Слайд 1Стратегический маркетинг
Разумова С.В.
2. Управление стратегическим маркетингом
Слайд 2Вопросы
Стратегическое маркетинговое планирование
Проблемы построения систем стратегического маркетингового планирования
Организация стратегического маркетинга
Координация
и взаимодействие в сфере стратегического маркетинга
Стратегический маркетинговый контроль
Слайд 32.1. Стратегическое маркетинговое планирование
План маркетинга составляется
Для помощи в определении конкурентного
преимущества
Для создания благоприятных отличий компании от его конкурента
Для обеспечения эффективных
взаимосвязей с клиентами
Для получения ресурсов и поддержки высшего руководства
Для информирования сотрудников функциональных подразделений о приоритетных направлениях развития
Для увеличения адаптации к требованиям среды
Для пересмотра и оптимизации бизнес-портфеля
Для определения целей и стратегий
Слайд 4Процесс маркетингового планирования по М. МакДональду
1. Миссия и цели корпорации
2.
Цели бизнес-подразделений
3. Аудит маркетинга
4. SWOT анализ
5. Предположения и допущения
6. Цели
и стратегия маркетинга
7. Оценка ожидаемых результатов
8. Определение альтернативных планов и возможных комбинаций
9. Разработка бюджетов
10. Детальная программа осуществления плана на первый год
Оценка и контроль
Слайд 5Единый процесс маркетингового планирования
Стратегический маркетинг – процесс анализа
разработка миссии и
целей предприятия, бизнес-подразделения;
определение целевых рынков и анализ рыночных возможностей;
разработка конкурентных
стратегий для целевых рынков;
формирование целей и стратегий маркетинга по целевым рынкам;
разработка стратегий сегментации целевых рынков;
подготовка концепций позиционирования по целевым сегментам;
подготовка стратегических решений по элементам комплекса маркетинга;
прогнозная оценка результатов.
Оперативный маркетинг – активный процесс
постановка тактических маркетинговых целей;
планирование детальных маркетинговых мероприятий по целевым сегментам на текущий год;
разработка бюджета маркетинговых мероприятий;
реализация запланированных мероприятий;
контроль достигнутых результатов.
Слайд 6Понятие миссии компании
Виды миссий
Миссия - предназначение
Миссия - ориентация
Миссия - политика
Три
формулировки миссии
«Материнская» формулировка
Реальная формулировка
Формулировка задачи
Слайд 7Миссия содержит
Целевые ориентиры предприятия, отражающие то, на решение каких задач
направлена ее деятельность, и то, к чему стремится организация в
своей долгосрочной перспективе
Сфера деятельности предприятия, отражающая то, какой продукт она предлагает покупателям и то, на каком рынке осуществляет реализацию своей продукции (клиенты, продукты, размещение)
Философия предприятия, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в ней
Возможности и способы осуществления деятельности предприятия, то, в чем состоит ее сила или основные компетенции
Слайд 8
Наши ценности – мы верим в то, что …
Наши главные
цели и намерения – мы достигнем …
Наша сфера деятельности –
мы работаем для (кого?, где?) и производим (что?)
Наши отличительные преимущества - мы умеем лучше других …, нас отличает …
Наше предназначение – мы существуем ради…, для…
Наши ресурсы и силы – в своей работе мы полагаемся на …
Слайд 9Направления, по которым устанавливаются стратегические цели
Прибыльность
Положение на рынке
Разработка и обновление
продукции
Финансовое положение
Работа с покупателями
Работа с общественностью
Мощности предприятия
Слайд 10Примерная формулировка стратегических маркетинговых целей
увеличение доли рынка;
более высокое и надежное
положение в отрасли;
повышение качества продукции;
снижение издержек производства по сравнению с
основными конкурентами;
расширение и улучшение ассортимента продукции;
повышение репутации компании среди клиентов;
улучшение обслуживания клиентов;
повышение конкурентоспособности на международных рынках;
увеличение возможностей роста;
полное удовлетворение запросов клиентов.
Слайд 11Указанные цели необходимо уточнить согласно принципу SMART
Специфичные для организации, подразделения,
сотрудника
Измеримые
Достижимые и реалистичные
Ориентированные на результат, а не на усилия
Ориентированные
на определенный период времени
Слайд 12Разновидности целей предприятия
Цели развития;
Цели стабилизации;
Экономические (достигнуть определенного уровня прибыли);
Количественные (увеличить
объем продаж на 10 %);
Качественные (внести коррективы в технологический процесс);
«Эгоистические»
(повышение престижа и улучшение имиджа предприятия);
Социальные (улучшение социальных условий служащих);
Экологические (устранение ущерба окружающей среде).
Слайд 13Основные цели предприятия, ориентированного
На рост:
Повышение общего объема продаж
Увеличение доли предприятия
на существующих рынках
Освоение новых рынков
На укрепление положения, стабилизацию:
Увеличение роста
чистого дохода
Повышение качества продукции
Увеличение доли сервисных и сопутствующих услуг
Слайд 142.2. Проблемы построения систем стратегического маркетингового планирования
недостаточная поддержка со стороны
генерального директора и высшего руководства;
отсутствие плана процесса планирования;
отсутствие
поддержки со стороны менеджеров среднего звена;
путаница в терминах планирования;
увлечение цифровым материалом;
слишком подробное и чересчур долгосрочное планирование;
превращение маркетингового планирования в ежегодный ритуал;
разделение оперативного и стратегического планирования;
поручение планирования менеджерам по планированию;
неудачная интеграция планирования маркетинга в общую систему корпоративного планирования
Слайд 15Зависимость степени формализации процедур планирования от размера компании и уровня
диверсификации
Слайд 162.3. Организация стратегического маркетинга
Структура управления с разграничением функций сбыта и
маркетинга
Слайд 17Структура управления с ведущей ролью маркетинга
Слайд 18К функциям директора по маркетингу, могут относиться:
разработка и реализация долгосрочной,
среднесрочной, краткосрочной стратегии поведения на рынке, координация и контроль оперативных
мероприятий по маркетингу;
планирование и контроль сбытовой политики подразделения;
планирование и контроль маркетинговых коммуникаций;
планирование и контроль ценовой политики подразделения;
организация и контроль заключения договоров на куплю-продажу, поставку товара.
Слайд 19В функции управляющего службой маркетинга входит:
разработка и реализация долгосрочной, среднесрочной,
краткосрочной стратегии поведения на рынке, планирование и проведение оперативных мероприятий
по маркетингу;
планирование и контроль сбытовой политики по отдельным товарам, маркам, регионам, сегментам;
планирование и контроль маркетинговых коммуникаций по отдельным товарам, маркам, регионам, сегментам;
планирование и контроль ценовой политики по отдельным товарам, маркам, регионам, сегментам.
Слайд 20Принципы организации стратегического маркетинга
принципы снятия барьеров восприятия, навыков и знаний:
понимание
высшим менеджментом концепции стратегического маркетинга и необходимости ее использования в
деятельности предприятия;
разъяснение стратегических целей и задач менеджерам среднего звена;
использование специальных обучающих программ, направленных на понимание маркетинговой терминологии, процесса стратегического маркетинга;
расстановка приоритетов значимости информации в пользу ключевой;
достижение высокого уровня осведомленности ключевых менеджеров о стратегических задачах, стоящих перед предприятием;
достижение логичности и последовательности при реализации стратегического маркетинга, направленных на простоту понимания и одобрение процессов со стороны сотрудников;
готовность к освоению новых методов, подходов к разработке и внедрению маркетинговых стратегий.
Слайд 21Принципы, связанные с нехваткой ресурсов, времени, информации
справедливое распределение ресурсов
с учетом важности поставленных стратегических задач, запланированных маркетинговых программ по
товарам, рынкам, сегментам;
установление обоснованных сроков по разработке и реализации маркетинговых стратегий;
равномерность выполнения задач стратегического маркетинга, избавление от «горячей поры»;
стремление к получению точной информации;
подготовка маркетинговых стратегий на основе сопоставления внешних маркетинговых возможностей и способностей предприятия;
использование единых масштабов времени для стратегических маркетинговых, финансовых, производственных и планов по сбыту;
четкий инструктаж сотрудников об их роли, обязанностях, задачах в подготовке и реализации маркетинговых стратегий;
использование современных методов сбора информации с подключением маркетинговых исследований.
Слайд 22Принципы, призванные бороться с барьерами систем и порядка
сбалансированность и
согласованность долгосрочных и краткосрочных маркетинговых целей;
анализ причин предыдущих успехов
или неудач;
сосредоточенность на важных рыночных возможностях;
сбалансированность цифровой и пояснительной информации;
предоставление большей компетентности и власти сторонникам реализации стратегического маркетинга;
стремление к усовершенствованию подходов стратегического маркетинга на предприятии.
Слайд 23Принципы формирования организационной культуры
ориентация руководителей предприятия на стратегический маркетинговый план
при принятии стратегических решений;
формирование уверенности менеджеров среднего звена в
полезности стратегического маркетинга и стратегического маркетингового плана;
стремление к стилю управления, способствующему стабильности использования концепции стратегического маркетинга;
создание систем стимулирования за участие в создании и реализации успешных маркетинговых стратегий;
руководство принципами стратегического маркетинга на всех уровнях управления предприятием;
рассмотрение разработки маркетинговых стратегий в качестве приоритетных в деятельности предприятия;
следование высшего руководства намеченным в стратегическом маркетинговом плане задачам.
Слайд 24Принципы формирования поведения сотрудников
проявление активного интереса руководства компании к
процессу стратегического маркетинга;
осознание сотрудниками своей роли в разработке и
реализации маркетинговых стратегий;
избежание разработки маркетинговых стратегий одним специалистом, обеспечение ценного вклада других сотрудников;
ориентация сотрудников всех подразделений на получение и предоставление информации, необходимой для разработки маркетинговых стратегий и контроля за их реализацией;
организация эффективного контроля за реализацией маркетинговых стратегий, их роли в достижении корпоративных стратегических целей.
Слайд 252.4. Координация и взаимодействие в сфере стратегического маркетинга
Типы взаимодействия внешних
и внутренних клиентов компании
Синергия
Отчужденность
Принуждение
Внутренняя эйфория
Слайд 27Элементы внутреннего маркетинга
товар, который необходимо «продать» — это ценности, отношения
и модели поведения, необходимые для эффективной реализации маркетингового плана
цена
— это затраты, возникающие, когда сотрудники включаются в реализацию маркетинговых планов
коммуникации — средства коммуникации и сообщения, используемые для информирования и убеждения, воздействия на отношения со стороны сотрудников
распределение — в программе мероприятий маркетинга касаются физических и социально-технических объектов, куда необходимо доставить продукт и связанные с ним коммуникации
Слайд 282.5. Стратегический маркетинговый контроль
Тестирование процесса разработки маркетинговых стратегий
Тестирование маркетинговых стратегий
Тестирование
результатов внедрения маркетинговых стратегий (аудит маркетинга)
Слайд 29Тестирование процесса разработки маркетинговых стратегий
проявляет ли руководство компании активный интерес
к разработке стратегии маркетинга?
используют ли руководители компании стратегию маркетинга как
основу для принятия ключевых маркетинговых решений?
выделяется ли достаточное количество ресурсов для обеспечения процесса разработки стратегий маркетинга?
объясняется ли необходимость и важность разработки маркетинговых стратегий сотрудникам компании?
достаточно ли информации для разработки маркетинговых стратегий?
используется ли ключевая информация в подготовке маркетинговых стратегий?
проверяется ли достоверность информации?
четко ли сотрудники понимают свою роль в разработке маркетинговых стратегий?
обладают ли сотрудники необходимыми знаниями и навыками?
достаточно ли времени выделяется на разработку маркетинговых стратегий?
не носит ли эта разработка лишь формальный характер?
насколько предусмотрено участие сотрудников различных подразделений в разработке маркетинговых стратегий?
проанализированы ли причины прежних успехов и неудач?
Слайд 30Тестирование маркетинговых стратегий
четко ли сформулированы цели маркетинга по отдельным товарам,
рынкам, сегментам?
пересекаются ли цели маркетинга со стратегическими целями предприятия?
дано
ли в плане маркетинга исчерпывающее описание текущей ситуации по элементам: макроокружение; микроокружение?
проанализированы ли результаты текущей деятельности предприятия по показателям: продаж по сегментам и товарам, рыночных долей, эффективности реализации элементов комплекса маркетинга, операций и ресурсов?
выделены ли результаты анализа в виде SWOT? Названы ли основные возможности и угрозы внешней среды, а также сильные и слабые стороны внутренней среды?
имеется ли описание целевых рынков, сегментов с оценкой их привлекательности?
дана ли характеристика конкурентной позиции предприятия на выделенных целевых рынках и сегментах?
разработаны ли модели позиционирования, учитывающие особенности целевых сегментов и компетенции предприятия?
дан ли подробный план мероприятий по всем элементам комплекса маркетинга, призванный поддержать выбранные способы позиционирования?
составлены ли альтернативные планы поведения предприятия с учетом непредвиденных событий или возможных событий?
сформирован ли бюджет на реализацию маркетинговых мероприятий?
точно ли определены сроки и планируемые результаты маркетинговых мероприятий?
предусмотрен ли итоговый контроль результатов после выполнения плана?
Слайд 31Тестирование результатов внедрения маркетинговых стратегий
Оценка внутренней среды
Оценка внешней среды