Слайд 1ФГОС ДО: Строительные ПРАКТИКИ и КОНСТРУИРОВАНИЕ
Слайд 2Строительная игра – это не игра
Игра – деятельность, не имеющая
продукта.
Строительство приводит к созданию продукта, имеющего определенные качества, которые могут
быть оценены и при желании усовершенствованы или изменены.
Строительство является традиционной практикой дошкольников.
Строительство может быть педагогически использовано для развития начальных навыков проектирования, планирования и представлений об алгоритме деятельности. В эту практику можно включить разнообразные исследования.
Слайд 3Строительные игры – не конструирование
Строительная игра имеет целью организацию ПРОСТРАНСТВА.
Она способствует формированию у ребенка фундаментальных представлений о пространстве, в
котором мы существуем.
Способствует развитию пространственного воображения и мышления
Представлений о равновесии
Представлении о внутреннем и внешнем пространстве и его границах
Слайд 4Строительная практика – древняя врожденная программа и характерна не только
для людей
У многих приматов есть врожденные программы строить себе убежища
(обычно настил из веток на деревьях) или занимать подходящие места - дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивных настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них искусственным выемкам их тянет очень сильно. И неверно думать, что они подражают взрослым, строящим дома. На оборудованной площадке для игр могут стоять очень удобные домишки, большие кубики, из которых можно построить дом, но, если где-нибудь в углу площадки растет дерево с большим дуплом, оно гораздо сильнее притягивает детей, нежели подготовленные взрослыми сооружения.
Слайд 5Строительная практика может увлекать разных детей в разной степени
У мужчин
сильнее связь между восприятием действительности и координацией действий, поэтому лучше
развиты пространственные способности.
В процессе внутриутробного развития под воздействием тестостерона у мальчиков замедляется рост левого полушария, и он же способствует относительно большему развитию правого полушария. Этим объясняется большая выраженность у женщин вербальных способностей (которые относятся к левополушарным), а у мужчин — зрительно-пространственных (относящихся по большей части к правополушарным).
Согласно популярной гипотезе американского психолога Дж. Леви, в основе данных различий лежат также эволюционно-социальные факторы. В глубокой древности мужчины преимущественно занимались охотой, что требовало хорошего развития пространственных способностей. Женщины занимались уходом за детьми, что требовало хороших навыков коммуникации. В ходе естественного отбора закреплялись необходимые для выживания навыки, которые передавались будущим поколениям.
Слайд 6Образовательный цикл «Строительство»
Для обогащения идей строительных детей подойдет образовательный
цикл «Дома и жилища».
Примерное тематическое планирование цикла.
1.Что такое ДОМ? Для
чего людям нужны дома?
Какие сейчас бывают дома? В городе? В деревне? В других странах?
Для чего еще люди строят дома, кроме жилья?
Какие дома строили раньше? В других странах?
Слайд 7Образовательный цикл «Строительство»
2. Из чего строят дома? (материалы и технологии)
Какие
используют инструменты и машины?
Люди каких профессий строят дома?
Процесс (алгоритм) постройки
дома.
3. «Дома» животных: вид и материал.
4. Дом твоей мечты ( Дом на дереве ) (Дом на ножках)
5. Сказочные дома
6. Что такое архитектура.
7. Как проектируется город
Слайд 8СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА: МАТЕРИАЛЫ
В природе – ПРИРОДНЫЕ материалы
В помещении -
элементы интерьера
Из специальных игровых строительных наборов: материал (дерево, пластик, картон)
; «кубики» ; сюжетные наборы (Замок, изба)
Из универсальных конструкторов ( лего)
Из крупного строительного материала
Слайд 10На прогулке можно строить из песка и снега горки, дороги,
мосты, дома, города. Дети прорывают тоннели; украшают постройки природным материалом.
Слайд 13Из снега строят вместе со взрослыми крепость, горки, лабиринты, украшают
их разноцветными льдинками.
Слайд 16Строительная практика: виды
Экспериментирование с материалами без замысла
Строительство с собственным замыслом
Строительство
по образцу / картинке или фотографии / по схеме
Последующее включение
постройки в сюжетную игру: да/нет
Оценка качества и корректировка: да/нет
Слайд 17Создание устойчивых построек
На четвертом году жизни дети начинают внимательно относиться
к качеству своих построек, так как только прочные и устойчивые постройки
дают ребенку возможность активно играть с ними (по построенному мосту может проехать машина, на башне должен уверенно стоять солдатик, крыша дома не должна падать на его обитателей). Необходимого качества сооружений дети добиваются путем проб и ошибок, постепенно накапливая опыт. Однако терпения в такой работе хватает не всем, а постоянное неудовлетворение результатами может привести к утрате интереса к конструированию и разочарованию в своих возможностях. Поэтому желательно познакомить детей с принципами создания устойчивых конструкций.
1. Принцип пирамидки. Вертикальные постройки будут надежными, если использовать одинаковые по размеру и форме детали или разные по размеру детали располагать от большой к маленькой.
2. Принцип большой плоскости. Строительные детали более устойчивы на большой плоскости.
3. Принцип перекрытия. Перекрытие будет прочным, если его края будут выходить за опоры или совпадать с их внешним краем.
Слайд 18Для обучения детей строительству по условиям наиболее приемлема игровая мотивация
их деятельности, так как в этом случае условия могут быть заданы
от имени игрушек в связи с их просьбами и нуждами. Увлеченный желанием помочь, ребенок принимает проблемную ситуацию и действует в ней.
Условия, которые ставят игрушки, могут быть связаны с величиной построек: гараж должен соответствовать размеру машины, высота моста — высоте кораблика, проплывающего под ним, и т. п.
Это могут быть и просьбы, касающиеся конструкции постройки: зайчик просит построить для него домик непременно с окном и крылечком; устройства быта — игрушкам необходима новая мебель; различных трудных ситуаций, в которые попадают игрушки, — срочно нужен забор вокруг дома, чтобы волк не съел зайцев, или мостик, чтобы кукле можно было перейти через речку.
Игрушки могут высказывать свою оценку качества детских работ, просить чтото исправить: «Кровать неудобная, на ней так узко и подушка не помещается»; «У домика крыша едва держится. Я боюсь жить в таком доме. Вдруг он упадет» и т. п. И хотя критические замечания от лица игрушки высказываете вы, тут же вы сами уже от своего лица возражаете игрушке, принимая сторону ребенка, защищая его и его работу, и тем самым поддерживаете его, помогая поверить в свои силы: «Не бойся, мишка, Саша сейчас немного поправит домик. Он может это сделать сам. Вот видишь, теперь крыша не упадет». «Мишка, Саша так для тебя старался! Хороший домик построил!»
Главное, чтобы условия, которые выдвигает игрушка, были простыми, понятными ребенку, чтобы ее претензии не обижали малыша, а вызывали желание исправить ошибки.
Слайд 19Образцы могут быть расчленёнными и нерасчленёнными. Расчленённый образец — это
изображение предмета с чётким выделением его составных частей. Такие образцы
необходимы на первых этапах работы, когда дети только осваивают конструирование по рисункам и схемам. Постепенно, по мере усвоения детьми определённых знаний можно предлагать им нерасчленённые образцы. На последних даются только очертания конструкции или постройки без выделения частей. Работа по таким образцам достаточно сложна, но предоставляет больше возможностей для интеллектуального развития детей.
Слайд 20После подбора соответствующих образцов работа проходит следующим образом:
• Воспитатель демонстрирует детям
образец интересной постройки и увлекает их перспективой сделать такую же.
• Вместе
с детьми рассматривает и обсуждает, из каких частей (деталей) она сделана, как соединены детали.
• Сообща намечается последовательность работы: с чего начать, что делать потом, чем закончить.
• Воспитатель, комментируя свои действия, воспроизводит поделку по образцу, сверяя поэтапно каждый шаг.
• По окончании работы воспитатель ещё раз сравнивает образец с готовой постройкой, кратко проговаривая этапы конструирования.
• После такой совместной работы с детьми воспитатель выкладывает несколько картинок образцов там, где дети обычно конструируют в свободное время.
• Затем следует понаблюдать, пользуются ли дети картинками в качестве образцов, интересна ли им эта деятельность, появляются ли в их свободной конструктивной деятельности идеи, заимствованные из рисунков. Хорошая традиция — составлять альбом из фотографий с изображением построек, придуманных и выполненных детьми группы.
• Воспитателю необходимо в первое время достаточно часто возвращаться к совместному с детьми конструированию по образцам, раскрывая перед ними перспективы и возможности этой деятельности.
Слайд 24КОНСТРУИРОВАНИЕ
Интерес к конструированию у детей младшего возраста возникает как результат развития творческих
способностей ребенка и трансформации предметно-манипулятивной игры в целенаправленное созидание.
Интерес к творческому
труду вытекает из потребности ребенка чувствовать себя способным сделать что-то, полезное или приятное для других, прежде всего своих близких, родителей, а также пригодное для использования, как это делают окружающие взрослые — и тем заслужить их признание, уважение и одобрение.
Слайд 25КОНСТРУИРОВАНИЕ – создание нового объекта
Конструкторы с разным принципом крепления деталей:
механические, магнитные, липучки, болты,
Универсальные (лего) и тематические (модель)
Материал: пластик,
дерево, металл, ткань
Плоскостные и объемные
Возрастной адрес
Механические, электрические
Слайд 26Эта деятельность способствует:
— развитию воображения и творческих способностей ребенка;
— становлению
целенаправленности;
— формированию у детей практических навыков работы с материалами и инструментами (кисти,
ножницы);
— познанию свойств различных материалов;
— познанию физических закономерностей окружающего мира;
— развитию пространственных представлений;
— совершенствованию мелкой моторики и ручной умелости;
— развитию зрительно-двигательной координации;
— формированию созидательного отношения к окружающему.
Слайд 27Последнее является важнейшей предпосылкой трудовой деятельности, которая начинает формироваться на
четвертом году жизни.
Итак, ваша цель — пробудить у ребенка желание делать
что-то своими руками, вызвать интерес к исследованию материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах и получить удовольствие от процесса и результата своей работы.
Ваша работа с детьми будет осуществляться по двум направлениям:
— создание условий для самостоятельной творческой конструктивной деятельности детей;
— создание организованных ситуаций освоения навыков в совместной со взрослым конструктивной деятельности детей.
Создание условий для самостоятельной конструктивной деятельности детей предполагает:
— наличие разнообразных материалов для конструирования и ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;
— периодическая их сменяемость, внесение новых материалов;
— обеспечение свободного доступа к ним;
— наличие образцов построек и поделок. Образцы способствуют появлению у ребенка новых идей и целей. Образцы могут быть как очень простыми, которые ребенок может легко воспроизвести, так и более сложными, опережающими его возможности. Не требуйте от ребенка их повторения. Навязывание воли взрослого, принуждение гасит детскую инициативу, отталкивает малыша и от взрослого, и от деятельности, которую он предлагает
Слайд 32КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ, КАРТОНА
Желательно включить следующие виды работы:
поделки на
основе конуса (персонажи);
поделки на основе цилиндра (персонажи);
поделки из
полос бумаги;
упаковки для подарков;
украшения на ёлку;
открытки;
фигурки животных, образуемые сгибами;
поделки из упаковок и бросового материала;
вазочки из банок и бутылок;
образцы для симметричного вырезывания;
персонажи с набором бумажной одежды,
которую дети фрагментарно могут сами раскрашивать.
Слайд 53КОНСТРУИРОВАНИЕ - РУКОДЕЛИЕ
Шитье игрушек и одежды для игрушек
Вязание
Вышивание
Бисероплетение
Ткачество
Макраме
Плетение из лозы
«Секретики»
Принципы:
индивидуальные интересы и увлечения педагога
Планирование цикла
Слайд 54Рукоделие = ТВОРЧЕСКИЙ РУЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД
ЦЕЛЬ: Этот вид труда связан
с творческой самореализацией ребенка. Он имеет конечный продукт, который может
быть также оценен.
МОТИВАЦИЯ: Творческий ручной труд направлен на преобразование исходного материала - причем в соответствии с заранее существующей в воображении и как-то словесно описываемой и называемой целью, которая состоит в получении продукта. Продукт может быть значимым (нужным) либо самому ребенку, либо игровому персонажу (см. прием использования игровой мотивации в пособиях по планированию образовательной работы с детьми 2-3 и 3-4 лет) либо кому-то из других людей – сверстников, младших или взрослых.
Этот вид труда индивидуален. Он предполагает овладение несколькими орудиями и инструментами, а также навыками – способами действия с ними.
Знакомство детей со способами действий с различными материалами проходит в совместной со взрослым деятельности. Сделать эти занятия интересными поможет использование мотивации личного интереса создания игрушек для себя; мотивации общения со взрослым; мотивации порадовать близких подарком.
Сделанная ребенком игрушка — его собственность, которой он может распорядиться как сочтет нужным. Чаще всего дети хотят забрать свое творение домой. С гордостью рассказывайте родителям и любым приходящим в группу взрослым о работах детей и показывайте их.
Слайд 55Материалы для художественного творческого труда необходимо подобрать разнообразные:
— бумага: белая,
разной фактуры и плотности, тонированная, цветная, оберточная, упаковочная, гофрированная, калька
цветная, фольга цветная, салфетки, картон цветной и т. д.;
— вата белая и цветная;
— текстильные материалы: лоскутки ткани, меха, веревочки, шнуры, ленточки, тесьма, кружево;
— упаковки: коробочки, пластмассовые баночки разного размера и формы, чехольчики от киндерсюрпризов;
— проволока в цветной оболочке;
— природные материалы: плоды каштана, желуди, шишки, скорлупа грецких орехов, опилки и т. д.,
— предметы, которые можно использовать как элементы декора: пуговицы, бусины, пайетки и др.;
— средства для соединения деталей: пластилин, клей.
Материалы лучше всего рассортировать по видам и хранить в отдельных коробках, ящиках, размещенных на полках, в специально предназначенной для этого тумбочке (стеллаже).
Слайд 60Конструирование на экране:
СТУДИЯ КОМПЬЮТЕНОЙ
ГРАФИКИ И АНИМАЦИИ
АНДРЕЯ ОПАНАСЕНКО
Слайд 63https://vk.com/videos158959784?section=album_49337962&z=video158959784_171204514%2Fpl_158959784_49337962
ИНТЕРЬЕР
https://vk.com/videos158959784?section=album_49337962&z=video158959784_171211081%2Fpl_158959784_49337962
ГЕОМЕТРИЯ
Слайд 64Пакет программ «ФАНТАЗЕРЫ».
Используется для развития творчества и совершенствования навыков работы
в графических редакторах.
Слайд 72Наука – это исследование и эксперимент. Это прежде всего умение
формулировать ГИПОТЕЗУ и исследовать ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. Это не просто увеличение объема
информации о мире, а стремление понять ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Технология – это АЛГОРИТМ создания чего-то. Это ответ на вопрос КАК. Например, как из зерна получается хлеб, из стеблей растения – рубашка, из яйца – омлет и так далее.
Инженерия – это создание механизма для выполнения какой-то конкретной ФУНКЦИИ. Это НЕ любое конструирование из любого материала. Дома проектируют архитекторы, не инженеры. Инженеры проектируют ракеты.
Математика… мы привыкли считать, что понимаем, что это такое
Арт, искусство…. Добавили в эту последовательность недавно (видимо, гуманитарии) для красоты слова и вдохновения. Без элемента художественности творчество теряет часть своей привлекательности!
Слайд 73STEM-направление имеет в США давнюю историю. Активизация этого направления началась
после запуска советского спутника в 1957 г. («эффект спутника») и
дальнейшая история программы фактически отражает циклы развития американской прикладной и фундаментальной науки.
СТЕМ - это НЕ образовательная технология. Это взгляд на определение СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ исходя из потребностей развивающегося общества, в котором технологии играют решающую роль.
В 2006 г. Национальная Академия наук США выразила озабоченность состоянием STEM-образования в США. Комиссия по науке, инженерному делу и общественной политике Академии разработала список 10 необходимых мероприятий для развития STEM-образования в той мере, в какой это необходимо для XXI в. Три наиболее важных рекомендации из них таковы:
- увеличить потенциал американских талантов посредством улучшения научно - математического образования в формате К-12 (с детского сада по 12-й класс школы), т.е. дошкольного и школьного;
- повысить квалификацию учителей посредством их дополнительного обучения в области математики и технологий;
- увеличить поток абитуриентов, подготовленных для того, чтобы поступать в колледжи и вузы для получения STEM-образования.
Объем STEM - дисциплин составляет в национальной системе образования США 17%, тогда как в Японии - 64%, в Китае - 52%, в Южной Корее - 40%, России - 33%, Индии - 23%.
Слайд 74Американские авторы часто используют термин «поля STEM».
Выделенные поля «питают»
такие популярные сейчас и перспективные в будущем специальности, как биомедицина,
компьютерные и информационные технологии, на - нотехнологии, математическая биология, биоинформатика, компьютерная безопасность. Несмотря на то что непосредственно к STEM-дисциплинам не относится, например, экономика (МВА, финансы и др.), знание STEM-дисциплин повышает эффективность и в этой области знаний. STEM также способствует развитию таких дисциплин, как международное дело, образование и человеческие ресурсы, социально-поведенческие науки, наука об окружающей среде.
В настоящее время департаментом труда США выделяются 14 секторов рынка труда, требующих усиленной STEM-подготовки. К ним относятся автомобилестроение, строительство, финансовые услуги, национальная безопасность, транспорт, аэрокосмическая область, биотехнологии, гостиничное дело, розничная торговля, область передовых индустриальных технологий, энергетика, здравоохранение, область информационных технологий. Даже в условиях экономического кризиса востребованными остаются специалисты по следующим специальностям STEM: химия, компьютерные науки, инженерное дело, математика, физика, астрономия. Прогнозируется дальнейший рост спроса на специалистов по этим дисциплинам
Слайд 76Педагогическую работу можно будет считать успешной, если дети:
— проявляют интерес
к конструированию и ручному труду;
— охотно и разнообразно действуют с различными материалами
и инструментами;
— овладели простейшими навыками работы, приобрели ручную умелость;
— стремятся расширить свои знания, самостоятельно экспериментируя с материалами.
Слайд 77Приглашаем к активному сотрудничеству ВАС!
Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCKu9wsScT-vrYfBj9YMrIdA
Вконтакте: http://vk.com/raduga4u
https://vk.com/centrecontact Методическая
Мастерская
Фейсбук:https://www.facebook.com/ProektRadugaJizni/
https://www.facebook.com/contactcentre/ Методическая Мастерская
Телефон +7 (903) 500-75-69
Почта
evsolovyeva@rambler.ru
Скайп elenasolovyeva21
Все, что у вас есть – это ваши ВОЗМОЖНОСТИ!
И мы вместе сможем их эффективно использовать!
Елена Викторовна Соловьева
Научный руководитель программы «Радуга»,
психолог
Канд. пед. наук, доцент
Методическая Мастерская
Елены Соловьевой
КОНТАКТЫ
Слайд 78Контакты
Издательство «Просвещение»
127473, Москва, ул. Краснопролетарская, д.16, стр.3, подъезд 8
Тел.: 8
(495) 789 30 40
www.prosv.ru
Портал «Дошкольное образование» do.prosv.ru
Редакция дошкольного образования
Ведущий методист
Горбунова
Татьяна Александровна
TGorbunova@prosv.ru