Слайд 1Лекция: Теория предприятия (фирмы)
1.Организационные формы бизнеса
2. Природа фирмы (альтернативные взгляды)
Слайд 2Литература
1. Экономическая теория: Учебник / под ред. Камаева – М.:
Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002 с.230-261
2. Микроэкономика. Теория и российская
практика: Учебник / кол. авт.под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова Финансовая академия при Правительстве РФ – М.: КНОРУС, 2006 с.507-542
Слайд 3Организационные формы бизнеса.
Все организации (юр.лица) делятся на две группы:
- Коммерческие
(цель деятельности – извлечение прибыли);
- Некоммерческие (не ставят цель получения
прибыли)
Слайд 4Формы бизнеса коммерческих предприятий:
Индивидуальные владения (индивидуальные предприятия – сфера малого
бизнеса)
Партнерства (товарищества) – сфера среднего бизнеса
Корпорации (акционерные общества) – сфера
крупного бизнеса
Слайд 5Типы предприятий
(экономическая классификация, положенная в основу организационно-правовых форм предприятий)
1.
Сфера малого бизнеса:
Индивидуальные предприятия (ИП) в форме:
1. Индивидуальная трудовая деятельность
(ИТД) – основана на собственном труде владельца;
2. Индивидуальные частные предприятия (ИЧП)- используют и наемный труд.
Слайд 62. Сфера среднего бизнеса
Партнерство (товарищество)
- Полное товарищество
- Товарищество с ограниченной
ответственностью (ООО)
- Смешенное товарищество
Слайд 73. Сфера крупного бизнеса - корпорации
Акционерное общество (АО) – виды:
-
Закрытое акционерное общество (ЗАО)
- Открытое акционерное общество (ОАО)
Слайд 84. Государственные предприятия (естественные монополии, ВПК, убыточные производства и государственные
корпорации):
- предприятия находящиеся в собственности государства – унитарные;
- предприятия находящиеся
под контролем государства, т.к. контрольный пакет акций принадлежит государству;
- государственные корпорации (в сфере ВПК, ЖКХ и др)
Слайд 9Предприятия малого бизнеса и их преимущества могут быть в форме
ИП и товарищества.
ИП – это небольшая фирма, владелец которой является
одновременно и ее главным служащим. По всем возникающим обязательствам владелец несет личную ответстсвенность
Слайд 10Положительные черты предприятия малого бизнеса:
- Быстрая организация (открыть, закрыть не
сложно)
- Упрощенный учет хозяйственной деятельности.
- Вся прибыль у хозяина
- Независимость
владельца (сам принимает все решения)
Слайд 11Недостаток ИП – имущественная ответственность распространяется на все имущество, включая
личное
Слайд 12Товарищества – форма организации среднего и даже крупного бизнеса, основана
на объединении паев (деньги, имущества) что дает право владельцу пая
на получение прибыли и право голоса на собрании
Слайд 13Полные товарищества основано на принципах полной солидарной ответственности. Участники отвечают
по обязательствам предприятия не только его имуществом, но и своим
личным имуществом
Слайд 14Товарищества с ограниченной ответственностью (ООО) – ответственность распространяется только на
капитал предприятия (рискуют только своим паем)
Слайд 15Крупный бизнес – это акционерные общества. Высокая их эффективность:
-
Экономия на масштабах;
- Снижение трансакционных издержек;
АО основано на объединении
капиталов участников предприятия
Слайд 16Организационные формы АО:
1. Закрытые акционерные общества (ЗАО)
2. Открытые акционерные общества
(ОАО)
Слайд 17Акция – свидетельство о вложении капитала
Акционер – владелец, получающий доход
(дивиденды) и участвующий в управлении
Преимущества АО:
возможность привлечения значительных финансовых ресурсов;
Теряют
только сумму вложений;
Используют профессиональных менеджеров;
Наемные управляющие (топ-менеджеры)
Слайд 18Недостатки АО:
Высокие затраты при организации и ликвидации;
Сложная организационная структура (бюрократизация);
Формальное
участие акционеров в управлении и контроле;
Наемные менеджеры могут управлять не
в интересах коллектива;
Прибыль АО дважды облагается налогом (прибыль, полученные дивиденды).
Слайд 19ЗАО – капитал распределяется среди замкнутого круга лиц (коллектив, учредители).
Продажа акций осуществляется только при согласовании (согласии) акционеров.
- затруднен свободный
приток капитала
+ гарантирует фирму от захвата со стороны скупки акций
Слайд 20ОАО – акции свободно продаются и покупаются. Управление АО основано
на разделении функций владения (акционеры) и управления (наемный менеджер):
1 уровень
– Собрание акционеров (высший орган управления). Разработка стратегии, выборы директора, утверждение годового отчета, Устава.
2 уровень – Совет директоров (наблюдательный совет). Контроль за исполнением.
3 уровень – Исполнительный орган (правление). Курирует все текущие вопросы через менеджеров.
Слайд 21Диверсификация – рассосредоточение капитала между различными объектами с целью снижения
экономических рисков.
Диверсификация производства, т.е. одновременное развитие многих несвязанных между собой
видов производства, с целью завоевания рынков сбыта продукции и снижение возможных рисков
Слайд 22Вопрос 2
Теория фирмы: традиционная теория – поведение фирмы определяется
ее желанием максимизировать прибыль.
Технологический подход к теории фирмы на основе
оптимального сочетания факторов производства (производственные функции) Q= f(KL)
Слайд 23Институционный подход объясняет феномен возникновения фирмы, ее развития и процесса
функционирования.
В этой теории ключевыми понятиями являются: институты, трансакционные идержки, опуртунистическое
поведение, ассиметричность информации, контракт
Слайд 24Американский экономист Ронольд Коуз в статье «Природа фирмы» (1937 г.)
центральное место уделил трансакционным издержкам.
Трансакционные издержки – это непроизводственные затраты
на подготовку, заключения и реализацию сделок (договоров)
Слайд 25Для заключения сделки фирме необходимо:
- выбрать партнера и получить информацию
о нем
- убедить в выгодности совершения сделки
- вести переговоры и
составить договор
- обеспечить гарантии выполнения сделки
Слайд 26Две формы организации хозяйственной деятельности:
- спонтанный характер
- иерархия
(подчинение руководителю, приказы руководителя обязательны к выполнению)
Фирма обеспечивает более
высокую эффективность по сравнению со стихийным порядком, т.е. более низкие трансакционные издержки
Слайд 27Если трансакционные издержки внутри фирмы ниже аналогичных рыночных издержек, то
фирма осуществляет проект (работу) самостоятельно
Например, автомобильная компания сама разрабатывает дизайн
машины или пользуется услугами со стороны?
Слайд 28Менеджериальная теория фирмы
Экономическое поведение фирмы определяет на собственник, а
менеджеры. Их цель увеличение объемов, доходов, повышение личного статуса, жалования.
Слайд 29Экономическая теория множественности целей:
Собственник – повышение рентабельности и дохода
от капитала.
Акционеры – получение высоких дивидендов.
Менеджер – социальный статус, карьера,
рост доходов.
Наемные работники – высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации и профессионализма