Разделы презентаций


14 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ  ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ

Содержание

Цель изучения темы: Ознакомить студентов с условиями возникновения Соединенных Штатов Америки, формированием демократических основ государственности, систе-мы сдержек и противовесов ветвей власти, основными положениями Декларации независимости, Конституции и поправок. План  Введение.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 114
Тема:

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В НОВОЕ ВРЕМЯ

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ
СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В НОВОЕ

ВРЕМЯ

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
в XIX – начале XX вв.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВА

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ 


14Тема:ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАВ НОВОЕ ВРЕМЯГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕСЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В НОВОЕ ВРЕМЯСОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИв XIX – начале XX

Слайд 2Цель изучения темы:

Ознакомить студентов с условиями возникновения

Соединенных Штатов Америки, формированием демократических основ государственности, систе-мы сдержек и

противовесов ветвей власти, основными положениями Декларации независимости, Конституции и поправок.
 
План
 
 Введение. Английские колонии в Северной Америке и их характеристика.
 Американская революция и Декларация независимости.
 Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. и Билль о правах.
 Гражданская война 1861—1865 гг.
 Заключение.


Цель изучения темы:   Ознакомить студентов с условиями возникновения Соединенных Штатов Америки, формированием демократических основ государственности,

Слайд 3 АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ

Колонизация

Англией Северной Америки началась в 1607 г. (форт - Джеймстаун).

Первые колонии “Нового Света» были основаны торговыми компаниями.
По социальному составу переселенческое население состояло:
первоначально
 из лиц заключивших контракт с торговыми компаниями;
 заключенных и ссыльных (направляемых по аналогу с Австралией и островами);
 с 1619 г. – завозятся на плантации из регионов Африки первые рабы-негры;
позже
 свободные переселенцы (как правило не сумевшие до-стичь должных условий жизни в континентальной Европе, различного рода авантюристы);
 эмигранты - по политическим или религиозным причинам вынужденные бежать с Европы;
 плантаторы - чаще из числа лиц дворянского сословия, но находившихся в оппози-ции к правящей династии;
 буржуа – представители нового класса, ищущие должных условий для развития предпринимательства в отличие от континента, где преобладал феодальный способ производства, экономических отношений и соответственно право;
 свободные мелкие фермеры и пауперы;
 купцы, судовладельцы и прочие «искатели счастья».


АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ  Колонизация Англией Северной Америки началась в 1607 г.

Слайд 4КОЛОНИЗАЦИЯ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

КОЛОНИЗАЦИЯ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Слайд 5 Изначально, американское общество не было лишено противоречий.
Прежде

всего:

социальные (пестрый состав от неимущих беднейших слоев населения, прибыв-ших в

поисках счастья, до богатых буржуа и дворян расширивших свои владения и доходы за счет дешевых земель и рабочей силы, крупных поставок сельхозпродук-ции и сырья);

религиозные (католики, протестанты – прежде всего кальвинисты, лютеране, мормоны различные сектанты;

 различные пути развития: плантационный Юг (характерно сельское произ-водство основанное на труде рабов) и промышленно-аграрный Север (ориентиро-ванный на капиталистический способ производства, использующий наемный труд свободных).
 
Сложилась следующая система управления колониями:

Статус первых колоний (Виржиния, Плимут, Массачусетс) определялся догово-рами (хартиями) между королевской Великобританией и коммерческими предприя-тиями, акционерами компании.
Система британского колониального управления сложилась к концу XVII в. (пер-воначально было всего 13 колоний):
 две самоуправляющиеся колонии с выборными органами управления (Род-Айленд и Коннектикут);
 три колонии принадлежали частным лицам (Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд);
 восекмь колоний, являлись собственностью Британской короны и управля-лись назначенными королевской властью губернаторами и избранными двухпа-латными законодательными собраниями (Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк,


США
КОЛОНИЗАЦИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ


Изначально, американское общество не было лишено противоречий.Прежде всего:социальные (пестрый состав от неимущих беднейших слоев

Слайд 6Нью-Джерси, Виржиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия). Решения ко-лониальных

законодательных собраний утверждались либо отвергались (право вето) губернаторами либо королем

через Тайный совет.

Колонисты имели равные права и свободы с населением метрополией: равен-ство перед законом, право на справедливое разбирательство дел судом присяж-ных, принцип состязательности в уголовном процессе, свобода передвижения, вероисповеданий, гарантии от жестоких наказаний и пр.

Политико-правовые институты и политические взгляды (аналогично метро-полии) развивались и имели два полюса:

реакционный – представлен теократической олигархией (антидемокра-тический характер, непринятие идеи свободомыслия и религиозной терпимости. Власть находилась в руках старой аристократии и крупной буржуазии. Центр - Массачусетс.);

демократический – тяготели к «республиканской» форме управления. Например, в самоуправляемой колонии Род-Айленд сложилась представительная форма правления с выборным однопалатным законодательным органом. Церковь была отделена от "государства", граждане имели равные права на коллективную и индивидуальную законодательную инициативу, проведение референдумов и пр.

Особая ситуация сложилась в колонии Коннектикут. Ее население было представлено, прежде всего, религиозными и политическими диссидентами, изгнанными из Массачусетса. Здесь возникли выборные органы управления: губернатор и Генеральный суд (представительное учреждение), характерна веротерпимость.



США
КОЛОНИЗАЦИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ


Нью-Джерси, Виржиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия). Решения ко-лониальных законодательных собраний утверждались либо отвергались (право вето)

Слайд 7 Все колонии рассматривались метрополией как рынки сырья, сельхозпро-дукции,

дешевой рабочей силы, т.е. первоначально являлись отдаленным эконо-мическим придатком Англии.

С целью сохранения подобного статуса, королевская власть искусственно сдерживала процесс капиталистических отношений с начала XVII в. до про-возглашения независимости в 1776 г.
Данная политика проводилась через серию законов для колоний: Навигаци-онный закон, законы о торговле предметами первой необходимости, Закон о гер-бовом сборе и др. Зависимое политико-экономическое положение колоний обеспечивалось присутствием на их территориях военного контингента воору-женных сил Великобритании.

Недовольство формирующейся буржуазии колоний, да и крупных землевла-дельцев игнорированием их экономических и политических интересов, а следова-тельно - ущемлением прав подданных, способствовало развитию следующих тенденций:

к объединению (вплоть до установления конфедеративных отношений) с целью противостоять метрополии, ограничивающей возможности экономического развития;

слиянию интересов различных слоев населения, стремящихся к ограниче-нию или полному освобождению от политической и экономической «опеки» метрополии.

Ужесточение политики метрополии по ограничению (прежде всего экономи-ческих) прав колоний во второй половине XVIII в. привело к возникновению рево-люционной ситуации.


США
КОЛОНИЗАЦИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ


Все колонии рассматривались метрополией как рынки сырья, сельхозпро-дукции, дешевой рабочей силы, т.е. первоначально являлись отдаленным

Слайд 8АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ
 
Особенности Американской революции:

изначальное

отсутствие феодальных отношений при образовании колоний. Следствие - американское об-щество

не знало наследственной аристократии, крепост-ничества, соответствующей государственной бюрократии (кроме британской администрации), цехов гильдий, приви-легированного духовенства и других феодальных атри-бутов Европы. Изначально основная часть общества была демократична по своему духу, по своим настроениям и убеждениям внутренние социальные противоречия в нем были менее острыми, чем в континентальной Европе;
революция преследовала, прежде всего, нацио-нально-освободительные цели. Эта революция нача-лась как борьба - первоначально мирная, а затем воору-женная - с британским колониальным гнетом;
социальные противоречия в обществе обострились в процессе революции, переросшей в гражданскую войну за независимость. Следствием этого стало выде-ление: движения лоялистов (которые стали на сторону Британской короны). Основная же масса состоятельных слоев оказалась на платформе демократии, которая невоз-можна без независимости;
80 лет после американской революции сохранялась рабовладельческая система Юга сдерживавшая развитие капитализма. Почти не изменились отношения собственности сложившиеся в колониальный период.



АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ   Особенности Американской революции: изначальное отсутствие феодальных отношений при образовании колоний. Следствие

Слайд 9
США
АМЕРИКАНСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

Основной результат революции: завоевание независимости; создание единой федеративной

республики; конституционное, законодательное оформление буржуаз-но-демократических прав и свобод.
5

сентября 1774 г. в Филадельфии (по инициативе законодательного собрания Виржинии собрался I-й Континентальный конгресс, в котором через представителей приняли участие все колонии, кроме Джорджии. Конгресс принял решение о бойкоте ввоза английских товаров и экспорта из колоний. Исполнение решений конгресса воз-лагалось на выборные комитеты в колониях. Это решение стало причиной экономи-ческого противостояния, а в последующем политического разрыва отношений с метро-полией и началом войны. В апреле 1775 г. произошло 1-е сражение при Лексингтоне.
Второй Континентальный конгресс (10 мая 1775 г. в Филадельфии):
обратился к королю с последним примирительным посланием;
принял декларацию причин и необходимости вооруженной борьбы;
принял решение об объединении войск колоний;
о назначении Дж. Вашингтона главнокомандующим.
12 июня 1776 г. конвент Виржинии одобрил Декларацию прав Виржинии.
В Декларации провозглашалось:
 природное право на свободу и независимость (от которых люди не могут отка-заться сами или лишить таковых свое потомство). К числу таких прав относились "нас-лаждение жизнью и свободой посредством приобретения и владения собствен-ностью", а равно "стремление и обретение счастья и безопасности");  право религиозной свободы и признание веротерпимости (выбор религии и способ ее исповедания "могут быть определены только разумом и убеждением, а не силой и насилием");  провозглашалось, что вся власть пребывает в народе и происходит от народа, а правители являются доверенными слугами народа и несут перед ним ответственность;  право народа на изменение правительства, и его свержение, если оно будет действовать вопреки интересам народа;  положение о том, что "свобода печати является одним из оплотов свободы вообще, и она никогда не может быть ограничена никем, кроме деспотического правительства".



СШААМЕРИКАНСКАЯРЕВОЛЮЦИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫ  Основной результат революции: завоевание независимости; создание единой федеративной республики; конституционное, законодательное оформление буржуаз-но-демократических прав и

Слайд 10
США
АМЕРИКАНСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

Наиболее известным документом, сыгравшим важную роль в развитии

американс-кой демократии и конституционализма является

Декларация независимости 1776 г.
(автор: Т.Джефферсон.

Утверждена Третьим Континентальным конгрессом).

  В Декларации провозглашалась:
Независимость бывших английских колоний - "Соединенных Штатов Амери-ки" (колонии объявлялись "свободными и независимыми штатами", 13–ю независи-мыми суверенными государствами). Однако это не означало, что были созданы США в современном смысле слова как единая федеративная республика;

Объявлялось:
что все люди наделены «равными» и «неотъемлемыми правами» т.е. Пра-вом на жизнь, свободу, стремление к счастью. (указанные права не распростра-нялись на негров и индейцев, а также в декларации отсутствовало упоминание пра-ва на собственность);

что для обеспечения естественных прав "люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых" (т.е. отказ от идеи божественного происхождения права на власть). Согласно декларации госу-дарство основывается на общественном договоре, заключенном между людь-ми, а не между управляемыми и управляющими.

о праве и даже обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство.



СШААМЕРИКАНСКАЯРЕВОЛЮЦИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫ  Наиболее известным документом, сыгравшим важную роль в развитии американс-кой демократии и конституционализма являетсяДекларация независимости 1776

Слайд 11
США
АМЕРИКАНСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ

ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭТАПЫ

Конституции штатов

10 мая 1776 г. Континентальный конгресс предложил

колониям создать собственные конституции и правительства. В основу конституций штатов

легли конституция штата Нью-Гемпшир (6.01.1776 г. - 13.06.1784 г.) и, прежде всего, конституция штата Виржи-ния (29 июня 1776 г.).

Конституции штатов:
начинались с Декларации прав или с традиционного Билля о правах (традиционные права и свободы: освобождение из-под стражи под залог, запрет жесто-ких наказаний, быстрый и справедливый суд, процедуру «Наbеаs согрus»;

закреплялись права и свободы: печати, выбора, право большинства на замену и изменение правительства. В ряде штатов, дополнительно, право на свободу слова, собраний, петиций, ношения оружия, неприкосновенность жилища, запрещение зако-нов, имеющих обратную силу. В некоторых штатах запрещались изъятие собствен-ности без должной компенсации, применение законов военного времени в мирный период, принуждение давать показания против самого себя и т. д.

Закреплялся принцип разделения властей. Сила законодательной власти преоб-ладала над исполнительной. Исключение составляли 3 штата (Нью-Йорк, Массачу-сетс и Нью-Гемпшир). Кроме того в 2 штатах губернаторам предоставлялось право отлагательного вето. Судьи назначались не исполнительной властью, а легислатурами и объявлялись независимыми.

Провозглашался принцип народного суверенитета (однако, полными политичес-кими правами обладали только собственники, т.е. вводился высокий имущественный ценз. В отдельных штатах существовали ограничения по религиозному признаку).
 
Конституции штатов принимались конвентами (учредительными собраниями). В большинстве штатов поправки принимались в том же порядке, что и сами конституции.



СШААМЕРИКАНСКАЯРЕВОЛЮЦИЯОСНОВНЫЕИСТОРИЧЕСКИЕЭТАПЫКонституции штатов  10 мая 1776 г. Континентальный конгресс предложил колониям создать собственные конституции и правительства. В

Слайд 12
США
АМЕРИКАНСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ

КОНФЕДЕРАЦИЯ

Статьи конфедерации

В июне 1776 г. Первый Континентальный конгресс

назначил комитет для подготов-ки Статей конфедерации. Проект был одобрен конгрессом

15 ноября 1777 г. Процесс ратификации 13-ю штатами длился более 3 лет.
Статьи конфедерации вступили в силу только 1 марта 1781 г. Они юриди-чески оформили и закрепили, как сказано в преамбуле, создание «вечного Союза между Штатами".
Подчеркивалось, что каждый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независимость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключением тех, которые делегированы Соединенным Штатам, собравшимся в Конгрессе.
Определялось название конфедерации - "Соединенные Штаты Америки", т.е. 13 независимых республиках - «объединившихся государств Америки».
Основная цель объединения - решение внешнеполитических задач (соответственно, после победы над Британией такой союз утрачивал смысл).
 
Конфедерация Соединенных Штатов Америки не являлась государством, а была первоначально только союзом самостоятельных государств. Статьи конфеде-рации являлись разновидностью международного договора. В то же время, в них были заложены экономические, политические и психологические основы американс-кой государственности.
 
Для управления делами соединенных штатов учреждался Конгресс, в который во-шли от 2 до 7 делегатов от штата, ежегодно назначаемые штатами в установленном ими порядке. Делегаты могли быть в любое время отозваны и заменены другими. Каждый штат в Конгрессе имел один голос. В случае раскола (например, два — за, два — против) делегация теряла свой голос. Для принятия решения требовалось согласие 9 штатов из 13. Конгресс не являлся парламентом – это было скорее "собрание дипломатов".



СШААМЕРИКАНСКАЯРЕВОЛЮЦИЯКОНФЕДЕРАЦИЯСтатьи конфедерации  В июне 1776 г. Первый Континентальный конгресс назначил комитет для подготов-ки Статей конфедерации. Проект

Слайд 13
США
КОНСТИТУЦИЯ

КОНФЕДЕРАЦИЯ

Конгресс формально обладал следующими внешнеполитическими полномочиями:

 объявлял

войну и заключал мир,
 посылал и назначал послов,

заключал международные договоры,
 управлял торговлей с индейскими племенами.

Все военные и иные мероприятия Конгресса финансировались штатами. Хотя фор-мально он  имел право устанавливать "стандарты денежных единиц", фактически штаты чеканили собственную монету.
 
После завершения войны за независимость Конгресс принял Северо-Западные ор-донансы 1784,1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территори-альной экспансии США, установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.

КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ 1787 г.
БИЛЛЬ О ПРАВАХ
 
Причины принятия Конституции:
Окончание войны за независимость - означал развал «вечного Союза» США;
Последствиями войны стали - экономический хаос, кризис;
Возникла угроза новой, теперь гражданской войны.

В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии кон-вента с целью пересмотреть Статьи конфедерации.
В Филадельфийском конвенте принимало участие 55 делегатов, в т.ч. 39 делегаты Конгресса. Все делегаты являлись состоятельными людьми, авторитетными и извест-ными политиками.



СШАКОНСТИТУЦИЯКОНФЕДЕРАЦИЯ  Конгресс формально обладал следующими внешнеполитическими полномочиями:	  объявлял войну и заключал мир,	  посылал и

Слайд 14
США
КОНСТИТУЦИЯ

РАЗДЕЛЕНИЕ
ВЛАСТЕЙ

Ставились задачи.
остановить дальнейшее развитие революции;
создать "более

совершенный союз";
гарантировать права собственников.

В итоге,

вместо пересмотра договорных статей Конфедерации, конвент принял
Конституцию. 
Американская конституция состоит из преамбулы и 7 статей, из которых 4 разбиты на разделы. В конституции отсутствовали:
 упоминания о суверенитете штатов;  о праве народа на восстание;
 о естественных правах человека;  об общественном договоре.

По Конституции США 1787 г.:

В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти рес-публики был положен американский вариант принципа разделения властей. Однако речь не шла о создании трех независимых друг от друга властей.
Власть представлялась единой, но разделенной на три ветви:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ

ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ

СУДЕБНУЮ

Для предупреждения концентрации полномочий и перевеса влияния одной из вет-вей власти, что могло привести к тирании, узурпации власти одной и них, а также с целью обеспечения стабильности и непрерывности функционирования государствен-ной власти, Конституция устанавливала систему «сдержек и противовесов».


Суть системы «сдеужек и противовесов»
состоит в следующем:

 ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ 



СШАКОНСТИТУЦИЯРАЗДЕЛЕНИЕВЛАСТЕЙ  Ставились задачи. остановить дальнейшее развитие революции; создать

Слайд 15
США
КОНСТИТУЦИЯ

СИСТЕМА
СДЕРЖЕК И
ПРОТИВОВЕСОВ

Три ветви власти имеют различные источники формирования:
 Конгресс -

носитель законодательной власти - состоит из двух палат. Палата представителей

избирается народом, т.е, избирательным корпусом (первоначально - только белые мужчины-собственники) и Сенат - избираемый легислатурами штатов.
 Президент – объявлялся носителем исполнительной власти - избирается косвен-ным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избирались населением отдельных штатов.
 Верховный суд - формировался совместно президентом и сенатом.
Все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий:
 Члены Конгресса каждые два года переизбираются на одну треть;
 Президент избирается на 4 года;
 члены Верховного суда - занимают свои должности пожизненно.
Это не позволяло добиться устойчивости определенной политической группировки и пр., избранной одновременно при каких-либо обстоятельствах.
Предусматривалось, что каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой.
 Конгресс получил право отклонять любые законопроекты президента, включая финансовые.
 Сенат мог отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом на высшие гражданские федеральные должности, т.к. для ее утверждения требуется согласие 2/3 сената.
 Конгресс, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.
 Президент - обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены 2/3 голосов в обеих палатах.
 Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия 2/3 Сената, плюс созданы предпосылки для присвоения Верховному суду права консти-туционного надзора.
 Федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами Конгресса.

 ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ 



СШАКОНСТИТУЦИЯСИСТЕМАСДЕРЖЕК ИПРОТИВОВЕСОВТри ветви власти имеют различные источники формирования: Конгресс - носитель законодательной власти - состоит из двух

Слайд 16
США
КОНСТИТУЦИЯ

ФЕДЕРАЦИЯ

Конституция США заложила основы федеративной формы государственного
устройства (хотя

соответствующего понятия в ее тексте нет). В основу федерации зало-жен

дуалистический (двойственный) принцип:
устанавливалась предметная компетенция союза;
все остальное (с оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов. (10-й поправкой 1791 г. уточнялось: "Полномочия, не делегированные Соединенным Шта-там настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом");
ст. VI закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к пра-вовым установлениям штатов (в случае коллизии законов - судьи штатов должны отдавать предпочтение федеральному праву).

 ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ 


СШАКОНСТИТУЦИЯФЕДЕРАЦИЯ  Конституция США заложила основы федеративной формы государственногоустройства (хотя соответствующего понятия в ее тексте нет). В

Слайд 17КОНГРЕСС










США
КОНСТИТУЦИЯ

ФЕДЕРАЦИЯ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ США ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 ГОДА
С Е Н А

Т
(вице-президент)

П А Л А Т А
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
(спикер)

ПРЕЗИДЕНТ
ВООРУЖЕННЫЕ
СИЛЫ
ПРАВИТЕЛЬСТВЕН-
НЫЙ АППАРАТ
ВЕРХОВНЫЙ
СУД
НИЗШИЕ
СУДЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ
СУДЕБНАЯ
ВЛАСТЬ
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
ПРЕЗИДЕНТ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ







ГОСУДАРСТ-
ВЕННЫЙ
ДЕПАРТАМЕНТ
(1789)
ДЕПАРТАМЕНТ
ФИНАНСОВ
(1789)
ВОЕННЫЙ
ДЕПАРТАМЕНТ
(1789)
ДЕПАРТАМЕНТ
ЮСТИЦИИ
(1870)
МИНИСТЕРСТВО
ТОРГОВЛИ
(1888)
МИНИСТЕРСТВО
ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
(1889)
МИНИСТЕРСТВО
ТРУДА

И ПОЧТ
(1913)

Назначаются президентом с
согласия сената

По 2 сенатора от
каждого штата на 6 лет
1/3 переизбирается
Каждые 3 года

По 1 представителю от
30 тыс.чел..
Переизбираются каждые
2 года штатами.

Избирается
коллегией выбор-
щиков на 4 года

КОНГРЕСССШАКОНСТИТУЦИЯФЕДЕРАЦИЯГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ США ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 ГОДАС Е Н А Т(вице-президент)П А Л А Т А ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ(спикер)ПРЕЗИДЕНТВООРУЖЕННЫЕСИЛЫПРАВИТЕЛЬСТВЕН-НЫЙ

Слайд 18
США
КОНСТИТУЦИЯ

ФЕДЕРАЦИЯ


СУДЕБНО-ПРОКУРОРСКИЕ ОРГАНЫ США
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ США










ДЕПАРТАМЕНТ ЮСТИЦИИ
СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ











ПРОКУРОРСКАЯ
(АТТОРНЕЙСКАЯ) СЛУЖБА










ВЕРХОВНЫЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ОКРУЖНЫЕ

СУДЫ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ
СУДЫ ШТАТОВ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
СЛУЖБА ШТАТОВ
МЕСТНАЯ СЛУЖБА
КОНГРЕСС
ПРЕЗИДЕНТ
ВОЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
ГУБЕРНАТОРЫ ШТАТОВ
МИЛИЦИЯ ШТАТОВ
(НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ)
ПОСТОЯННАЯ

АРМИЯ ФЕДЕРАЦИИ



СУХОПУТНЫЕ
ВОЙСКА

ВОЕННО-МОРСКИЕ
СИЛЫ

СШАКОНСТИТУЦИЯФЕДЕРАЦИЯСУДЕБНО-ПРОКУРОРСКИЕ ОРГАНЫ СШАВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СШАДЕПАРТАМЕНТ ЮСТИЦИИСУДЕБНЫЕ ОРГАНЫПРОКУРОРСКАЯ(АТТОРНЕЙСКАЯ) СЛУЖБАВЕРХОВНЫЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДОКРУЖНЫЕ СУДЫСПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЫСУДЫ ШТАТОВФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБАСЛУЖБА ШТАТОВМЕСТНАЯ СЛУЖБАКОНГРЕССПРЕЗИДЕНТВОЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТГУБЕРНАТОРЫ

Слайд 19
США
КОНСТИТУЦИЯ

ПОПРАВКИ

  Текст федеральной конституции не содержал статей, посвященных гражданским

правам и свободам. Это вызвало проблемы с ее ратификацией штатами.

В июне 1789 г. в 1 конгресс, созванный на основе конституции было внесено 10 поправок. К декабрю 1791 г. они были ратифицированы штатами и вступили в силу.

Поправки составляли Билль о правах (9 из них - определяли правовой статус гражданина США):

1 - оговаривала свободу вероисповедания, слова, печати, право народа мирно соби-раться и обращаться к правительству с петициями;
2 - гарантировала народу право хранения и ношения оружия;
3 - регулировала порядок постоя солдат в мирное и военное время.
4 - провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества.
5 - касалась суда присяжных и процессуальных гарантий. Здесь же говорилось и о за-прете безвозмездного изъятия частной собственности.
6, 7, 8 - посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей, запрещали чрезмерные налоги и штрафы, жестокие и необычные наказания.
9 - устанавливала принцип недопустимости ограничения прав, не упомянутых консти-туцией
10 - касалась разграничения полномочий федеральных органов и штатов.

Краткие предписания Билля о правах впоследствии были подробно истолкованы в решениях Верховного суда и детализированы в многочисленных актах Конгресса.
Однако, в Билле о правах - не упоминается о социально-экономических правах и свободах.



СШАКОНСТИТУЦИЯПОПРАВКИ   Текст федеральной конституции не содержал статей, посвященных гражданским правам и свободам. Это вызвало проблемы с

Слайд 20
США

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АППАРАТ
СОЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

1 Конгресс федеративной республики -

США состоялся 4 марта 1789 г.
Проблемы, подлежащие разрешению

членами первого Конгресса:
 пустая казна и государственный долг;
 отсутствие таможенного аппарата для сбора пошлин;
 отсутствие аппарат исполнительной власти;
 отсутствие федеральной судебной системы;
 армия состояла из 672 офицеров и солдат;
 социальные противоречия и проблемы в обществе;
 экономический хаос и кризис;
 сепаратистские тенденции штатов;
 сложная международная обстановка.

30 апреля 1789 г. в должность первого президента США вступил
Дж. Вашингтон.
Одновременно создается аппарат исполнительной власти. С этой целью:
принимаются законы о создании первых департаментов - государственного, военного и финансового.
учреждается должность Генерального атторнея (в феврале 1790 г. было проведено первое заседание Верховного суда.
в сентябре 1789 г. Конгрессом принимается Закон о судоустройстве (создал юридическую базу федеральной судебной системы).
Верховный суд состоял из главного судьи и 5 ассоциированных судей (впоследствии численность ВС менялась, но с 1869 г. по н/в - 9 судей). США разделялись на 13 су-дебных районов, которые, за исключением Мэна и Кентукки, объединялись в 3 судебных округа - возникла трехзвенная судебная система федерации, не связанная с судебными системами отдельных штатов.
Закон 1789 г. заложил основы атторнейской службы в США.



СШАГОСУДАРСТВЕННЫЙАППАРАТСОЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА  1 Конгресс федеративной республики - США состоялся 4 марта 1789 г.

Слайд 21
США

ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПАРТИИ
В 1803 г. Верховный Суд США рассматривая дело «Мэрбери

против Мэдисона. Мэрбери попросил суд издать судебный приказ, обязывающий государственного

сек-ретаря Мэдисона выдать ему патент на занятие должности мирового судьи в федеральном округе Колумбия, на которую он был должным образом назначен. Суд принял решение, которое легло в основу доктрины и практики конституцион-ного надзора, «любой закон, противоречащий конституции, ничтожен».
В 1789 и последующие годы Конгресс принимает "пакет законов": Законы о натурализации, Закон об иностранцах, Закон о враждебных иностранцах, Закон о мятеже - предусматривал наказание за преступный сговор с целью свержения правительства, за распространение порочащих сведений о правительстве США, конгрессе и президенте (противоречил предписаниям Декларации независи-мости и Билля о правах).
В Конституцию вносятся:
11 поправка (1795) - о расширении прав штатов (устанавливала иммунитет штатов от судебного преследования со стороны граждан другого штата или иностранцев).
12 поправка (1804) - предусматривала раздельное голосование за кандидатов в президенты и вице-президенты.
 
Ведущие политические партии США

Американская конституция полностью игнорировала вопрос о политических партиях отражая мнение общества, первоначально отрицательно относившегося к противоречиям партий и фракций.
Первое правительство, сформированное Дж. Вашингтоном из числа буржуа и плантаторов, не могло вечно сохранять монолитность в силу различных взглядов как на выбор пути экономического развития страны, так и политической ориентации, формирования правовой базы.

Раскол в правительстве произошел летом 1793 г


СШАПОЛИТИЧЕСКИЕПАРТИИ В 1803 г. Верховный Суд США рассматривая дело «Мэрбери против Мэдисона. Мэрбери попросил суд издать судебный

Слайд 22
США

ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПАРТИИ

Федералисты (лидер - А. Гамильтон, глава казначейства) - выражали

интересы буржуазии штатов промышленного Севера;
Демократические республиканцы (лидер - Т.

Джефферсон, гос. секретарь) - выражали интересы плантаторов рабовладельческих штатов Юга.
Первоначально партии действовали как фракции в конгрессе, затем созданные ими кокусы (собрания партийных фракций) стали органами, с помощью которых выдвигались кандидаты. В 1796 г. выборы президента носили уже откровенно партийный характер.
1 и 2 президенты (Дж, Вашингтон и Д. Адамс) - были федералистами. Первым пре-зидентом из числа демократов стал в 1800 г. Т. Джефферсон.
Сложившаяся двухпартийная система еще не имела четкого организационного оформления до 1824 г. Выборы 1824 г. привели к распаду указанных партий.
на базе джефферсоновских республиканцев (1828 г.) - возникает Демократическая партия.
на базе партии федералистов (30-е г.) - политическая организация буржуазии Севера - виги.
Кокусы были преобразованы в национальные партийные конвенты, монополизи-ровавшие процедуру выдвижения кандидатов в президенты. Возникла система ротации ("система добычи"), т.е. смена партийной принадлежности президента сопровождается заменой федерального аппарата по партийному признаку.
Для двухпартийной системы "демократы - виги" характерно то, что они не обла-дали преобладающим влиянием в традиционных регионах первоначального возник-новения, отсутствовало четкого идейное противостояние (свойственное первона-чальным партиям) - отсюда социальная пестрота их массовой базы.
Обострение противоречий по вопросу о рабстве (50-е гг. ХIХ в.) привело к тому, что в результате внутрипартийных расколов: Демократическая партия преврати-лась в экстремистскую рабовладельческую фракцию, а на базе вигов в 1854 г. была создана Республиканская партия, выступившая против рабовладения.


СШАПОЛИТИЧЕСКИЕПАРТИИ Федералисты (лидер - А. Гамильтон, глава казначейства) - выражали интересы буржуазии штатов промышленного Севера; Демократические республиканцы

Слайд 23Территориальное расширение США.
В период от принятия конституции до

начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в

несколько раз за счет покупок и прямой агрессии. В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану (территория от Мексиканского залива до Канады, в результате территориально США увеличилась в 2 раза).

Во время американо-мексиканской войны 1846—1848 гг. завоеваны и присоединены: Техас, Кали-форния, Аризона, Нью-Мексика, Невада, Юта и часть Колорадо (по территории это примерно пло-щадь Франции и Германии). В 1867 г. царь Александр II продал Аляску за 7,2 млн. долл. Испано-американская война 1898 г. США завершилась захватом Пуэрто-Рико, о. Гуам, Филиппины, и оккупа-цией о. Кубы. Было положено начало геополитики мирового господства.


Территориальное расширение США.  В период от принятия конституции до начала Гражданской войны в 1861 г. территория

Слайд 24
США

ГРАЖДАНСКАЯ
ВОЙНА

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1861—1865 гг.

Завоевание независимость и создание США

привели страну после кратковремен-ного кризиса к экономическому подъему, прежде всего,

южных рабовладельческих шта-тов. Хлопковые, тростниковые и табачные плантации, обрабатываемые рабами, приносили колоссальный доход. Возникала постоянная потребность в новых террито-риях и рабах.
Однако по-прежнему сохранялись противоречия между рабовладельческим Югом и промышленным Севером.
После принятия Иллинойса в состав союза, в стране оказалось 11 свободных шта-тов и 10 рабовладельческих. В 1820 г. в состав союза одновременно вошли рабовла-дельческий штат Миссури и свободный штат Мэн. С целью устранения противоречий между сторонниками различных путей развития общества:
была одобрена резолюция, устанавливавшая северную границу распространения рабства западнее реки Миссисипи – первый Миссурийский компромисс.
уступки рабовладельцам во вновь образуемых штатах (Нью-Мексико, Юта) привели ко второму Миссурийскому компромиссу 1850 г. - население соответствующих территорий само решало, быть ли им свободными или рабовладельческими штатами.
Преобладание рабовладельцев в федеральных органах власти позволило им в 1854 г. отказаться от Миссурийских компромиссов. В результате, всякие ограничения распространения рабовладения на другие штаты и территории были ликвидированы).
Избрание в ноябре 1860 г. президентом республиканца А. Линкольна - изменило соотношение сил, ослабило позиции рабовладельцев в федеральных органах власти.
В конце 1860 - начале 1861 г. 13 южных штатов пошли на выход из федерации и провозглашение в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки.
После официального вступления А. Линкольна на пост президента (в марте 1861 г.)
конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное правительство.
провозгласили новую конституцию Конфедеративных штатов Америки и начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну которая длилась до 26 мая 1865 г.



СШАГРАЖДАНСКАЯВОЙНАГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1861—1865 гг.  Завоевание независимость и создание США привели страну после кратковремен-ного кризиса к экономическому

Слайд 25ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США (1861 – 1865)

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США (1861 – 1865)

Слайд 26
США

ГРАЖДАНСКАЯ
ВОЙНА

Первоначально, во время войны преимущество было у богатого

Юга, способного со-держать хорошо вооруженную армию. После отмены рабства на

Юге (Прокламация А Линкольна 1.01.1863) - за счет поддержки рабов, преимущество перешло на сторону буржуазного Севера.
После окончании Гражданской войны, в 1865, была принята 13 поправка к Консти-туции - запрещавшая рабство или подневольное услужение, за исключением наказа-ний за преступления установленных судом.
Гражданская война привела к серьезным изменениям в правовой и политической системе США. 14 поправка - запрещала штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США, а также лишать кого-либо свободы или собствен-ности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов. 15 поправка (1870 г.) - запрещала какую-либо дискриминацию на выборах ("Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении". Однако, постановления этой поправки были в течение века мертвы для бывших рабов).

13, 14 и 15 поправки создали юри-дические условия для освобожде-ния негров и уравнения их в пра-вах с белыми гражданами. Однако Верховный суд 1883 и 1896 гг. приз-нал неконституционным Закон о гражданских правах 1875 г. и консти-туционными законы штатов, уста-навливавшие "раздельные, но рав-ные возможности" для белых и черных.



СШАГРАЖДАНСКАЯВОЙНА  Первоначально, во время войны преимущество было у богатого Юга, способного со-держать хорошо вооруженную армию. После

Слайд 27
США

ГРАЖДАНСКАЯ
ВОЙНА
Последствия Гражданской войны:
отмена рабства и равноправие свободных граждан (процесс

реализации шел медленно);
усиление президентской власти, что оказало существенное влияние

на развитие этого института в течение всей последующей истории США и закончилось установле-нием "имперской президентской власти";
экономический и политический хаос и кризис Юга (понадобилось 12 лет рекон-струкции с 1865 по 1877, чтобы полностью интегрировать южные штаты в союз, что привело к бурному развитию капитализма на Юге;
социальное и экономическое сближение, единение обоих регионов США, хотя многие различия сохраняются до сих пор;
из аграрной республики (в конце XIX — начале XX в.) США превратилась в инду-стриальную державу;
рост благосостояния и соответственно численности населения (за 40 лет кон-ца XIX - нач. XX вв. население США возросло с 31 до 76 млн. человек);
увеличение потока эмигрантов (15 млн. чел. в т.ч. значительная часть из Восточ-ной и Южной Европы);
рост крупных промышленных городов (Нью-Йорк, Чикаго, Питсбурга, Кливленда, Детройта).
в состав союза принято 12 новых штатов;
индейские племена были изгнаны со своих исконных земель и насильственно переселены в резервации;
бурное развитие капитализма (возникают тресты, акционерные общества, банки, которые занимают командные посты в экономике).
углубилась классовая поляризации общества (следствие - рост и организован-ный характер стачечной борьбы, возникновение массовых рабочих организаций. В 1876 году была образована Социалистическая рабочая партия. В 1886 г. создана Американская федерация труда " опора профсоюзного движения, в 1905 г. создана профсоюзная организация социалистической ориентации «Индустриальные рабочие мира».


СШАГРАЖДАНСКАЯВОЙНАПоследствия Гражданской войны: отмена рабства и равноправие свободных граждан (процесс реализации шел медленно); усиление президентской власти, что

Слайд 28
США

НАЧАЛО
ХХ ВЕКА


В итоге:

США в конце XIX — начале XX в.

превратилась в мировую державу,
обладающую собственной колониальной империей, что сопровождалось существен-ными

изменениями во всех подразделениях политической системы. В основном дан-ные изменения были направлены на расширение функций центральных органов власти.

Поправка 16 (1913) - расширила налоговые полномочия Конгресса (подоходные на-логи составляют основную часть бюджетных поступлений);

Поправка 17 (1913) - отменила старый порядок назначения сенаторов и ввела пря-мые выборы (привело к демократизации процедуры формирования сената, повыше-нию его престижа и влияния).

В результате так называемой "Парламентской революции" (1910 г.), спикер палаты представителей был лишен права назначения членов постоянных комитетов палаты и членства в весьма важном комитете правил, определяющем порядок процедуры про-хождений биллей и резолюций. Были приняты меры к ликвидации намеренной затяж-ки законодательной процедуры (непрестанно повторяющееся по требованию мень-шинства проведение поименного голосования с целью определения кворума).

После убийства в сентябре 1901 г. президента У. Мак-Кинли, с выборами президен-та Т. Рузвельта (два срока: выборы 1901, 1904 до 1909 гг.) завершилась эра "правле-ния конгресса", т.е. его относительная независимость от президентской власти.

Устанавливается верховенство президентской власти во внутренней и внешней по-литике, подотчетность президентской власти не конгрессу а непосредственно народу.


СШАНАЧАЛОХХ ВЕКАВ итоге:США в конце XIX — начале XX в. превратилась в мировую державу,обладающую собственной колониальной империей,

Слайд 29
США

НАЧАЛО
ХХ ВЕКА
На президентских выборах 1912 г. из Республиканской

партии выделилась Прогрессивная партия.
Рузвельт выдвинул свою кандидатуру от

Прогрессивной партии). Национальный конвент новой партии в Чикаго (1912) принял платформу:

критика старой двухпартийной системы;
требование демократизировать процедуру выдвижения кандидатов;
предоставить избирательные права женщинам;
улучшить условия труда рабочих, запретить детский труд;
установить минимум зарплаты и т. д.

На выборах Прогрессивная партия сумела собрать около 4 млн. голосов, получить 88 мест в коллегии выборщиков (кандидат Демократической партии получил соответственно б млн. голосов, 435 мест в коллегии выборщиков). Но третьей партией Прогрессивная партия так и не стала.

Таким образом к началу ХХ века в основном завершился процесс формирования территории, структуры и системы управления буржуазного государства Соеди-ненных Штатов Америки, которым было суждено играть важную роль в последую-щей мировой истории.


СШАНАЧАЛОХХ ВЕКА  На президентских выборах 1912 г. из Республиканской партии выделилась Прогрессивная партия.  Рузвельт выдвинул

Слайд 30 13 КОЛОНИЙ (штатов)

01 - НЬЮ-ХЕМПШИР
02 – МАССАЧУСЕС
03 –

НЮ,-ЙОРК
04 – КОННЕКТИКУТ
05 – РОД-АЙЛЕНД
06 – НЬЮ-ДЖЕРСИ
07 – ДЕЛАВЕР
08 –

МЕРИЛЕНД
09 – ПЕНСИЛЬВАНИЯ
10 – ВИРДЖИНИЯ
11 – СЕВ. КАРОЛИНА
12 – ЮЖ. КАРОЛИНА
13 – ДЖОРДЖИЯ
14 – ОКРУГ КОЛУМБИЯ

ШТАТЫ, ПРИНЯТЫЕ В
СОЮЗ 1789 – 1865 гг.

15 – ЗАП. ВИРДЖИНИЯ 1863
16 – ОГАЙО 1803
17 – КЕНТУКИ 1795
18 – ТЕННЕССИ 1796
19 – ИНДИАНА 1816
20 – МИЧИГАН 1837
21 – ИЛЛИНОЙС 1818
22 – АЛАБАМА 1819
23 – ФЛОРИДА 1845
24 – МИССИСИПИ 1817
25 – ВМСКОНСИН 1848
26 – МИННЕСОТА 1858
27 – АЙОВА 1846
28 – МИССУРИ 1821
29 – АРКАНЗАС 1836
30 – ЛУИЗИАНА 1812
31 – ТЕХАС 1845
32 – КАНЗАС 1861
33 – ОРЕГОН 1859
34 – НЕВАДА 1864
35 – КАЛИФОРНИЯ 1850

ШТАТЫ, ВОШЕДШИЕ В СОЮЗ В 1866 – 1912 гг

38 – СЕВ. ДАКОТА 1889 39 – ЮЖ. ДАКОТА 1889 40 – НЕБРАСКА 1867 41 – ОКЛАХОМА 1907
42 – МОНТАНА 1889 43 – ВАЙОМИНГ 1840 44 – КОЛОРАДО 1876 45 – НЬЮ-МЕКСИКА 1912
46 – ВАШИНГТОН 1889 47 – АЙДАХО 1890 48 – ЮТА 1896 49 – АРИЗОНА 1912

США (1783 – 1912 гг.)


13 КОЛОНИЙ (штатов)01 - НЬЮ-ХЕМПШИР02 – МАССАЧУСЕС03 – НЮ,-ЙОРК04 – КОННЕКТИКУТ05 – РОД-АЙЛЕНД06 – НЬЮ-ДЖЕРСИ07

Слайд 31Основная учебная литература и учебные пособия:
 
- Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е.

История государства и права США./ Я.М.Бельсон. – Л.: Изд-во Ленингр.

Ун-та, 1982.
- Борисевич М.М. История государства и права зарубежных стран: Краткий учебный курс / Под ред. М.М.Борисевича./ М.М.Борисевич, О.А.Бельчук, С.Г.Евтушенко. – М.: Юриспруденция, 1201.
- Виппер Р.Ю. История нового времени./ З.Ю.Виппер. – К.:«Ника-Центр»,«Вист-С»,1997.
- Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И.Батыра. – М.: Былина, 1995.
- Всемирная история / Под ред. академика Г.Б.Поляка, профессора А.Н.Марковой. – М.: Изд-во «Юнити», 2000.
- Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов./ В.Г.Графский. – М.: НОРМА, 2004. (а также издание 2000 г.)
- История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 ч. / Под ред. проф. Н. А. Крашенинниковой, О.А.Жидкова. – 2-е изд. – М.: НОРМА, 2004-2006 (а также издания 1996 – 1998 гг.)
- История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов / под ред. К.И.Батыра. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. (а также: Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И.Батыра. – М.: Былина, 1995)
История буржуазного конституционализма XVII – XIX вв. / Отв. Ред. В.С.Нерсесянц. – М.: Наука, 1993.
История США. Т.1. 1607-1877. – М.: Наука, 1983.
- Каррі Д.П. Конституція Сполучних Штатів Америки: Посіб.: Пер. з англ. О.М.Мокровольського. / Д.П.Каррі. – К.: Веселка, 1993.
Конституции и законодательные акты буржуазных государств ХVII-XVIII вв./ Под ред. П.Н.Галанзы. - М., 1957.
- Конституция США: История и современность / Под ред. А.А.Мишина, Е.Ф.Язькова. – М.: Юрид.лит., 1988.
- Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2002. – 464 с.
- Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник: в 2 т. / О.А. Омельченко. – 3-е изд., испр. – М.: ТОН-Остожье, 2001.
Прудников, М.Н. История государства, права и судопроизводства зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов / М.Н. Прудников. — М.: Юнити, 2007.
- Савельев В.А. Капитолий США: прошлое и настоящее./ В.А.Савельев. – М.: Мысль, 1989.
- Сборник документов по истории нового времени: буржуазные революции ХVII-XVIII вв.: Учеб. пособие / Под ред. Г. Сироткина. - М. 1990.
- Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М.Черниловский. – М.: Проспект, 2002 (а также 1995 г.)
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2-х т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2006 (а также издание 1996-1997 гг.)
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов: в 2-х т. / отв. Ред. Н.А.Крашенинникова. – М.: НОРМА, 2004.
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. Пособие / Под ред. З. М. Черниловского. - М.: Гардарика, 1996.

 ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ 


Основная учебная литература и учебные пособия: - Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США./ Я.М.Бельсон. –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика