Слайд 1Познание как предмет философского анализа
1. Познания как предмет философского анализа.
Проблема субъекта и объекта познания.
2. Структура познавательного процесса.
3. Проблема истины
в философии.
Слайд 2Гносеология
Гносеология – раздел философии, в рамках которого осуществляется исследование проблемы
познания.
Основные проблемы гносеологии:
- проблема познаваемости мира;
- проблема соотношения субъекта
и объекта познания;
- проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания;
- проблема истины и ее критериев.
Слайд 3Понятие познания
Познание – это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека,
направленной на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний.
Слайд 4Проблема познаваемости мира
Гносеологический оптимизм
Гносеологический пессимизм
Слайд 5Гносеологический оптимизм
Признается принципиальная познаваемость мира, наличие у человека необходимых и
достаточных для этого способностей и средств.
Утверждается, что полученные в процессе
познания знания адекватно отображают свойства объектов внешнего мира.
Слайд 6Гносеологический пессимизм
Скептицизм - Идея относительности знаний о мире, сомнение в
возможности получения абсолютно достоверного знания. Мир, скорее всего, не познаваем,
чем познаваем.
Критицизм - Познавательные возможности человека носят ограниченный характер. С целью контроля необходимо устанавливать границы или пределы познающему разуму, выйдя за которые тот не способен производить достоверные знания.
Агностицизм - Идея невозможности познания мира в его объективных характеристиках. Мир, каким он является на самом деле, не познаваем.
Слайд 7Проблема соотношения субъекта и объекта познания
Субъект познания – это наделенный
сознанием и познавательными способностями человек, осуществляющий процесс познания.
Объект познания -
это фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.
Познание - выступает как особое отношение между субъектом и объектом. В гносеологии рассматривается вопрос: Каков характер этого отношения?
Слайд 8Проблема субъекта и объекта познания в классической философии
Объектный подход
Субъектный подход
Слайд 9Объектный подход (философия 17-18 вв.)
Главная роль в процессе познания отводится
объекту, а само познание понимается как процесс отражения объекта в
сознании субъекта.
Под субъектом познания подразумевается отдельный человек как биологический индивид, познавательные способности которого имеют естественное происхождение.
Объект познания активно воздействует на субъект и вызывает в нем чувственные образы. Эти чувственные данные обрабатываются, анализируются субъектом с помощью разума – таким образом обнаруживается сущность вещи, законы ее бытия.
Слайд 10Субъектный подход (немецкая классическая философия)
Главная роль в процессе познания
отводится субъекту, а само познание выступает как процесс конструирования объекта
в сознании субъекта.
Объект познания является результатом творческой активно-конструктивной деятельности сознания субъекта; характеристики познаваемого объекта зависят от способов познания.
Субъект познания – это не биологический индивид, а чистый разум, обусловленный априорными формами чувственности и рассудка, которые только и делают возможным сам процесс познания.
Слайд 11Проблема субъекта и объекта познания в неклассической философии
Деятельностный подход.
Его
основные принципы:
- Определяющим моментом в отношении субъекта и объекта выступает
творческая активная деятельность человека, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности.
- Субъект познания всегда социально обусловлен. Любой человек, познающий мир, является частью какой-либо социальной общности.
- Познавательная деятельность субъекта направляется и организуется под влиянием индивидуальных и общественных потребностей, интересов, целей, мировоззрения, в рамках которых действует субъект.
- Все компоненты познавательного отношения (субъект, его деятельность, объект) динамичны, изменяются с развитием общества.
Слайд 12Структура познавательного процесса.
Уровни познания.
Чувственное познание:
осуществляется при помощи органов чувств человека
в наглядно-образной форме;
направлено на предметы, непосредственно данные в повседневном опыте;
отражает признаки предметов в их случайном проявлении.
Рациональное познание:
осуществляется при помощи абстрактного мышления в понятийной форме;
направлено на предметы, которые не всегда даны в повседневном опыте;
направлено на выявление внутренней структуры объекта, его связей и механизмов изменения.
Слайд 13Формы чувственного познания
Ощущение – это отражение отдельных свойств, сторон, качеств
предметов и явлений материального мира, в процессе непосредственного воздействия этого
предмета на органы чувств.
Восприятие – это отражение предмета целостно в комплексе всех его свойств. Восприятие – это синтез разнообразных ощущений.
Представление – это чувственный образ ранее воспринятого предмета, который содержится в сознании благодаря памяти.
Слайд 14Формы рационального познания
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются
существенные признаки предмета или группы предметов, которые фиксируются языковыми средствами
при помощи определений.
Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно какого-либо предмета.
Умозаключение – это форма мышления, в которой на основе нескольких суждений, называемых посылками, делается заключение, содержащее новое знание.
Слайд 15Взаимосвязь чувственного и рационального познания
Чувственное и рациональное – это два
элемента единого процесса познания, взаимодополняющие друг друга. Связь чувственного и
рационального имеет характер взаимообусловленности.
Рациональное формируется на основе чувственного, зависит от него.
Чувственное предопределено рациональным, зависит от языковых конструкций, структур социальной практики, норм и ценностей, принятых обществом на той или иной стадии его развития.
Слайд 16Иррациональное познание
Под иррациональным познанием понимается способность постижения истины путем прямого
ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств, когда отдельные звенья
процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается только итог мысли – истина.
Выражением иррационального познания является интуиция - явление внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата при неосознанности путей, ведущих к этому результату.
Слайд 17Творчество
Высшей формой познания является творчество.
Творчество — это процесс человеческой деятельности,
направленный на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.
Слайд 18Проблема истины в философии
Основным вопросом теории познания является вопрос о
том, как относятся наши знания к объективному миру. В этом
вопросе – суть проблемы истины.
Слайд 19Проблема истины в классической философии
В классической философии была разработана и
получила утверждение классическая концепция истины. Впервые она была сформулирована Аристотелем.
Ее
сущность:
Истина – соответствие наших знаний действительности, т.е. более или менее полное совпадение знаний о вещах с самими вещами.
Слайд 20Проблема истины в неклассической философии
Развитие философии и науки в 19-20
вв. привело к критическому переосмыслению постулатов классической концепции истины.
Выяснилось, что:
- объекты реальности не существуют независимо от познающего субъекта, они всегда обусловлены уровнем его знаний, чувственного восприятия и абстрактного мышления;
- соответствие знаний реальности не является простым и однозначным копированием реальности;
- некоторый критерий истины должен быть в свою очередь доказан на основе другого критерия.
Слайд 21Проблема истины в неклассической философии
Преодоление недостатков классической концепции истины осуществлялось
в двух направлениях:
совершенствование этой концепции посредством решения ее проблем;
разработка альтернативных концепций истины.
Слайд 22Подходы в неклассической философии, опирающиеся на классическую концепцию истины
Диалектико-материалистическая
Семантическая
Слайд 23Диалектико-материалистическая концепция истины
Разработана в рамках марксизма.
Основные положения:
истина всегда носит объективный
характер (включает в себя содержание, не зависящее от человека и
человечества);
процесс познания – это процесс восхождения от истин относительных к абсолютной истине (от неполного и приблизительного до полного и исчерпывающего знания об объекте);
истина всегда конкретна (свойство истины, основанное на знании реальных связей и закономерностей объекта, учете условий, места, времени, в которых сформулированы истины);
единственным надежным и объективным критерием определения истины является практика.
Слайд 24Диалектико-материалистическая концепция истины
Практика - общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на
познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей,
необходимых для функционирования общества.
Виды практики: материальное производство, социально-политическая деятельность, научный эксперимент.
Слайд 25Семантическая концепция истины
Разработана в рамках неопозитивизма. Основной представитель – польский
логик, математик и философ первой половины 20 в. А.Тарский.
Основные положения:
истина
должна соответствовать требованию материальной адекватности (знанию должен соответствовать реально существующий объект);
истина должна соответствовать требованию формальной непротиворечивости (знание должно соответствовать правилам формальной логики).
Слайд 26Подходы в неклассической философии, альтернативные классической концепции истины
прагматическая концепция: истинными
являются только такие знания, которые являются полезными для человека и
эффективными в качестве средства познания (Ч.Пирс, П. Бриджмен);
конвенциональная концепция: истина понимается как соглашение между членами научного сообщества, которое определяется свободным выбором научно-методологического аппарата (К.Айдукевич, А.Пуанкаре);
когерентная концепция: истина понимается как знание логически непротиворечивое (Р.Карнап, О.Нейрат).
Слайд 27Основные формы познавательной деятельности
Духовно-практическая форма:
воплощается в обыденном познании или здравом
смысле;
- характерны нечеткая выделенность предмета и средств познавательных действий, ситуативность,
целевая подчиненность, наглядная образность.
Духовно-теоретическая форма:
воплощается в научном, философском, религиозном, политическом, правовом познании;
- характерны четкая выделенность предмета и средств познавательных действий, использование абстрактных понятий, направленность на постижение сущности объектов.