 1
Выпуск факт / план – выпуск продукции фактический и плановый, руб.;
Тфакт, Тплан (норм) – фактическое и плановое (нормативное) время работы оборудования, час.
Показывают загрузку оборудования: по выпуску продукции, времени, по обоим факторам.
Слайд 32
15. Износ и амортизация основных средств
В процессе производства ОС
подвергаются износу, т.е. теряют свои качества и стоимость.
Выделяют:
Физический износ
– потеря стоимости из-за механического изнашивания под воздействием внешних факторов (например, изнашивание деталей станка из-за трения, разрушение конструкций здания из-за атмосферного воздействия и вибраций).
Моральный износ – потеря стоимости из-за научно-технического прогресса (НТП). Например, через 2 года компьютер аналогичной мощности можно купить значительно дешевле.
Он имеет 2 формы:
появляются более производительные и экономичные ОС той же стоимости;
появляются более дешевые аналогичные ОС.
Слайд 33 Амортизация – процесс возмещения износа ОС путем включения (перенесения)
их стоимости в (на) стоимость продукции по частям в течение
срока службы.
Перенесенная стоимость ОС включается в цену продукции. После ее реализации часть выручки, соответствующая перенесенной стоимости, поступает в амортизационный фонд.
Средства этого фонда используются для приобретения и строительства новых, модернизации и реконструкции (изменения в конструкции) действующих ОС. Затраты на все виды ремонтов ОС (замена деталей) включаются в себестоимость продукции отдельно.
Для учета амортизации используются амортизационные отчисления – денежные отчисления на возмещение износа ОС. Они включаются в себестоимость продукции.
Таким образом, предприятие ежегодно отчисляет в амортизационный фонд определенный процент от стоимости ОС, который называется норма амортизации.
Слайд 34
16. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятия (организации)
ОбС –
это часть активов предприятия, совокупность оборотных фондов и фондов обращения
в стоимостном выражении.
ОбС – денежные средства, направленные на: формирование и поддержание на необходимом уровне оборотных фондов и фондов обращения.
ОбФ ≠ ОбС ОбС = ОбФ+ФО
ОбФ – часть ОбС, средства производства, которые:
однократно участвуют в процессе производства;
полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию за 1 производственный цикл;
меняют свою материально-вещественную форму.
(например, сырье для производства хлеба; сравнить с хлебопекарной печью – ОС.).
Слайд 35Фонды в обращении (ФО)
готовая продукция (ГП) – завершена производством
и сдана на склад;
средства в расчетах (продукция отгружена, услуги оказаны,
а денежные средства еще не поступили – дебиторская задолженность);
денежные средства (касса, расчетный счет; финансовые вложения в ценные бумаги, в уставный фонд др. организаций и др.).
Структура ОбС – это состав и соотношение отдельных групп ОбС по удельным весам (%) в общей стоимости. Позволяет судить о финансовой ситуации на предприятии.
Цель ОбС – обеспечить непрерывность процесса производства и реализации продукции.
Слайд 3617. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия (организации). Нормирование оборотных
средств предприятия (организации).
Оборачиваемость оборотных средств
Слайд 37Нормирование оборотных средств
Процесс определения оптимальной потребности в оборотных средствах
Слайд 38
18. Экономическое содержание издержек производства и реализации продукции.
В процессе производства
предприятие затрачивает сырье и материалы, оборудование, другое имущество, выплачивает зарплату
и т.п. Эти затраты предприятие должно возместить.
Издержки производства – сумма всех затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении.
В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».
Затраты на производство и реализацию продукции могут относится на ее с/с или возмещаться за счет других источников.
Слайд 39Группировка затрат по экономическому содержанию
Расходы, связанные с извлечением прибыли: затраты
на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию, а также производство
работ и оказание услуг и инвестиции;
Расходы, не связанные с извлечением прибыли: расходы потребительского характера на благотворительные и гуманитарные цели, поощрительные выплаты работникам;
Принудительные расходы: выплаты в негосударственные страховые и пенсионные фонды, расходы на социально-культурные мероприятия и т.д.
Слайд 40
19. Себестоимость продукции: сущность, состав, показатели.
Себестоимость продукции - один из
важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в
денежной форме все затраты предприятия в стоимостном выражении в соответствии с законодательством, связанные с производством и реализацией продукции, товаров, работ, услуг. Значит, в с/с включаются не все затраты предприятия.
Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
Слайд 41Различают четыре вида себестоимости промышленной продукции. Цеховая себестоимость включает затраты
данного цеха на производство продукции. Общезаводская (общефабричная) себестоимость показывает все
затраты предприятия на производство продукции. Полная себестоимость характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции. Отраслевая себестоимость зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и от организации производства по отрасли в целом.
Слайд 42Затраты на производство промышленной продукции планируются и учитываются по первичным
экономическим элементам и статьям расходов.
Группировка по первичным экономическим элементам позволяет
разработать смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. Эта группировка используется также для согласования плана по себестоимости с другими разделами техпромфинплана, для планирования оборотных средств и контроля за их использованием. В промышленности принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам:
- сырье и основные материалы,
- амортизация основных фондов,
- заработная плата,
- отчисления на социальное страхование,
- прочие затраты, не распределенные по элементам.
Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности структура затрат на производство неодинакова; она зависит от специфических условий каждой отрасли.
Слайд 43
22. Сущность, функции и виды прибыли.
Прибыль в экономической литературе рассматривается
с различных точек зрения. Как результативный (оценочный) показатель она характеризует
эффективность деятельности предприятия. Успех предпринимательской деятельности является экономическим показателем роста предприятия. Как количественный показатель она представляет собой разность между всеми доходами и расходами (затратами на производство и реализацию) предприятия.
Значение прибыли для предприятия заключается в следующем:
- прибыль выступает источником финансовых ресурсов;
- прибыль служит источником образования фондов предприятия (накопления, потребления, развития и др.) и выступает фондообразующим показателем, так как от ее величины зависит размер фондов предприятия;
- прибыль – источник материального стимулирования трудового коллектива;
- прибыль выступает источником образования капитала, имущества;
- прибыль является источником социальных и трудовых льгот для работников предприятия.
Слайд 44Можно выделить две основные функции, которые выполняет прибыль предприятия: оценочную
и стимулирующую. Оценочная функция учитывает эффективность использования ресурсов предприятия, успех
или неудачу в бизнесе, рост или снижение объемов деятельности предприятия. Стимулирующая функция связана с тем, что прибыль является источником экономического стимулирования деятельности предприятия и его работников.
В зависимости от метода исчисления в экономической теории и практике различают следующие виды прибыли: экономическую, бухгалтерскую, реальную, номинальную, нормальную (удовлетворительную), максимальную, недополученную, чистую, облагаемую и необлагаемую налогом и др.
Слайд 4523. Основные источники получения прибыли предприятия и способы её увеличения.
П
= ±П1 ±П2 ±П3
П – балансовая прибыль (убыток);
П1 – результат
от реализации товаров, работ, услуг
П2 – результат от финансовой деятельности;
П3 – результат от инвестиционной деятельности
Факторы:
Цены на производственные ресурсы
Уровень внешнеэкономических связей
Транспортные и социально-экономические условия
Объем продаж
Себестоимость и состав затрат
Цена выпускаемой продукции
Способы увеличения прибыли: увеличение объема производства, снижение издержек, повышение производительности труда и т.п.
Слайд 46
24. Показатели рентабельности на предприятии (в организации).
Рентабельность - это доходность,
прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающий конечные результаты
хозяйственной деятельности.
В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности в любом случае отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, стоимость основных производственных фондов, оборотных средств, выручка от реализации продукции (объем продаж) и т. д.
Слайд 47Показатели рентабельности объединяются в следующие группы:
- рассчитываемые для оценки доходности
предприятия; методика их расчета основана на применении показателей прибыли за
отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, акционерного, собственного, заемного и совокупного капитала (в знаменателе);
- рассчитываемые для оценки доходности продукции, используемых ресурсов и затрат; методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) в показателей совокупных затрат, себестоимости, основных производственных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников и т. д. (в знаменателе). Наиболее распространенными в практике отечественных предприятий показателями рентабельности данной группы являются рентабельность продукции, рентабельность основных производственных фондов и рентабельность производства.
Слайд 48Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости продукции:
Рпрод
= П / С х 100,
где П - прибыль;
С - себестоимость продукции.
Рентабельность основных производственных фондов определяется путем деления прибыли на стоимость основных производственных фондов:
Ротф = П / ОПФ х 100,
где ОПФ - стоимость основных производственных фондов.
Рентабельность производства рассчитывается путем деления прибыли на сумму основных производственных фондов и нормируемой части оборотных средств:
Рпр = П / (ОПФ + ОбСн.ч.),
где ОбСн.ч - нормируемая часть оборотных средств.
Слайд 49
25. Инновации и инновационная деятельность предприятия (организации).
Инновации (нововведения) это создаваемые
и осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги,
а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера.
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов (открытие новых закономерностей, явлений и свойств материального мира, изобретения, научные или технические рекомендации, ноу-хау и т. п.), результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный экологический или иной эффект.
Слайд 50Все многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков:
1. По степени
новизны выделяют инновации: а) мировой новизны, не имеющие аналогов, б)
локальной новизны; в масштабах страны, отрасли, предприятия, не применявшиеся ранее в данной стране, отрасли, на предприятии.
2. По объекту применения различают: продуктовые, технологические, процессные и комплексные инновации.
Продуктовые инновации ориентированы на производство и использование новых продуктов или услуг, новых материалов, комплектующих изделий и т. п.
Технологические инновации означают создание и применение новых технологий в различных отраслях производства и областях человеческой деятельности.
Процессные инновации ориентированы на создание и функционирование новых организационных структур.
Комплексные инновации представляют собой сочетание различных инноваций.
Слайд 51По степени значимости в экономическом развитии результатами инновационной деятельности могут
быть:
а) пионерные или базисные инновации, коренным образом изменяющие производственную структуру,
систему управления, технологический уклад и темпы экономического развития. Такие инновации появляются периодически, в соответствии с «волновой» теорией развития, и являются результатом фундаментальных научных исследований. В настоящее время к ним можно отнести открытия в биотехнологии, достижения генной инженерии, нанотехнологий и др. Величайшей инновацией XX века явилась глобальная информационная система Internet;
б) принципиально новые инновации, на основе которых возможно качественное изменение технологической системы, смена поколений техники появление новых отраслей производства. Такие инновации являются следствием глубоких научных исследований и разработок поискового и прикладного характера. Лазеры и мазеры, волоконная оптика и ряд других достижений в сое время относились к принципиально новым инновациям;
в) улучшающие инновации, т. е. инновации, направленные на усовершенствование известных относительно новых технологий, объектов техники или продукции. К этой категории относится большинство применяемых в различных отраслях производства результатов прикладных исследований и проектно-конструкторских разработок;
г) простые или модификационные инновации, обеспечивающие частичное изменение технико-экономических характеристик выпускаемой продукции, техники и технологии, позволяющие поддерживать их на определенном потребительском уровне.
Слайд 524. По масштабам распространения: инновации транснациональные, межотраслевые, региональные, отраслевые, в
рамках предприятия.
5. По причинам возникновения: стратегические инновации, реализация которых позволяет
получить конкурентные преимущества на рынке, и адаптивные инновации, обеспечивающие выживание предприятия в изменяющихся внешних условиях.
6. По эффективности реализации инноваций (нововведений) выделяют: экономическую, социальную, экологическую и интегральную эффективность.
Слайд 53
26. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия (организации).
Инвестиции — вложение капитала
в активы предприятия с целью повышения его конкурентоспособности. Таким образом,
инвестиции призваны улучшать качество продукции, снижать затраты субъекта хозяйствования на производство и реализацию продукции, разрабатывать и выпускать новые изделия, улучшать их внешний вид. Конечная задача инвестирования — достижение социально-экономического эффекта.
Слайд 54Основными направлениями инвестирования могут быть следующие:
• создание новых предприятий, производств;
•
модернизация или реконструкция действующих предприятий, производств;
• освоение новейших технологий, техники;
•
совершенствование организационной структуры производства.
Совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления инвестиционных вложений, меры по их концентрации на решающих участках хозяйствования, от чего, в конечном счете, зависит результат экономической деятельности, определяет инвестиционную политику.
Экономическая сущность инвестирования состоит в создании, расширении, техническом перевооружении основных фондов и связанных с этим изменениях оборотных фондов.
Слайд 55Виды инвестиций зависят от состава назначения, источников происхождения, сроков осуществления
и других факторов:
• в зависимости от состава объектов вложения капитала
бывают инвестиции материальные, нематериальные и финансовые;
• по назначению различают прямые, направленные в конкретное производство, портфельные — обезличенные, предназначенные на покупку ценных бумаг;
• по источникам — собственные (амортизационные отчисления, прибыль) и заемные (кредиты, лизинг, бюджет);
• по происхождению — национальные и иностранные;
• по срокам осуществления — кратко-, средне-, долгосрочные.
Объектами инвестиционной деятельности являются основные и оборотные фонды, ценные бумаги, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности и др.
Субъектами инвестиций являются предприятия, население, государство, иностранные инвесторы и др.
Слайд 56
27. Качество продукции предприятия (организации)
Повышение качества продукции имеет большое значение
для производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных
изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Национальная экономика от выпуска высококачественной продукции также имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Качество продукции — это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Слайд 57
29. Система планирования деятельности предприятия (организации)
В широком смысле слова планирование
- это задание целей любой системе или подсистеме.
Планирование как
экономическую категорию можно рассматривать с общеэкономической и управленческой позиций.
С общеэкономической позиции планирование есть один из методов регулирования пропорций производства. Долгие годы централизованное планирование было основным регулирующим механизмом в экономике нашей страны. Однако в условиях действия рыночных отношений главным регулятором производства выступает закон стоимости. Сегодня в разных странах в зависимости от конкретной экономической ситуации использование механизма планирования для регулирования экономики осуществляется по-разному. В масштабах же предприятия планирование было и остается основным механизмом регулирования пропорций производства, поскольку его подразделения вступают в отношения друг с другом не как независимые товаропроизводители, а как участники единого производственного процесса.
С позиций управления производством, планирование - одна из важнейших основных функций.
Слайд 58Основные задачи планирования деятельности предприятия состоят в следующем:
- обеспечить финансовую
устойчивость предприятия и более высокую рентабельность капитала, чем у конкурентов;
-
увеличить объем продаж и долю на рынке за счет высококонкурентной продукции, работ, услуг;
- создать новые рабочие места для развития предприятия, обеспечения социальной стабильности в стране и престижа государства в мировом сообществе.
Планирование деятельности предприятий базируется на следующих принципах: непрерывность, оптимальность, экономичность, стабильность, органическое единство планов предприятия и его подразделений, выделение приоритетов, комплексность, научность.
Слайд 59Существует следующая классификация планирования:
- по видам - стратегическое и текущее,
которое подразделяется на технико-экономическое и оперативно-производственное;
- по времени - долгосрочное,
среднесрочное, краткосрочное;
- по объекту планирования - план предприятия, цеха, отдела, бригады, участка, рабочего места;
- по видам документов - бизнес-план, программа, проект, прогноз, задание, заказ-наряд;
- по методам планирования - балансовый, нормативный, сетевой, графический, программно-целевой, экономико-математический;
- по предмету планирования - план объема продаж в натуральном и стоимостном выражении, численности работающих и оплаты труда; доходов, расходов и прибыли; финансирования инвестиций, кредитования и финансовых издержек; научных исследований и эффективности предприятия.