Слайд 1Филиал Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета в г. Череповце
С.В. Бойко
Социология
Тема 1.3/1,2. Организация социологического исследования
Лекция
Череповец, 2008
Слайд 2Содержание лекции
Назначение, роль и виды социологических исследований. Понятие и назначение
социологических исследований (СИ). Стратегический план, характер и типология выборки в
СИ. Поисковый, описательный и экспериментальный планы СИ и их особенности. Поисковый план и пилотажное исследование. Специфические виды исследований: монографическое, панельное, трендовое, когортное и др.
Сплошное и выборочное исследование. Особенности выборки. Генеральная совокупность и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки. Основные методы выборки: 1) метод механической выборки; 2) метод серийной выборки; 3) метод гнездовой выборки; 4) метод основного массива; 5) метод квотной выборки.
Программа и процедура социологических исследований. Типичная схема проведения СИ: разработка программы, рабочего плана и вспомогательных документов – сбор эмпирических данных (полевой этап) – обработка и анализ полученной эмпирической информации. Важность программы СИ и ее содержание (теоретический раздел, методический раздел, организационный раздел).
Теоретический раздел программы СИ и его содержание: проблемная ситуация, область целеполагания, область разработки общей концепции, переход к разработке процедурно-методического раздела.
Основное содержание методического раздела. Понятие метода, инструментария, методики, техники, процедуры. Классификация методов: по масштабу применения, по уровню знания, по методической стратегии, по этапам исследования. Анкета и ее содержание.
Содержание организационного раздела: рабочий план, инструкция по организации полевого исследования, инструкция анкетеру, правила работы и этические нормы.
Вопросы лекции:
1. Назначение и виды социологических исследований
2. Теоретическая часть программы
3. Процедурно-методический раздел программы
4. Анкета и требования к ее содержанию
Слайд 3Введение
Социологические исследования (СИ) – это система логически последовательных методологических,
методических и организационных технических процедур, связанных между собой единой целью:
получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.
Отсюда можно сказать, что основными задачами СИ являются:
- выяснить содержание противоречий в объекте исследования и определить предмет исследования;
- измерить инструментарием социологии исследуемое явление;
- провести качественный анализ полученных данных;
- дать рекомендации по применению полученных данных в социальной практике.
Крупный российский социолог В. Ядов обращает внимание на следующие конкретные «вклады» социологической теории в этот процесс.
Во-первых, мы должны ясно осознавать, что регистрируем и наблюдаем не все события, а лишь значимые в плане нашего исследования, из чего вытекает, что мы должны иметь обоснованные предположения, какие из них являются значимыми, а какие незначимыми.
Во-вторых, следует учесть социальный контекст, т.е. совокупность общих и особенных жизненных обстоятельств, в которых фиксируются и наблюдаются события.
В-третьих, следует принять во внимание, что одни и те же явления и социальные процессы могут быть рассмотрены в разных теоретических моделях, и обосновать выбор избранного подхода.
Задачами лекции являются:
- Классификация социологических исследований.
- Определение содержания социологического исследования.
- Выяснение структуры программы социологического исследования.
- Изучение объема анкеты и требований к ней.
Слайд 4Словарь
Определите термины, используемые в данной теме
Запишите в словарь определение терминов
Программа
социологического исследования; теоретический раздел программы; формулировка проблемы; цели СИ; задачи
СИ; интерпретация понятий (теоретическое уточнение понятий, эмпирическая интерпретация понятий, операционализация понятий; предварительное описание предмета исследования; выдвижение гипотез; формулировка гипотез; проверка гипотез.
Методический раздел программы СИ; генеральная совокупность (ГС); выборочная совокупность (ВС); репрезентативность ВС; методы выборки; шкалы измерений; методы сбора данных; анкета.
Организационный раздел; рабочий план СИ; аннотация СИ.
Предварительная обработка информации; кодирование информации; обработка первичной информации; группировка информации; интерпретация полученных данных; отчет; приложение к отчету.
Слайд 51. Виды социологических исследований
1.1. Классификация социологических исследований
Применяется, когда
сведений
об объекте
недостаточно.
Цель – выявление
проблемы и
предварительная
формулировка гипотез.
Его
отличают
упрощенная программа
и методика;
- сжатый по объему
инструментарий.
Применяется, когда знаний
об объекте достаточно для
выдвижения объясни-
тельных предположений.
Цель – исследование
функциональных взаимо-
связей и причинных
зависимостей.
Носит комплексный харак-
тер, как по методам сбора
информации, так и по дру-
гим показателям
По стратегии исследования
Формулятивное
(разведывательное)
Аналитически-
экспериментальное
Описательное
(дескриптивное)
Применяется, когда
знаний об объекте
достаточно для выдвижения гипотез.
Цель – систематическое качественно-количест-венное описание объекта.
Предполагает строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных.
Слайд 61.1. Классификация социологических исследований
По форме исследования
Статические
Монографическое
Точечное
Панельное
Трендовое
Динамические
По методам сбора данных
Наблюдение
Анализ документов
Опрос
Традиционный
(классический)
Контент-анализ
Слайд 71.2. Организационно-методическая работа по подготовке и проведению социологического исследования
Порядок проведения
Социологическое
иссследование - это инструмент социологического изучения соци-
альных явлений в их
конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих про-
изводить конечные и начальные сборы, измерения, обобщения, анализ социологичес-
кой информации
Слайд 81.3. Содержание программы исследования
1. Теоретико-методологическая часть программы
1.1. Формулировка проблемы, определения
объекта и предмета исследования.
1.2. Определение цели и постановка задач
исследования.
1.3.
Уточнение, интерпретация и операционали-
зация основных понятий.
1.4. Предварительный системный анализ
объекта исследования.
1.5. Развертывание рабочих гипотез.
2. Процедурно-методический раздел программы
2.1. Принципиальный (стратегический) план
исследования.
2.2. Обоснование системы выборки единиц
наблюдения.
2.3. Определение необходимого инструментария
(анкет, опросных листов, бланков интервью и т.п.)
2.4. Набросок основных процедур сбора и анализа
исходных данных.
3. Организационный раздел программы
3.1. Формирование рабочей группы.
3.2. Разработка программы исследования.
3.3. Разработка инструментария.
3.4. Расчет выборки.
3.5. Проведение пилотажных исследований.
3.6. Размножение инструментов.
3.7. Инструктаж участников полевого
исследования.
3.8. Организация полевого исследования.
3.9. Контроль качества заполненных
документов.
3.10. Подготовка инструментов к обработке.
3.11. Обработка инструментария.
3.12. Анализ результатов.
3.13. Подготовка отчета.
3.14. Оформление архива исследования.
Слайд 92. Теоретическая часть программы
2.1. Формулировка проблемы, определения объекта и
предмета исследования
1. Формулировка проблемы означает систематизацию знаний относительно данного фрагмента
социальной реальности и по возможности более точное определение того, что именно неизвестно и установление чего могло бы существенно обогатить представления об изучаемом фрагменте.
Источники научных проблем:
а) противоречия реальной действительности;
б) «белые пятна познания» (неизученность тех или иных социальных явлений, событий);
в) «конфликт интерпретаций», когда социальные факты описываются и объясняются существенно по-разному, при чем каждая из научных позиций недостаточно убедительна.
Формальные требования к развертыванию проблемы исследования:
• возможно более точное разграничение между «проблематичным», т.е. искомым, неизвестным, и «непроблематичным» как данным и известным;
• четкое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;
• расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритетности.
2. Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта и предмета исследования.
Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Предметом исследования выступают наиболее .значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования - это те параметры объекта, в которых наиболее рельефно проявляются социальные противоречия.
В исследовании новосибирскими социологами жизненных планов выпускников средней школы
проблема заключалась в декларируемом обществом равенстве прав представителей различных социальных групп и неравенстве возможностей их реализации;
объектом исследования выступали выпускники средней школы в период ее окончания, решающие вопрос о своем социально-профессиональном самоопределении;
предметом исследования являлись жизненные планы выпускников относительно поступления в вуз или трудоустройства и мера реализации этих планов в год окончания школы.
Слайд 102.2. Определение цели и постановка задач исследования
Социологическое исследование направлено на
решение проблем, которые сознательно формулируются в виде целей, определяющих для
чего оно проводится и что надо получить в результате, а также задач реализации поставленных целей.
Четкой постановкой целей исследования достигается:
1) Одновременная (осознанное или неосознанное) формулировка и гипотез о возможных решениях поставленной проблемы, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования,
2) Определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата.
3) Регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования. Это снимает:
а) необоснованные обещания исполнителя;
б) завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика.
Задачи исследования – это содержательно-организационная детализация поставленных целей.
Программные Дополнительные
(основные и неосновные) (неосновные)
Правила постановки задач:
1. Исследовательские задачи формулируются как конкретные установки, определяющие необходимую поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет:
а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования;
б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное.
2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания.
3. Не допускать перемешивания целей и задач, основных и неосновных задач.
Слайд 112.3. Уточнение и интерпретация основных понятий
Механизм интерпретации
Слайд 12Пример интерпретации понятий
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ»
№
п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
Показатели
Отношение к труду
Отношение к собственности
Отношение к производству
Отношения
между работниками
Отношение к управлению
Переменные
Развитие субъективных побудителей и практических усилий, направленных на самореализацию в труде.
Субъективное восприятие. Реальное совпадение.
Субъективное восприятие как источника благ, потребления. Фактическое трудовое поведение.
Состояние групповой солидарности, социально-психологического микроклимата, состязательности.
Субъективное восприятие служебно-деловых отношений, стиля управления.
Индикаторы
Мотивы, установки, стереотипы, удовлетворен-ность, инициативность, качество работы, дисци-плинированность, зарабо-ток.
Мое, наше, чужое.
Понимание, оценки, установки, события
Общение сопереживание, симпатии, общие ценностные ориентации, интересы, типы поведения.
Одобрение, безразличие, осуждение.
Принятие, непринятие. Оценки.
Слайд 132.4. Предварительный анализ объекта исследования
Предварительное системно-комплексное описание предмета исследования есть
целостное его воспроизведение в реальном пространстве-времени, охватывающее и факторы, влияющие
на его функцию, направление и развитие. В результате происходит отбор эмпирического материала, который не может не быть изучен в данном исследовании.
Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие (элементы) предмета исследования, внутренние и внешние связи.
Функциональный анализ позволяет выявить механизмы воздействия на изучаемые явления со стороны внешних связей и условий,
Комплексный анализ позволяет осуществить междисципли-нарный подход и объемно представить «образ» исследу-емого социального явления.
Слайд 142.5. Развертывание рабочих гипотез
Гипотеза является формой предположения или допущения, в
котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения
о непонятном, неясном, ставшим предметом исследования.
Гипотеза – предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить.
1. Это вероятностное знание.
2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное).
3. Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы.
4. Это знание содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися.
5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки.
Классификация гипотез:
По задачам исследования:
- основные
- неосновные
По содержанию:
а) описательные (о существенных свойствах объекта):
- структурные
- функциональные
б) объяснительные (предложения о значении факторов).
в) гипотезы - следствия
Слайд 151. Выдвижение гипотез
В социологическом исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным
звеном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями,
направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания.
Осознание наметившегося решения как гипотезы, т.е. предположения, порождает потребность в формулировке и проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс подходит к завершающей фазе – к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы.
Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование:
когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний;
когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания.
Цель выдвижения гипотез:
а) сузить массу возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;
б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.
Требования к выдвижению гипотезы
1. Выдвигаемая гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна:
преемственной с предшествующим знанием;
не противоречить фактам науки;
оспариваться могут положения и выводы.
2. Выдвигаемая гипотеза должна быть однозначно логически согласована с проблемой и целью:
с проблемой: гипотетическое высказывание с содержанием проблемы исследования;
с целью: гипотетическое предложение со сформулированной целью.
3. Выдвигаемая гипотеза должна заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию.
4. Выдвигаемая гипотеза должна быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования.
5. Выдвигаемая гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств социологического познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону.
Слайд 162. Формулировка гипотез
Объяснительная функция гипотезы обуславливает ее формулировку в виде
утверждающих и обобщающих суждений.
В силу того, что проблема заключает
в себе поиск желаемого результата (цель), а гипотеза выступает как предварительный проект решения проблемы, то проблема «цель – гипотеза» должны иметь общие понятия и высказывания о ситуации, подлежащей объяснению.
2. Поисковая функция гипотезы обуславливает априорные представления исследователя, которые требуют строгой теоретической системы, опирающейся на научно-информационную базу, имеющуюся в данной сфере. Допускается принимать их в свою очередь, как теоретические знания, достаточные для того, чтобы давать логически связанные объяснения, строить новые выводы, не обращаясь после каждого шага гипотетического мышления к эмпирическому материалу.
3. В процессе формулировки гипотетических утверждений и обобщений, необходимо соотносить их с отобранными индикаторами, чтобы собранные в последующем социологические данные обеспечивали эмпирическую проверку гипотез.
Четкие, теоретически выверенные представления позволяют избегать ложных,
спекулятивных и не допускающих решения гипотез, которых не избежать, если
исследователь опирается на любые мыслительные предположения.
СТРОЯ ГИПОТЕЗУ, ДУМАЙ ОДНОВРЕМЕННО И О ТОМ,
КАК ПО НЕЙ СОБРАТЬ МАТЕРИАЛ
И КАК ЕГО ОБРАБОТАТЬ.
Слайд 17
В.И. Добреньков и А.И. Кравченко формулируют
ряд общих требований, которым
должны отвечать гипотезы.
1. Гипотезы должны быть концептуально ясными, т.е. они
должны четко очерчивать основной теоретико-прикладной замысел исследования.
2. Гипотезы должны быть принципиально проверяемыми. Предложение о всеобщем закате цивилизации или об отмирании моногамной формы брака не относятся к числу проверяемых. Чтобы социологическая гипотеза была проверяемой, все ключевые ее понятия должны иметь эмпирическую интерпретацию.
3. Гипотезы должны быть реально проверяемыми при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.
4. Рабочая гипотеза должна быть специфицирована в том смысле, что в самой ее формулировке следует указать и способ ее проверки. С этой целью наряду с основной гипотезой следует сформулировать ряд гипотез - следствий, в которых будет четко указано, какой характер связи между такими то и такими фактами будет подтверждать или отвергать гипотезу.
Слайд 18
3. Процедурно-методический раздел программы
3.1. Аннотация социологического исследования
1. Определение
исследования
1.1. Название исследования
1.2. Сроки проведения
1.3. Исполнитель (название, адрес, телефон организации,
проводящей исследование)
Руководитель и ответственный исполнитель исследования (ф. и. о., уч. степень, должность, место работы, адрес, телефон)
2. Тип исследования (нужное подчеркнуть).
2. 1. Пилотажное (если доследование ограничилось пилотажем).
2. 2. Основное.
2. 3. Разовое.
2. 4. Продолжающееся (лонгитюдное).
2. 5. Сравнительное.
2. 6. Повторное (панельное, трендовое, когортное).
2. 7. Монографическое.
2. 8. Сплошное.
2. 9. Выборочное.
2. 10. Теоретическое.
2. 11. Теоретико-прикладное.
2. 12. Прикладное.
2. 13. Другое _____________________________________________________________
3. Характеристика объекта исследования.
3. 1. Генеральная совокупность _____________________________________________
3. 2. Социально-демографические характеристики генеральной совокупности ________
3. 3. Объем генеральной совокупности
Слайд 19Продолжение
3. 4. Единица наблюдения (нужное подчеркнуть)
Индивид
Семья
Первичный коллектив
Неформальная группа
Предприятие, учреждение
Населенный пункт
Район, область, регион
Другое________________________________________________________
3.5. Общий объем выборки (указать численность единиц наблюдения)
3.6. Тип выборки (нужное подчеркнуть)
Случайная
Квотная
Гнездовой отбор
Другое________________________________________________________
Социально-демографическая характеристика выборочной совокупности
4. Характеристика методов исследования.
4.1. Методы сбора социологической информации в исследовании (нужное подчеркнуть)
Анкета, заполняемая респондентом:
- персонализированная
- индивидуальная или групповая
Почтовая анкета:
- персонализированная
- индивидуальная или групповая
Слайд 20Продолжение
Стандартизованное интервью:
- по месту жительства
- по месту работы
Свободное
интервью:
- по месте жительства
- по месту работы
Наблюдение структурированное
Наблюдение неструктурированное
Наблюдение включенное
Наблюдение невключенное
Самоотчет
Самофотография
Анализ дневников, писем и др. личных документов
Анализ официальных документов
Анализ статистики
Анализ текстов средств массовой информации
Опрос экспертов
Тестирование:
- самостоятельная процедура
- в составе анкеты или интервью
Социометрический опрос
Социологический эксперимент
Опрос с помощью специальных технических устройств
Другие методы.
Слайд 21Продолжение
4. 2. Методы анализа социологической информации
Элементарный статистический анализ:
- эмпирические распределения
-
статистические группировки
- метод моментов
Многомерный анализ;
- факторный
- кластерный
- многомерное шкалирование
5. Цели исследования________________________________________________
6. Задачи исследования________________________________________________
Слайд 223.2. Методы сбора социологической информации
1. Наблюдение
Под наблюдением в социологии подразумевают
прямую регистрацию событий очевидцем.
В отличие от обычного, научное наблюдение отличается
тем, что:
а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;
б) наблюдение осуществляется по заранее обдуманной процедуре;
в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;
г) предусматриваются приемы контроля получаемых данных на обоснованность и устойчивость.
Виды методов наблюдения:
по степени формализованности контролируемое (стандартизованное) и неконтролируемое (нестандартизованное).
в зависимости от положения наблюдателя различают: соучаствующее (включенное) и простое наблюдение (невключенное).
по условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).
Слайд 23Методы сбора социологической информации
2. Анализ документов
Документальной в социологии считают любую
информацию, зафиксированную в печатном или рукописном листе, на магнитной ленте,
на фото- или кинопленке.
Документы можно классифицировать по ряду оснований:
по степени персонификации они подразделяются на личные и безличные;
в зависимости от статуса - официальные и неофициальные;
по источнику информации - первичные и вторичные;
по роли социологов в происхождении документа - целевые и наличные;
особую группу материала образуют многочисленные материалы СМИ.
Основные методы анализа документов:
- традиционный (классический);
- количественный, получивший наименование контент-анализа.
Традиционный анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними предполагает тщательное изучение существа анализируемого материала, обоснованности и достоверности приводимых в нем сведений.
Контент-анализ - это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статической ее обработкой. Контент-анализ обычно начинается с выявления смысловых единиц, каковыми обычно выступает:
а) понятие, выраженное в словах и отдельных терминах;
б) тема, выраженная в целых смысловых фрагментах, в статьях, теле- и радио передачах;
в) имена выдающихся личностей, наименование общественных институтов организаций и учреждений;
г) целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай, несущие смысловую общественную нагрузку.
Слайд 24Методы сбора социологической информации
3. Опрос
Социологический опрос – это метод получения
первичной социологической информации, основанный на непосредственной связи между исследователем и
респондентом с целью получения от последнего интересующих данных в форме ответов на поставленные вопросы. Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Слайд 25
Фазы опроса
Правила построения вопросов
1. Вопрос не должен содержать ожидаемый ответ
или определенным образом стимулировать его (Некорректность: «Изучение социологии расширяет кругозор
человека?» Да, Нет, Не знаю).
2. Вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Некорректность: «Человек не знающий социологию не может считаться культурным». А Ваше мнение ? Да, Нет, Не знаю).
3. Вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за исключением вопросов-«ловушек»).
4. Количество вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого.
5. Вопрос и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу (Некорректность: «Как часто Вы смотрите передачи?» - по радио, - телевидению, - в газетах и журналах).
1. Адаптация
2. Сбор
основной
информации
3. Завершение
опроса
Слайд 263.3. Обоснование системы выборки единиц
наблюдения
Генеральная совокупность – весь объект,
на который распространяется выводы исследования, круг людей, характеризуемых заданным социальным,
признаком. Он обычно локализован территориально, во времени в т.п. К примеру: выпускники ПТУ определенного города, одинокие пенсионеры района, студенты – первокурсники вечерних отделений и т. д.
Единицы анализа – элементы выбранной, или обследуемой совокупности. Ими могут быть как индивиды, так и, например, учебные группы, бригады и т.д.
Выборочная совокупность – отобранное по строго заданному правилу число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.
Основные методы выборки
1. Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый 10-ый)
2. Метод серийной выборки. При этом генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например, по 20% родителей из каждой группы детского сада, если все родители представляют генеральную совокупность).
3. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы (подразделения с последующим сплошным опросом в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп схож.
4. Метод основного массива – опрос 60-70% генеральной совокупности.
5. Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности.
Следует отметить, что в практике работы социологов сложились достаточно надежные подходы к выборке, которые можно использовать учителю и воспитателю.
Если опрос проводится в рамках класса, представительным (репрезентативным) будет сплошное анкетирование.
В масштабах школы, дошкольного учреждения следует опросить 25%.
При массовых опросах (генеральная совокупность в пределах 5000 чел.) достаточной является 10%-я выборка.
Слайд 27Порядок определения выборочной совокупности
Проектирование выборки включает:
Определение границ и состава генеральной
совокупности (сплошное или выборочное исследование).
Определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая,
простая или многоcтупенчатая).
Определение объема выборки.
Расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности).
Определение технологии отбора объектов.
Репрезентативность (представительность) – свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.
Формулы для определения объема выборки:
или
n = (0,25 t2 N ) / (A2N+0,25t2),
где n – объем выборочной совокупности,
N – объем генеральной совокупности,
t2 – число, определяемое по специальным таблицам с учетом предельной ошибки выборки и доверительной вероятности,
A – предельная ошибка выборки.
Выборка считается репрезентативной, если она отражает характеристики генеральной совокупности не ниже, чем на 95%.
Слайд 284. Анкета и требования к ее содержанию
Анкета (в социологии) -
размноженный на машинке или типографским способом документ (опросный лист), содержащий
определенным образом упорядоченную совокупность вопросов, адресованных респондентам.
Во-первых, анкета обращена к десяткам, сотням и тысячам людей. Поэтому она выступает инструментом для сбора первичной информации, которая затем подвергается статистической обработке.
Во-вторых, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить ее по определенным правилам, указанным в инструкции. Если же вопросы читают вслух анкета и сам же заполняет документ, то это уже не анкета, а бланк интервью.
В-третьих, расположение вопросов определяется исследователем, они чередуются на первый взгляд бессистемно и содержат тривиальную информацию, которую респондент может только подтвердить или опровергнуть.
Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты – опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.
Второй принцип – учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемых.
Третий принцип – при расположении вопросов идти от частного к общему, а не наоборот.
Четвертый принцип – смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одинакового объема.
Пятый принцип – распределение вопросов по степени их трудности. Анкета должна начинаться с относительно простых вопросов, далее следуют более сложные (событийные) затем – еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один -два), посте чего – завершающая «паспортичка».
Существенные признаки анкеты
Основные принципы построения анкеты.
Слайд 294.1. Требования к составлению анкеты
Определение целей и средств анкетирования
Это самый
трудный и вместе с тем принципиально важный этап, который требует
от исследователя ответа на три вопроса:
1) что должны показать результаты опроса?
2) каков требуемый уровень точности?
3) какую форму взаимосвязи с другими методами исследования надо предусмотреть?
Если все продумать до мелочей – вплоть до определения формулировки вопросов, – то на первый этап может уйти 30-50% времени, необходимого для проведения анкетирования.
Как бы ни был опытен и компетентен социолог, но, не определив исходных принципов, неизбежно придет к неясным формулировкам вопросов и многозначным, противоречивым ответам, которые трудно интерпретировать. Даже самые безобидные и на вид простые вопросы ждут тщательной проработки.
Неясные формулировки вопроса объясняются:
1) некомпетентностью социолога
2) излишней поспешностью при составлении анкеты;
3) заимствованием чужих вопросов и некритическим к ним отношением;
4) отсутствием хорошо составленной программы, четких целей и задач исследования, неумением операционализировать понятия.
Слайд 304.2. Порядок следования вопросов а анкете
1. Введение знакомит опрашиваемого с
содержанием анкеты, дает всю необходимую информацию о цели исследования и
правилах ее заполнения. Цели опроса объясняют популярно, но не пространно. После обращения кратко описывается то, что хочет получить исследователь от респондента: «Просим Вас принять участие в исследовании социальных проблем труда и производства. Нам важно знать, что Вы думаете о... Нас интересует также... Ваши суждения позволят лучше изучить...». Необходимо указать название организации, проводящей опрос.
Во введении обязательно указывают на анонимность опроса и правила заполнения. В зарубежной практике принято приводить примеры вопросов со сложной техникой заполнения и объяснять правила работы с ними.
2. Информационная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следует располагать с нарастанием степени трудности.
3. Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее называют «паспортичкой».
4. Заключительная часть - здесь выражается благодарность отвечающему за участие в исследовании.
Части 1 и 4 представляют собой вспомогательный аппарат анкеты, а части 2 и 3 - основной, базисный.
Слайд 31
Базисная часть анкеты, если она правильно разработана, напоминает матрешку. Она
состоит из содержательных блоков, посвященных какой-то одной теме (условиям труда,
участию в голосовании и т. д.), каждый из которых строится по той же схеме, что и анкета в целом. Блоки сосуществуют на одном анкетном пространстве, организованом так же (или приблизительно так же), как и каждый блок в отдельности.
В любом тематическом блоке вопросы строятся по определенной логике.
Вначале идет фильтрующий вопрос, предназначенный для отсеивания некомпетентных. В уважительной форме социолог выясняет, имеет ли данный респондент прямое отношение к обсуждаемой проблеме (нововведению). Чем конкретнее сформулирован вопрос, тем выше его измерительная способность, тем выше точность ответа и тем уже та категория респондентов, которой он адресован. А это достигается с помощью вопроса-фильтра. В принципе любой тематический блок должен открываться вопросом-фильтром.
«Паспортичка» - фильтр для анкеты в целом. Она показывает социально-демографический и профессионально-квалификационный состав, который предусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной совокупности. К сожалению, о контролирующей роли «паспортички» часто забывают. Ее используют только для аналитических целей: при построении двумерных связей. «Паспортичка» особенно нужна и полезна в гетерогенных выборках. Вопросы-фильтры, как и «паспортичка», классифицируют респондентов на знающих об этом и не знающих, участвующих и не участвующих, имеющих отношение к этому и не имеющих и т. д.
Как только респонденты разделились на «знающих», «участвующих» и «имеющих», задается прямой вопрос. Это могут быть вопросы типа «Что Вы думаете по поводу...»? или «Каково Ваше мнение о достоинствах и недостатках такого-то нововведения (мероприятия и т.д.)»?
Слайд 32Таким образом
1) Сначала респондента спрашивают о том, знает ли он
о таком-то мероприятии.
2) Затем – о его мнении по поводу
данного мероприятия.
3) Третий вопрос (дихотомический по своей форме) призван уточнить общую направленность мнения: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т. д.»?
4) Выяснив оценку (положительную или отрицательную), социолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины подобного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что..., не могли бы Вы пояснить свою мысль»? или «Если Вы одобряете..., то почему»?
5) Наконец, последний вопрос определяет интенсивность мнения: «В какой степени Вы уверены в своем суждении»? А далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершенно уверен – не уверен – трудно сказать».
Подобный «пятивопросник» в качестве модели построения любого содержательного блока вопросов в анкете очень распространен в зарубежных опросах, но редко применяется у нас. Такой прием отвечает требованиям и логики, и практики исследования. Почему же для выяснения одной проблемы потребовалось задавать пять вопросов? Специалисты считают, что одновременный охват несколькими показателями одного явления снижает вероятность ошибки. В более общем виде данное утверждение гласит: для повышения вероятности одного вывода необходимо провести более одного исследования.
Блок вопросов может быть построен по принципу «воронки», когда последовательность вопросов ведет к получению все более глубокой и конкретной информации о явлении. В этом случае беседа развивается от общих вопросов к частным. Блок из пяти вопросов построен по этому принципу.
Другой вариант построения блока вопросов – «батарея», когда вопросы касаются разных и равнозначных друг другу аспектов изучаемого явления, например, охватывают 5-6 характеристик образа жизни.
Слайд 334.3. Типичные ошибки при составлении анкеты
Вопрос: «Можете ли Вы сказать,
что со времени образования объединения на Вашем предприятии (в цехе)
произошли заметные, важные для Вас изменения?
01. Да, произошли изменения в лучшую сторону.
02. Изменений заметных не произошло.
03. Произошли изменения в худшую сторону».
Комментарий:
Первая ошибка состоит в том, что содержание вопроса и перечень предлагаемых ответов не совпадают. Социолог спрашивает о том, происходили ли изменения, а ответы информируют о том, какие это были изменения - в лучшую или худшую сторону. Причина ошибки - попытка решить две разные задачи в одной логической конструкции.
Вторая ошибка заключается в том, что респонденту предлагаются два основания формирования ответа о месте, где происходили изменения (в цехе и на предприятии). Следовательно, если изменения происходили и в цехе, и на предприятии, то респондент не сможет зафиксировать их на одной шкале. Кроме того, как быть, если в цехе изменения к лучшему, а на предприятии положение ухудшилось, или наоборот?
Третья ошибка – еще одно удвоение основания для формирования ответа, связанное с оценкой изменений: заметные изменения могут быть (или не быть) важными, а важные изменения могут быть (или не быть) заметными.
В целом же вопрос – типичный пример обыденной логики, которая переносится на ситуацию исследования. Вопрос в социологическом опросе – это исследовательский инструмент. Поэтому каждое слово в нем должно употребляться для точной и однозначной передачи смысла исследования.
Слайд 34
Вопрос. «Зависит ли производительность Вашего труда от взаимоотношений в коллективе?
01. Да, хорошие отношения помогают мне в
работе.
02. Хорошие отношения помогают работе, но не очень сильно.
03. Отношения на работе не сказываются».
Комментарий:
Необходимо проанализировать вопрос с определения его
познавательной задачи.
Судя по его формулировке, исследователь намерен выяснить мнение респондента о том, есть ли зависимость между их производительностью труда и отношениями в коллективе. Вопрос теоретически предполагает ответы: зависит, не зависит, не знаю (или затрудняюсь ответить). Но это не так.
Формулировка закрытий вопроса нечеткая: варианты предлагаемых ответов позволяют предположить еще две задачи.
Первая задача – как влияют на производительность труда хорошие отношения. Но такая формулировка некорректна, поскольку смещает ответ к положительной оценке: речь идет только о хороших отношениях, а плохие и нейтральные отношения забыты.
Вторая задача – выяснить интенсивность влияния отношений в коллективе на производительность труда. В вопросе присутствуют два «осколка» шкалы оценки интенсивности, а именно позиции «не очень сильно» и «не сказываются».
Слайд 35Вопрос: «Выполняете ли Вы нормы выработки?
01. Да, всегда работаю с полной отдачей.
02. Не всегда работаю с полной отдачей.
03. Работаю, как правило, не с полной отдачей, мог бы работать лучше».
Комментарий:
Такие вопросы на первый взгляд очень конкретные, деловые. Их относят к фактологическим. Однако можно спросить о конкретном, но получить абстрактную информацию.
Во-первых, вопрос теоретически предполагает ответы: выполняю всегда; чаще всего выполняю; чаще всего не выполняю; никогда не выполняю.
Во-вторых, предложенные варианты ответов предполагают вопрос: «Какова Ваша трудовая отдача на рабочем месте?»
В-третьих, что делать с данными о постоянном выполнении нормы или работе с полной отдачей, не ясно. Как интерпретиро-вать подобные факты? Сами по себе они не дают нужной информации, если не дополнены другими вопросами по теме.
Слайд 36Вопрос: «Как Вы относитесь к специальности, по которой сейчас работаете?
01. Это моя специальность по призванию, менять
не собираюсь.
02. Пока намерен работать по этой специальности. Обстоятельства подскажут в дальнейшем, как поступить.
03. Вероятно, изменю специальность, но решение еще не вполне созрело.
04. Твердо решил изменить специальность.
05. Затрудняюсь сказать».
Комментарий:
Попытка построить пятичленную шкалу интенсивности неудачна.
Фактически пункты 02, 03 и 05 означают одно и то же, только выражены различными словами. Действительно, все они могут быть заменены одной позицией – «затрудняюсь ответить», которая обозначает неопределенное решение, несформированное мнение.
В преобразованном виде остаются три позиции: «менять не собираюсь», «затрудняюсь ответить», «решил изменить».
Альтернатива «затрудняюсь ответить» в большинстве случаев означает промежуточную позицию. Но ее включение требует изменения формулировки вопроса. Он может звучать так: «Собираетесь ли Вы менять свою специальность или таких планов у Вас нет»?
Порядок построения пятичленной шкалы интенсивности см.: Слайд 32.
Слайд 374.4. Источники для составления анкеты
Источником для составления анкеты обычно служат:
1) чужие анкеты,
2) литература,
3) интуиция и опыт.
Лучше всего
заимствовать (частично или полностью) апробированный инструментарий, прошедший серьезную проверку. В американских исследованиях это широко распространенный прием: в новой анкете приблизительно 60% чужого инструментария (при этом обязательно указывается автор) и 40% – собственного (но уже отпилотированного).
У нас распространен анонимный способ заимствования, чаще всего из не совсем удачных анкет.
Можно использовать здравый смысл и интуицию, а затем и отбор интересных суждений. Превращение газетно-журнальною текста в анкетный вопрос кажется простой операцией. Допустим, выясняется мнение респондентов о забастовках. Формулировка базисной части вопроса особых трудностей не представляет. Она может звучать так: «В прессе, по телевидению и в повседневной жизни высказывают самые разные отношения (оценки, мнения) к забастовкам в нашей стране. А какой позиции придерживаетесь лично Вы»? Дальше дается перечень суждений, формулировки которых заимствуются из прессы почти готовыми. Желательно проанализировать как можно больше публикаций для того, чтобы представить весь спектр мнений, в том числе и полярных. Со временем обнаружива-ется, что суждения в прессе начинают повторяться – действует закон статистического распределения. Ясно, что дальше нет надобности продолжать поиск, и основные точки зрения на забастовку подобраны.
Их обобщение, логический анализ, сжатие информации и литературная обработка позволяют составить список закрытий типа «забастовка – единственный способ ускорить процесс демократизации производства», «забастовка, ее угроза – способ, каким экстремисты спекулируют, преследуя корыстные цели».
Формулировка закрытий перед выходом в «поле» подвергается контролю на понятность респонденту, соответствие целям и концепции исследования.
Слайд 384.5. Графическое оформление анкеты
Графическое оформление анкеты включает следующие элементы:
четкость шрифта,
его разновидности (курсив, полужирный, петит и т. д.),
достаточное место
для записи свободных ответов,
шрифтовые выделения пояснений,
стрелки - указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам.
Особой разновидностью графического оформления выступает иллюстрация в виде рисунков. Вопросы-иллюстрации и графическое оформление выполняют психологическую функцию (снимают утомление, переключают внимание) и методическую (поясняют содержание вопросов).
Слайд 39Шкалы измерений
Измерение (квантификация) – это процедура приписывания количественной определенности изучаемым
качественным признакам.
Измерительные процедуры: тестирование, рейтинг, экспертные оценки, ранжирование популярности, опросы.
Шкала
– измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы (внешние признаки измеряемых социальных свойств), расположенные в определенной последовательности по позициям.
Характеристики индикаторов в инструментарии выступают в качестве ответов на вопросы. Шкала является способом упорядочения изучаемых социальных характеристик, описывающих изучаемые явления в качественно-количественной определенности.
Формы шкал:
вербальная – словесное выражение
числовая – позиция в баллах
графическая –
Примечание: Индикатором такого социального свойства как «образования», является «уровень образования», а его характеристики: – неполное среднее
Вербальная позиция шкалы измерений
- среднее общее
- среднее специальное
- незаконченное высшее
- высшее
- ученая степень
Слайд 40С целью разработки шкалы устанавливается континуум – протяженность изучаемого социального
свойства, т.е. определяют крайнее состояние:
Числа выражают позиции в баллах
полностью удовлетворен
– начало (максимум) отсчета
частично удовлетворен
затрудняюсь ответить
частично не удовлетворен
полностью не удовлетворен – конец (минимум) отсчета.
Числа, полученные в результате применения шкал (установок и оценок), в одних случаях могут служить непосредственной оценкой измеряемого качества, а в других – основой для дальнейшей математической обработки (факторный, корреляционный и др. анализ).
Требования к шкале:
1. Валидность – обоснованность, т.е. измерение того свойства, которое надо измерять.
2. Полнота – учет всех значений индикатора.
3. Чувствительность – степень дифференцированности, то есть число позиций (чем больше, тем чувствительнее).
Типы шкал:
1. Номинальная (неупорядоченная).
2. Порядковая (ранговая).
3. Интервальная (метрическая)
Слайд 411. Номинальная (неупорядоченная) – это шкала наименований, состоящая из перечня
качественных объективных характеристик (пол, национальность, род занятий, образование и т.п.)
или мотивов, установок, мнений и т. п.
Возраст
180 — до 20 лет
181 — 20-24 года
…
187— 50-54 года
188 — 55-59 лет
189 — 60 лет и старше
Каков уровень дохода на одного члена Вашей семьи?
190 — менее 350 руб.
191 — 351-450 руб.
192 — 451-550 руб.
193 — 551-650 руб.
Трудовой стаж на предприятии, где Вы в настоящее время работаете:
468 — менее 1 года
…
472 — 11-15 лет
473 — 16 и более лет
Какие проблемы вызывают у вас наибольшее беспокойство и заслуживают особого внимания в печати?
82 — экономический кризис
83 — социальная незащищенность людей
84 — политическая нестабильность
85 — межнациональные конфликты
86 — угроза распада страны
87 — возрождение села
88 — преступность
89 — экологическая ситуация
90 — нравственность
91 — оборона страны
92 — другие (напишите) ______________________.
На основе применения номинальной шкалы (выбор вариантов ответов) проводят следующие расчеты:
1) находят частоты распределений в абсолютных числах или процентах;
2) определяют модальную величину (моду), выявляющую по каким-либо социальным признакам группу с наибольшей численностью;
3) находят связи между двумя рядами свойств.
Слайд 422. Порядковая (ранговая) – это шкала упорядочивания проявлений изучаемых свойств
в строгом порядке (от наиболее значимого к наименее или наоборот).
Проранжированные
относительно друг друга признаки выражают отношение респондента к чему-либо:
1 позиция предпочтительнее, чем вторая; 2 – чем 3 и т. д. без присвоения баллов
Общий вид порядковой шкалы:
- максимально положительный ответ
- положительный ответ
- нейтральный ответ
- отрицательный ответ
- максимально отрицательный ответ
3. Интервальная (метрическая) – это шкала разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства присвоения этим делениям баллов или числовых значений.
Общий вид интервальной шкалы: балл:
1 — максимально положительный ответ – 5
2 — положительный ответ – 4
3 — нейтральный ответ – 3
4 — отрицательный ответ – 2
5 — максимально отрицательный ответ – 1
С — среднеарифметическая величина
Р — общее количество ответивших
Р1-5 — количество оценивших баллом