Слайд 1Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками
Выполнила
Мамиева З.А.
Слайд 2Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку
как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов
и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.
Слайд 3Развитие общения и его практическая реализация в процессе взаимодействия детей
между собой совершается поэтапно и зависит от организующих воздействий взрослого.
Выделяются три формы общения детей друг с другом на протяжении дошкольного возраста:
эмоционально-практическая (2-4-й годы жизни ребенка);
ситуативно-деловая (4-6 лет);
внеситуативно-деловая (6-7 лет).
Слайд 4Согласно концепции М.И.Лисиной, на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие
детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся стадий. На каждом
этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности. Одним из существенных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека.
Другое важное направление исследований связано с изучением межличностных отношений детей (Я.Л.Коломинский, А.Д.Кошелева, Т.А.Репина, Т.В.Сенько и др.). В рамках данного подхода выделяются социометрические исследования, направленные на выявление существующих в группе детей предпочтений. Было установлено, что в старших возрастных группах детского сада уже существует относительно устойчивая и дифференцированная система межличностных отношений.
С возрастом расширяется круг общения дошкольников со сверстниками, увеличивается его длительность, интенсивность, при этом в реальном взаимодействии детей выделяются популярные и непопулярные дети. Организованная взрослым совместная деятельность оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Самостоятельная же регуляция взаимодействия детей в естественных жизненных условиях наблюдается далеко не всегда.
Слайд 5В отечественной науке разработана концепция социально-исторической обусловленности игры (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом
в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста.
Специфика детской игры:
имеет замещающий характер по отношению к деятельности взрослых
служит средством, реализующим желание ребенка участвовать во «взрослой» жизни.
Подчеркивается, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты со взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности (Л.А.Венгер, Р.А.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, С.Л.Новоселова и др.).
Слайд 6Игры, способствующие организации общения дошкольников
Главная задача игр - привлечение внимания
ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям,
действиям и поступкам.
Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Слайд 7Игры:
1. Игры, формирующие внимание к сверстнику
«Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо» (дети
должны повторить действия или слова партнера). Подстраиваясь к другому и
уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.
2. Игры, формирующие способность к согласованности движений
Требуют ориентации на действия партнеров и подстройки к ним, большого внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.
3. Игры, способствующие погружению детей в общие для всех переживания
Как радостные, так и тревожные.
Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает и т.д.
Слайд 8
Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей
и, в частности, ее совместному характеру (Р.С.Буре, Г.Н.Година, М.В.Крулехт, Л.В.Куцакова,
А.Д.Шатова и др.).
Подчеркивается своеобразие детского труда:
малая объективная значимость его продуктов;
субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости.
Можно сделать вывод о возможности организации содержательного взаимодействия детей со сверстниками в процессе общего труда. Традиционная концепция ориентирует взрослого прежде всего на формирование нравственных, коллективистических качеств детей; современные исследователи большее внимание уделяют развитию детской индивидуальности, активного творческого начала в труде. Таким образом, признается важная роль совместных действий детей со сверстниками в процессе труда как для социального, так и для индивидуального развития личности ребенка.
Слайд 9Для организации общения дошкольников необходимо знать…
возрастные особенности общения детей
нормальный
ход развития общения со сверстниками
психологические причины различных проблем в отношениях
с другими детьми
Слайд 10Предполагаемые результаты.
В процессе игр дошкольники становятся все более внимательными друг
к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и
поддержать партнеров.
Заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре.
Слайд 11Возможные причины трудностей в общении:
ребенок стремится к сверстнику, но его
не принимают в игру;
ребенок стремится к сверстникам, и они играют
с ним, но их общение носит формальный характер;
ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;
ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.
Слайд 12Задача взрослых -
опираясь на особенности общения дошкольников со сверстниками,
управлять, корректировать общение детей в повседневной жизни и во всех
видах совместной деятельности.