Разделы презентаций


1.4. Формирование культурного пространства единого Российского государства

Содержание

1. Русская православная церковь в XV – начале XVI в. Православие в начале XV в.Иерархия православной церкви к началу XV в.Вселенский (константинопольский патриарх), глава всех православных христиан мираПатриарх АлександрийскийАнтиохийский патриархИерусалимский патриархМитрополит

Слайды и текст этой презентации

Слайд 11.4. Формирование культурного пространства единого Российского государства
Русская православная церковь в

XV – начале XVI в.
Изменение восприятия мира
3. Особенности русской

культуры XV- начала XVI в.
Развитие общественной мысли и летописания
Литература
Зодчество
Живопись
1.4. Формирование культурного пространства единого Российского государстваРусская православная церковь в XV – начале XVI в.Изменение восприятия мира3.

Слайд 21. Русская православная церковь в XV – начале XVI в.
Православие

в начале XV в.
Иерархия православной церкви к началу XV в.
Вселенский

(константинопольский патриарх), глава всех православных христиан мира

Патриарх Александрийский

Антиохийский патриарх

Иерусалимский патриарх

Митрополит Киевский и всея Руси

1. Русская православная церковь в XV – начале XVI в. Православие в начале XV в.Иерархия православной церкви

Слайд 31. Русская православная церковь в XV веке
Православие в начале XV

в.
Несмотря на то, что в 1299 году Киев, вследствие разорения и

запустения из-за монголо-татарского ига, перестал быть местом постоянного пребывания русского православного митрополита и его двора, все митрополиты, резиденции которых находились как во Владимире, так и в Москве, продолжали именоваться митрополитами Киевскими и всея Руси.

Владимир
с 1299 г.

КИЕВ
с 988 г.

Москва
с 1325 г.

Митрополии русской православной церкви

1. Русская православная церковь в XV векеПравославие в начале XV в.Несмотря на то, что в 1299 году Киев,

Слайд 41. Русская православная церковь в XV веке
Флорентийская уния и Русь:
В

1438 г. начал работу церковный собор, который должен был обсудить

вопрос об объединении Католической и Православной церквей.

Полтора года 700 делегатов из многих стран вели богословские споры.
Католиками ставился вопрос и о признании римского папы единым главой всех христиан, и о признании православными главных католических догматов при сохранении своих обрядов.
В обмен на это папа римский обещал военную помощь Византии со стороны католических стран в борьбе с турками-османами.

Провозглашение Флорентийской унии 1439

1. Русская православная церковь в XV векеФлорентийская уния и Русь:В 1438 г. начал работу церковный собор, который

Слайд 51. Русская православная церковь в XV веке
Флорентийская уния и Русь:

4.

Патриарх Иосиф II отказывался отступать от православных обычаев и признавать

главенство папы римского. Однако в разгар споров он умер.
5.Под давлением римского папы и византийского императора почти все византийские делегаты одобрили унию. Она была подписана во Флоренции в 1439 г.
6.Митрополит Киевский и всея Руси Исидор был горячим сторонником Флорентийской унии и поставил свою подпись под этим документом. Унию поддержали и многие православные церковные деятели Великого княжества Литовского.

Однако большинство православных людей ни в Византии, ни в других странах не были согласны с унией.

Провозглашение Флорентийской унии 1439

1. Русская православная церковь в XV векеФлорентийская уния и Русь:4. Патриарх Иосиф II отказывался отступать от православных

Слайд 61. Русская православная церковь в XV веке
Флорентийская уния и Русь:

7.

Вскоре митрополит Исидор прибыл в Москву.
8. Он провёл службу в

Успенском соборе, на которой приказал нести католический крест, помянул папу римского и зачитал текст Флорентийской унии.
9. Всё это вызвало негодование москвичей. Великий князь Василий II приказал заточить Исидора в монастырь, но вскоре тот бежал за границу.


Флорентийская уния была отвергнута собором русского духовенства и объявлена ересью.

Исидор Киевский

1. Русская православная церковь в XV векеФлорентийская уния и Русь:7. Вскоре митрополит Исидор прибыл в Москву.8. Он

Слайд 71. Русская православная церковь в XV веке
Независимость Русской православной церкви:
Бегство

Исидора дало основание русскому духовенству лишить его сана митрополита Киевского

и всея Руси.
В 1448 г. был созван церковный собор, на котором впервые без согласия Константинополя митрополитом Киевским и всея Руси был избран епископ рязанский и муромский Иона

Митрополит Иона. Икона XVII века. Государственный исторический музей



1448 г. - автокефалия Русской православной церкви, её независимость от вселенского патриарха.

НО в подборе митрополита великие князья московские играли огромную роль

1. Русская православная церковь в XV векеНезависимость Русской православной церкви:Бегство Исидора дало основание русскому духовенству лишить его

Слайд 81. Русская православная церковь в XV веке
В XV веке большую

роль стали играть монастыри:

Троице-Сергиев монастырь – 1337 г. – Сергий

Радонежский

Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра»

1. Русская православная церковь в XV векеВ XV веке большую роль стали играть монастыри:Троице-Сергиев монастырь – 1337

Слайд 91. Русская православная церковь в XV веке
В XV веке большую

роль стали играть монастыри:

Соловецкий монастырь – 1479 г. – Герман,

Савватий, Зосима;

Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. Сергей Милорадович. 1885. Государственная Третьяковская галерея

1. Русская православная церковь в XV векеВ XV веке большую роль стали играть монастыри:Соловецкий монастырь – 1479

Слайд 101. Русская православная церковь в XV веке
В XV веке большую

роль стали играть монастыри:

Иосифо-Волоцкий монастырь – 1479 г. – Иосиф

Волоцкий;

Архивные фотографии Иосифо-Волоцкого монастыря. Колокольня и Успенский собор монастыря. Фотография ок. 1900 г.

1. Русская православная церковь в XV векеВ XV веке большую роль стали играть монастыри:Иосифо-Волоцкий монастырь – 1479

Слайд 111. Русская православная церковь в XV веке
Ереси в России XV

века:

С конца XV в. в ряде русских земель началось распространение

ересей. Прежде всего это касалось Новгородской, Псковской и других земель, имевших развитые связи со странами Запада. Первоначально еретики выступали против некоторых сторон богослужения.

1. Русская православная церковь в XV векеЕреси в России XV века:С конца XV в. в ряде русских

Слайд 121. Русская православная церковь в XV веке
Ереси в России XV

века:

Стригольничество (стригольники, стригольниковы учении) — религиозное движение XIV века, возникшее в Пскове и затем распространившееся на Новгород;


1.Рассматривается православными церковными историками как раскол в Русской церкви.
2.Стригольники отвергали церковную иерархию, выражали недовольство практикой «поставления пастырей на мзде» (то есть продаже церковных должностей).
3.Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники, и создавали собственные общины.
4.Основными идеологами стригольников считались Карп и Никита.

Казнь стригольников в Новгороде в 1375 году. Лицевой летописный свод (9 том страница 98) XVI век.

1. Русская православная церковь в XV векеЕреси в России XV века:Стригольничество (стригольники, стригольниковы учении) — религиозное движение XIV века, возникшее в Пскове и

Слайд 131. Русская православная церковь в XV веке
Ереси в России XV

века:
Ересь жидовствующих — православно-церковное название для ряда разнородных религиозных движений (ересей с точки зрения Православной церкви).
1.

Часто используется применительно к сформировавшейся в последней четверти XV века (начиная с 1470 года, по прибытии в Великий Новгород Захария Скары), не вполне однородной по социальному составу (духовенство, великокняжеские дьяки, дети боярские) и идеологической ориентации группе вольнодумцев, главным образом, в Великом Новгороде и Москве.
2. В церковной среде традиционно считается, что распространение ереси было инициировано неким «жидовином Схарией» (Захарья Евреин, Захарья-Скарья Жидовин). Основные особенностти:
Христос – пророк;
Против поклонения инокам и крестам;
Храмы – бесполезно.

Казни еретиков жидовствующих в 1504 году. Лицевой летописный свод: «а Некрасу Рукавову повелели язык вырвать и сожгли его в Великом Новегороде».

1. Русская православная церковь в XV векеЕреси в России XV века:Ересь жидовствующих — православно-церковное название для ряда разнородных религиозных движений (ересей с точки

Слайд 141. Русская православная церковь в XV веке



РПЦ с одной сторон

избавилась от византийской зависимости, однако постепенно начинает попадать в зависимость

от великокняжеской власти.

1. Русская православная церковь в XV векеРПЦ с одной сторон избавилась от византийской зависимости, однако постепенно начинает

Слайд 152. Изменение восприятия мира
В XV столетии мироощущение жителей русских земель

заметно менялось:
1. Более регулярным стало общение с представителями западноевропейских

стран, что позволяло знакомиться с их культурой и традициями, бытом, модой и т. д. Появилась возможность сравнивать обычаи, порядок жизни;

2. Превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни всех русских земель привело к изменению в сознании людей образа великих князей. Они воспринимались теперь как лидеры государства, ведущего справедливую освободительную борьбу с Ордой;

3. События, связанные с заключением Флорентийской унии, падением Византии, попытками католицизма проникнуть в православные земли, вели к укреплению авторитета православной веры. У многих церковных и государственных деятелей возникает понимание, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире.
2. Изменение восприятия мира В XV столетии мироощущение жителей русских земель заметно менялось: 1. Более регулярным стало

Слайд 163. Особенности русской культуры XV- начала XVI в.
1. В ходе

формирования единого Российского государства сглаживались местные культурные различия, закладывались основы

будущей единой русской культуры;
2. Она впитывала в себя лучшие достижения жителей отдельных русских земель, а также других народов, с которыми русские люди имели тесные связи;
3. Значительно расширился круг вопросов, которые интересовали деятелей русской культуры и искусства. Главной темой многих художественных произведений стало укрепление мощи Русского государства;
4. Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства дали возможность расширить культурные контакты России с другими странами. Особенно успешными были связи с Италией;
В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие глубокий след в истории русской культуры.
3. Особенности русской культуры XV- начала XVI в.1. В ходе формирования единого Российского государства сглаживались местные культурные

Слайд 174. Развитие общественной мысли и летописания
Крепнувшая великокняжеская власть получила в

начале XVI в. своё идейное обоснование в «Сказании о князьях

Владимирских»
«Сказание о князьях Владимирских» — памятник русской литературы XVI века, использовавшийся в политических целях (возникло около 1498 г.)
«Сказание» излагает легенду о происхождении великих князей от брата римского императора Августа по имени Прус.
1.По сказанию, Прус был родственником Рюрика,  
2.Владимир Мономах получил царские регалии (в т.ч. Шапка Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха.

"Мономахов трон"


______________________________________________
Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.

4. Развитие общественной мысли и летописанияКрепнувшая великокняжеская власть получила в начале XVI в. своё идейное обоснование в

Слайд 184. Развитие общественной мысли и летописания

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» -

монах Фелофей в послании Василию III
Мировой центр христианства последовательно перемещался

из Рима «ветхого» во «второй Рим» – Константинополь, а оттуда в Москву. А четвертому не бывать.

______________________________

В теории «Москва — Третий Рим» воплотилось враждебное отношение к проникающему в Россию иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.

Герб Палеологов, последней императорской династии Восточной Римской империи

4. Развитие общественной мысли и летописания«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» - монах Фелофей в послании Василию IIIМировой центр

Слайд 194. Развитие общественной мысли и летописания
В XV в. возродилось общерусское

летописание:
Первая летопись, так называемая Троицкая, подчёркивавшая идею единства Руси,

была составлена в Москве.
_________________________________

Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной центральной власти.
В них прослеживается идея о том, что Москва является наследницей и преемницей Киева и Владимира. Чтобы подчеркнуть эту идею, все московские летописи начинались с «Повести временных лет».

4. Развитие общественной мысли и летописанияВ XV в. возродилось общерусское летописание: Первая летопись, так называемая Троицкая, подчёркивавшая

Слайд 205. Литература
I. Куликовский цикл:
1. «Задонщина» - Сафоний Рязанец
2. «Сказания о

Мамаевом побоище»
3. летописная повесть о битве

II. «Хождение за три моря» - Афанасий Никитин

III. Житие:
1. «Житие Сергия Радонежского»
2. «Житие Стефана Пермского»

IV. «Хронограф»
5. ЛитератураI. Куликовский цикл:1. «Задонщина» - Сафоний Рязанец2. «Сказания о Мамаевом побоище»3. летописная повесть о битве

Слайд 215. Литература
Одержанная победа на Куликовом поле явилась громадным стимулом к

творческому подъему в стране:
1. поэма «Задонщина»

5. ЛитератураОдержанная победа на Куликовом поле явилась громадным стимулом к творческому подъему в стране:1. поэма «Задонщина»

Слайд 225. Литература
Одержанная победа на Куликовом поле явилась громадным стимулом к

творческому подъему в стране:
2.«Сказание о Мамаевом побоище» - наполнено множеством

легендарных подробностей, идеологически ориентировано на утверждение московского князя с церковью.
3. Краткая летописная повесть 1408 года — наиболее раннее и достоверное известие о Куликовской битве. По-видимому, повесть была составлена в Москве анонимным писателем из окружения митрополита Киприана. Возможно, к этой работе был причастен ученик Сергия Радонежского, монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый.


5. ЛитератураОдержанная победа на Куликовом поле явилась громадным стимулом к творческому подъему в стране:2.«Сказание о Мамаевом побоище»

Слайд 235. Литература
Афанасий Никитин, купец из Твери «Хождение за три моря»

- рассказал о своем путешествии в далекие страны Персию, Индию,

Турцию. Произведение насыщено наблюдениями в сфере политики, экономики и культуры этих стран.



Тверской купец Афанасий Никитин в 1466 г. отправился с торговыми целями на Северный Кавказ. Превратности судьбы привели к тому, что эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку — Ирану и Индии. В Индии купец прожил три года, изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому народу, Афанасий Никитин с глубоким вниманием изучал его быт, культуру, религию. Итогом наблюдений и размышлений русского купца стала книга «Хождение за три моря».

Находясь далеко от родины, герой произведения молит Бога о её спасении: «Да сохранит Бог землю Русскую! Боже, сохрани её! В сём мире нет подобной земли...» Он тревожится за её судьбу: «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Русская!»

5. ЛитератураАфанасий Никитин, купец из Твери «Хождение за три моря» - рассказал о своем путешествии в далекие

Слайд 245. Литература
«Хронограф» -
Особое место в литературе занимал «Хронограф» —

сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. В 1512

г. появилась первая редакция русского «Хронографа».

Автор этого сборника неизвестен. Но это был очень образованный человек, имевший своё представление о ходе мировой истории. Большое внимание он уделяет славянским народам, и прежде всего русскому. «Хронограф» рассматривает русскую историю как часть всемирной.
5. Литература«Хронограф» - Особое место в литературе занимал «Хронограф» — сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной

Слайд 256. Зодчество
Во второй половине XV века, при Иване III Великом,

Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Аристотель

Фиораванти, Пьетро Антонио Солари. В качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. По замыслу зодчих центром кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней
Успенским собором (1475—79),
Благовещенским собором (1484—89), Грановитой палатой (1487—91),
Архангельским собором (1505—08) и колокольней Иван Великий. В отличие от главных построек Кремля,
Благовещенский собор и церковь Ризоположения (1484—86), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями.

Соборная площадь в Москве

6. ЗодчествоВо второй половине XV века, при Иване III Великом, Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих,

Слайд 266. Зодчество
Успенский собор 1475-79 гг.
Сооружён в 1475—1479 годах под

руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее

полностью сохранившееся здание Москвы.

Портрет Аристотеля Фиораванти

6. ЗодчествоУспенский собор 1475-79 гг. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм

Слайд 276. Зодчество
Благовещенский собор (1484 -1489)

Был построен в 1489 году под

руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина и изначально был трёхкупольным.

6. ЗодчествоБлаговещенский собор (1484 -1489)Был построен в 1489 году под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина и изначально был

Слайд 286. Зодчество
Грановитая палата (1487-1491) — памятник архитектуры в Московском Кремле,

одно из древнейших гражданских зданий Москвы.

Построена в 1487 — 1491

годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
6. ЗодчествоГрановитая палата (1487-1491) — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы.Построена в

Слайд 296. Зодчество
Архангельский собор (1505-1508)
Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг.

под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора

XIV века
6. ЗодчествоАрхангельский собор (1505-1508)Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на

Слайд 306. Зодчество
Колокольня «Иван Великий» (1505 – 1509)

Построена по проекту итальянского

архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась

и перестраивалась. В основании заложен храм святого преподобного Иоанна Лествичника

Архитектурный ансамбль колокольни состоит из трёх объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.


6. ЗодчествоКолокольня «Иван Великий» (1505 – 1509)Построена по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года

Слайд 317. Живопись
В конце XIV — начале XV в. в Москве

складывается собственная школа живописи.
Наиболее ярким её представителем стал гениальный

русский художник Андрей Рублёв;

Икона преподобного Андрея Рублёва

7. ЖивописьВ конце XIV — начале XV в. в Москве складывается собственная школа живописи. Наиболее ярким её

Слайд 327. Живопись
Биография Андрея Рублева (1360 – 17 октября 1428)

Биографические сведения

о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по

другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х годов, но не позднее 1370 года.
Из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. 
Монашеский постриг принял, вероятно, незадолго до 1405 года в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по существовавшей в то время традиции, оно тоже начиналось на «А»).

Икона преподобного Андрея Рублёва

7. ЖивописьБиография Андрея Рублева (1360 – 17 октября 1428)Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился

Слайд 337. Живопись
Биография Андрея Рублева (1360 – 17 октября 1428)

Биографические сведения

о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по

другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х годов, но не позднее 1370 года.
Из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. 
Монашеский постриг принял, вероятно, незадолго до 1405 года в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по существовавшей в то время традиции, оно тоже начиналось на «А»).

Икона преподобного Андрея Рублёва

7. ЖивописьБиография Андрея Рублева (1360 – 17 октября 1428)Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился

Слайд 347. Живопись
В этой иконе выражена гуманистическая
Идея согласия и человеколюбия.

Художник
выразил обобщенный идеал нравственного
совершенства и чистоты.
Великое искусство иконописца


Оказало воздействие на всю
Русскую культуру в целом.

Благодаря творчеству Андрея Рублева XV век. На Руси золотой век русской живописи.

«Троица» (ок. 1412 г.). Государственная Третьяковская галерея

Андрей Рублев (1360 – 17 октября 1428)

7. ЖивописьВ этой иконе выражена гуманистическая Идея согласия и человеколюбия. Художниквыразил обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты.

Слайд 357. Живопись
Григорий
Богослов
Иоанн
Богослов
Архангел
Михаил
Андрей Рублев (1360 – 17 октября

1428)

7. ЖивописьГригорий БогословИоанн БогословАрхангел МихаилАндрей Рублев (1360 – 17 октября 1428)

Слайд 367. Живопись
Дионисий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца

XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Крупнейшим

представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI в. был бывший князь, потомок царевича Петра Ордынского, ставший монахом, — Дионисий.
Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым рисунком, изысканным и нежным цветом.
Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

«Сошествие во ад» 1495—1504 гг.

7. ЖивописьДионисий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика