Слайд 1Организация лечебно-профилактической помощи населению
Цель лекции: ознакомление с основными принципами организации
лечебно-профилактической помощи населению
Слайд 2 Содержание лекции
Организация лечебно-профилактической помощи населению. Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению.
Перечень мероприятий направленных на повышение качества работы звена первичной медико-санитарной
помощи в рамках национального проекта «Здоровье». Организация стационарной помощи населению. Организация медицинской помощи в сельской местности. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению Красноярского края Основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения. Здоровье как экономическая категория. Рынок здравоохранения на современном этапе развития общества. Особенности рынка здравоохранения. Конкуренция в сфере здравоохранения. Основные принципы и источники финансирования здравоохранения в России и Красноярском крае.
Слайд 3План лекции
1. Основные законы регламентирующие правовые отношения в области охраны
здоровья граждан.
2. ПГГ на 2007 год.
3. Основные участники процесса реализации
ПГГ и их взаимодействие.
Слайд 4 До 1990 года все законодательство в области здравоохранения исчерпывалось «Основами
законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1961 г.) и
Законом РСФСР «О здравоохранении (1971г.), принятым на основании «Основ».
Начиная с 1990 года, преобразования в нашем обществе потребовали более четкой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здравоохранения.
Слайд 5С 1990 по 1995 годы было принято 12 базовых Федеральных
законов, которые позволили решить неотложные проблемы здравоохранения. Нормативно-правовые акты образуют
систему, базирующуюся на их юридической силе:
Слайд 6 Конституция РФ – Федеральные конституционные законы – Федеральные законы –
Указы Президента РФ – Постановления Правительства РФ – приказы, инструкции,
инструктивные письма и постановления министерств и ведомств РФ.
Слайд 7 В области охраны здоровья Конституция Российской Федерации исходит из
положений международных документов о правах и свободах человека, а так
же из ВОЗовского определения здоровья - как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.
Слайд 8
I. Ст. 41 Конституции определяет, что каждый имеет право на
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Слайд 9II. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской
помощи на 2007 год (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от
30 декабря 2006 г. N 885):
Слайд 10Общие положения
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской
помощи на 2007 год (далее - Программа) определяет виды и
объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов всех уровней.
Слайд 11Программа разработана исходя из нормативов объемов медицинской помощи (по видам
медицинской помощи) и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской
помощи, которые являются основой для формирования расходов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, устанавливаемых в бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и в бюджетах всех уровней по разделу "Здравоохранение и спорт" .
Слайд 12На основе Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают
и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи (далее - территориальные программы), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Слайд 13В рамках территориальных программ осуществляется медицинское обследование граждан при постановке
на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по
контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Слайд 14 Виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно
а) скорая медицинская помощь
при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина либо окружающих его
лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями при беременности и родах;
б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включающая мероприятия по профилактике (в том числе по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения граждан), диагностике (в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах всех типов;
Слайд 15 Виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно
в) стационарная медицинская помощь:
при
острых заболеваниях, обострениях хронических болезней, отравлениях, травмах, требующих интенсивной терапии,
круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
при плановой госпитализации граждан с заболеваниями, требующими круглосуточного медицинского наблюдения, с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации, в том числе в санаториях, детских санаториях, а также в санаториях для детей с родителями;
при патологии беременности, родах и абортах;
в период новорожденности.
Слайд 16Источники финансирования медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно
Медицинская помощь на территории
Российской Федерации предоставляется за счет средств обязательного медицинского страхования и
средств бюджетов всех уровней.
Слайд 17Источники финансирования медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно
За счет средств обязательного
медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования предоставляется
амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, предусматривающая:
Слайд 18Источники финансирования медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно
обеспечение, в том числе
лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, при новообразованиях,
болезнях эндокринной системы, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях, а также при беременности, родах, в послеродовой период и при абортах и т.д.;
Слайд 19Источники финансирования медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно
осуществление мероприятий по профилактике
(в том числе по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров и
диспансерного наблюдения граждан, в частности здоровых детей), диагностике и лечению заболеваний, а также по профилактике абортов.
Слайд 20За счет средств федерального бюджета:
предоставляется специализированная медицинская помощь, в том
числе высокотехнологичная, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях;
предоставляется дополнительная медицинская
помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации);
Слайд 21За счет средств федерального бюджета:
проводится диспансеризация граждан в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
проводится иммунизация граждан в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
Слайд 22За счет средств федерального бюджета:
осуществляются мероприятия по раннему выявлению социально
значимых заболеваний;
предоставляется в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования дополнительная
бесплатная медицинская помощь, включающая обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами в соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Слайд 23За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются:
специализированная (санитарно-авиационная) скорая
медицинская помощь;
специализированная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъектов Российской
Федерации в соответствии с номенклатурой организаций здравоохранения, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, перечень которых утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Слайд 24За счет средств местных бюджетов предоставляются:
скорая медицинская помощь;
первичная медико-санитарная помощь,
оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах,
расстройствах поведения и наркологических заболеваниях, женщинам в период беременности, во время и после родов, а также детям при отдельных состояниях, возникающих у них в перинатальный период.
Слайд 25Нормативы объемов медицинской помощи
Объемы медицинской помощи определяются в отношении:
скорой медицинской
помощи;
амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе медицинской помощи, предоставляемой в дневных
стационарах всех типов;
стационарной помощи.
Слайд 26Нормативы объемов медицинской помощи
Показатель объема скорой медицинской помощи выражается в
количестве вызовов в расчете на 1 человека в год.
Объем указанной
медицинской помощи определяется исходя из норматива вызовов, который составляет 0,318 вызова.
Показатель объема амбулаторно-поликлинической помощи выражается в количестве посещений в расчете на 1 человека в год.
Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива посещений, который составляет 9,198 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,458 посещения.
Слайд 27Нормативы объемов медицинской помощи
Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных
стационарах всех типов, выражается в количестве пациенто-дней в расчете на
1 человека в год.
Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива пациенто-дней, который составляет 0,577 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,479 пациенто-дня.
Показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней в расчете на 1 человека в год.
Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива объема стационарной помощи, который составляет 2,812 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,942 койко-дня.
Слайд 28Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
Нормативы финансовых затрат
на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой,
рассчитаны исходя из расходов медицинских организаций на ее оказание с учетом индекса потребительских цен, предусмотренного основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год, и составляют:
Слайд 29Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
а) на 1
посещение в амбулаторно-поликлинической организации - в среднем 116,9 рубля, в
том числе 89,5 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 пациенто-день в дневном стационаре - в среднем 238,3 рубля, в том числе 228,1 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
б) на 1 койко-день в стационаре - в среднем 674,3 рубля, в том числе 521,8 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в) на 1 вызов скорой медицинской помощи - 1064 рубля.
Слайд 30Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в
рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования, учитывают расходы на заработную
плату, начисления на оплату труда, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментарияи прочих материальных запасов, а также расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), и оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
Слайд 31Подушевые нормативы финансирования Программы
Подушевыми нормативами финансирования Программы являются показатели, отражающие
размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи
в расчете на 1 человека в год.
Подушевые нормативы финансирования территориальных программ формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных в разделах V и VI Программы, с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Слайд 32Подушевые нормативы финансирования Программы
Подушевые нормативы финансирования Программы установлены в расчете
на 1 человека в год (без учета расходов, связанных с
обеспечением необходимыми лекарственными средствами категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг) и составляют в среднем 3951,7 рубля, в том числе:
Слайд 33Подушевые нормативы финансирования Программы
1936,3 рубля - за счет средств обязательного
медицинского страхования;
2015,4 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, включающих
финансирование скорой медицинской помощи, специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи, высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи, оказание медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита и т.д.. ,
Слайд 34
III. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
Слайд 35Приняты в 1993 году.
Являются центральным законодательным актом, в котором определены
основные принципы охраны здоровья, основы организации и руководства здравоохранением, гарантии
осуществления медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских работников, порядок медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
Слайд 36В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» охрана
здоровья определяется как - совокупность мер политического, экономического, правового, социального,
культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Слайд 37
VI. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
(1993 год) регламентирует правоотношения в условиях медицинского страхования.
Слайд 38V. В 1992 году с целью обеспечения психиатрической помощи и
социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, принят закон «О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Он регулирует организацию психиатрической помощи, права и обязанности медицинских работников и иных специалистов, виды психиатрической помощи и порядок ее оказания, а так же контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи.
Слайд 39 В условиях современного уровня развития таких отраслей медицинской и биологической
науки как трансплантология, генетика, репродуктивные технологии, затрагиваются основополагающие ценности общества
и человека. Необходима осторожность ученых, врачей и законодателей, чтобы в процессе развития этих наук не нарушить многовековые духовные традиции человечества.
VI. С этой целью в 1993 году был принят Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», который определяет условия и порядок трансплантации, опираясь на достижения науки и медицинской практики, с учетом международного законодательства в этой области.
Слайд 40VII. Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» регулирует
отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в
РФ и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора.
Слайд 41VIII. ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции» № 38-ФЗ от 30 март 1995 года.
Слайд 42 Без охраны окружающей природной среды, создания благоприятных условий труда, быта
и отдыха, без контроля качества продуктов питания невозможна реализация права
людей на охрану здоровья.
IX. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1993 год) гарантирует права человека в этой области, устанавливает порядок осуществления государственного ведомственного санитарно-эпидемиологического контроля, регламентирует организацию Государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Слайд 43X. А также ФЗ «О радиационной безопасности населения», «О наркотических
средствах и психотропных веществах», «О лекарственных средствах», «Об иммунопрофилактике инфекционных
болезней», «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» и т.д..
Слайд 44Перспектива законотворческой деятельности в области охраны здоровья населения.
В Комитете по
охране здоровья Государственной Думы разрабатывается Кодекс законов об охране здоровья
населения, который включает в себя следующие блоки законов:
Надзорные законы, направленные на обеспечение безопасных условий жизни и среды обитания человека (о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране атмосферного воздуха, о питьевой воде, о радиационной безопасности);
Законы профилактической направленности;
Законы, защищающие права граждан в сфере охраны здоровья;
Законы, определяющие права и ответственность медицинских работников, а так же ответственность юридических и физических лиц за правонарушения в сфере охраны здоровья;
Законы, регламентирующие деятельность национальной системы здравоохранения;
Законы, регулирующие финансирование здравоохранения;
Законы, регулирующие отдельные виды медицинской деятельности.
Слайд 45Законы Красноярского края об охране здоровья.
На территории Красноярского края в
настоящее время действует ряд законов регионального уровня, принятых Законодательным собранием
края. Большинство из них являются правовой базой краевых целевых программ, разработанных при участии Управления здравоохранения администрации Красноярского края.
Ежегодно издаются законы о бюджете Красноярского краевого фонда ОМС.
Слайд 46Ряд законов определяет действующие в настоящее время Краевые целевые программы
профилактической направленности: «Дети-инвалиды», «Безопасное материнство», «Планирование семьи», «Охрана здоровья матери
и ребенка в Красноярском крае», «Анти-гепатит», «Анти-СПИД», «Вакцинопрофилактика», «Детская гематология/онкология», «Пульмонология», «Охрана зрения населения Красноярского края», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Красноярском крае», «Клещевой энцефалит».
Слайд 47Итак, правоотношения, которые возникают в области здравоохранения, регулируются рядом отраслей
права, нормы которых прямо или косвенно имеют своей целью охрану
здоровья населения.
Таким образом, существует группа правовых норм, объединенных тем, что все они регулируют отношения в сфере охраны здоровья – медицинское право.
Слайд 48
Под медицинским правом понимают совокупность нормативных актов, определяющих организационные, структурные,
общеправовые отношения в сфере деятельности по охране здоровья граждан.
Слайд 49Правовые основы организации медицинской помощи.
В соответствие с действующим законодательством существуют
государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.
Медицинскую помощь в государственных
и муниципальных учреждениях граждане получают за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, иных поступлений.
Кроме того, в соответствие с ч. 2 ст. 41 Конституции РФ, в нашей стране финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.
Слайд 50 К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и
социального развития РФ, министерства республик в составе РФ, органы управления
здравоохранения областей, округов, краев, городов,
Кроме того, ЛПУ, НИИ, образовательные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, фармацевтические предприятия и организации.
Все они, независимо от ведомственной подчиненности, являются юридическими лицами.
Слайд 51В муниципальную систему здравоохранения включены органы управлением здравоохранением и находящиеся
в муниципальной собственности ЛПУ, НИИ, аптечные учреждения, фармацевтические предприятия, образовательные
учреждения.
К частной системе здравоохранения учреждения, имущество которых находится в частной собственности, лица, занимающиеся частной практикой и фармацевтической деятельностью.
Слайд 52В условиях существующих систем здравоохранения может быть оказана первичная медико-санитарная
помощь, скорая медицинская помощь и специализированная медицинская помощь.
ПМСП состоит в
лечении и профилактике наиболее распространенных болезней, проведении мероприятий по охране материнства и детства. ПМСП производится в соответствие с программами ОМС и обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.
Слайд 53При состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается скорая медицинская помощь,
которая осуществляется безотлагательно, бесплатно вне зависимости от территориальной и ведомственной
подчиненности, формы собственности медицинских учреждений. Служба скорой медицинской помощи финансируется из федерального и муниципального бюджета.
Специальные методы исследования, лечения и использование сложных медицинских технологий входят в систему специализированной медицинской помощи. Она может быть осуществлена врачами ЛПУ, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
Слайд 54В соответствие с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан
РФ» гарантированный объем бесплатной медицинской помощи обеспечивается в соответствие с
программами ОМС.
Взимание платы с граждан РФ за оказание медицинской помощи по перечню, представленному в территориальной программе ОМС, в лечебных учреждениях, работающих в системе ОМС, не допускается в соответствие с вышеуказанным Законом и Конституцией РФ.
Слайд 55Граждане имеют право и на дополнительные медицинские услуги в соответствие
с законом РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», а
так же за счет средств предприятий, учреждений, организаций, своих личных средств и других источников.
Профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая, зубопротезная помощь может быть оказана медицинскими учреждениями платно в рамках договоров с гражданами или организациями в соответствие с «Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 27 от 13.01.96, при условии наличия сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.
Слайд 56Учитывая большое разнообразие видов и форм оказания медицинских услуг в
системе здравоохранения, существует единая система стандартизации (в соответствие с «Основами»,
Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продуктов и услуг», «Об обеспечении единства измерений», с учетом специфики отрасли, Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ).
Слайд 57Целью стандартизации является повышение качества оказываемых медицинских услуг.
Под медицинской услугой
понимают мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их
диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Слайд 58В соответствие с отраслевым классификатором «Простые медицинские услуги» (утвержден приказом
Минздрава РФ № 374 от 22.12.98 г.) выделяют следующие медицинские
услуги:
Слайд 59простую – неделимую (один элемент профилактики, диагностики, лечения);
сложную – набор
простых медицинских услуг (этап профилактики, диагностики, лечения);
комплексную – набор
сложных или простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием определенного этапа лечения.
Слайд 60По функциональному назначению медицинские услуги делятся на: лечебно-диагностические, профилактические, восстановительно-реабилитационные,
транспортные.
Условия оказания медицинской помощи определяются строительными нормами и правилами (СНИП),
санитарными правилами и гигиеническими нормативами, требованиями к оснащению медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, необходимыми для выполнения манипуляций и процедур.
Слайд 61Полномочия органов власти в вопросах охраны здоровья.
Итак, вопросы охраны здоровья
граждан решаются на различных уровнях власти.
На федеральном уровне осуществляется
законотворческая деятельность, формирование бюджета, установление структуры органов управления государственной системой здравоохранения, организация СЭС, решение вопросов стандартизации качества медицинской помощи и ее контроля, утверждается базовая программа ОМС, определяется порядок лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности.
Действуют целевые федеральные базовые программы, система материальных гарантий которых предусмотрена федеральным законодательством.
Слайд 62На уровне республик решаются вопросы контроля за соблюдением федерального законодательства,
осуществляется законодательная инициатива, решаются вопросы, не относящиеся к ведению РФ.
В
компетенцию органов местного самоуправления, кроме контроля за соблюдением законов, входит формирование сети муниципальных учреждений и определение характера и объема их деятельности, создание условий для развития частной системы здравоохранения. Организация ПМСП и других видов медико-социальной помощи населению, обеспечение их доступности, контроль за соблюдением стандартов ее качества.