Разделы презентаций


Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками

Содержание

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками
Выполнила
Мамиева З.А.

Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстникамиВыполнила Мамиева З.А.

Слайд 2Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку

как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов

и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и

Слайд 3Развитие общения и его практическая реализация в процессе взаимодействия детей

между собой совершается поэтапно и зависит от организующих воздействий взрослого.


Выделяются три формы общения детей друг с другом на протяжении дошкольного возраста:
эмоционально-практическая (2-4-й годы жизни ребенка);
ситуативно-деловая (4-6 лет);
внеситуативно-деловая (6-7 лет).
Развитие общения и его практическая реализация в процессе взаимодействия детей между собой совершается поэтапно и зависит от

Слайд 4Согласно концепции М.И.Лисиной, на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие

детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся стадий. На каждом

этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности. Одним из существенных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека.
Другое важное направление исследований связано с изучением межличностных отношений детей (Я.Л.Коломинский, А.Д.Кошелева, Т.А.Репина, Т.В.Сенько и др.). В рамках данного подхода выделяются социометрические исследования, направленные на выявление существующих в группе детей предпочтений. Было установлено, что в старших возрастных группах детского сада уже существует относительно устойчивая и дифференцированная система межличностных отношений.
С возрастом расширяется круг общения дошкольников со сверстниками, увеличивается его длительность, интенсивность, при этом в реальном взаимодействии детей выделяются популярные и непопулярные дети. Организованная взрослым совместная деятельность оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Самостоятельная же регуляция взаимодействия детей в естественных жизненных условиях наблюдается далеко не всегда.
Согласно концепции М.И.Лисиной, на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся

Слайд 5В отечественной науке разработана концепция социально-исторической обусловленности игры (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец,

А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом

в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста.
Специфика детской игры:
имеет замещающий характер по отношению к деятельности взрослых
служит средством, реализующим желание ребенка участвовать во «взрослой» жизни.
Подчеркивается, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты со взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности (Л.А.Венгер, Р.А.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, С.Л.Новоселова и др.).
В отечественной науке разработана концепция социально-исторической обусловленности игры (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Игра понимается как особое культурное

Слайд 6Игры, способствующие организации общения дошкольников
Главная задача игр - привлечение внимания

ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям,

действиям и поступкам.
Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Игры, способствующие организации общения дошкольниковГлавная задача игр - привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям:

Слайд 7Игры:
1. Игры, формирующие внимание к сверстнику
«Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо» (дети

должны повторить действия или слова партнера). Подстраиваясь к другому и

уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. 2. Игры, формирующие способность к согласованности движений
Требуют ориентации на действия партнеров и подстройки к ним, большого внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.
3. Игры, способствующие погружению детей в общие для всех переживания
Как радостные, так и тревожные.
Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает и т.д.


Игры:1. Игры, формирующие внимание к сверстнику«Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо» (дети должны повторить действия или слова партнера). Подстраиваясь

Слайд 8 Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей

и, в частности, ее совместному характеру (Р.С.Буре, Г.Н.Година, М.В.Крулехт, Л.В.Куцакова,

А.Д.Шатова и др.).

Подчеркивается своеобразие детского труда:
малая объективная значимость его продуктов;
субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости.
Можно сделать вывод о возможности организации содержательного взаимодействия детей со сверстниками в процессе общего труда. Традиционная концепция ориентирует взрослого прежде всего на формирование нравственных, коллективистических качеств детей; современные исследователи большее внимание уделяют развитию детской индивидуальности, активного творческого начала в труде. Таким образом, признается важная роль совместных действий детей со сверстниками в процессе труда как для социального, так и для индивидуального развития личности ребенка.

Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей и, в частности, ее совместному характеру

Слайд 9Для организации общения дошкольников необходимо знать…
возрастные особенности общения детей
нормальный

ход развития общения со сверстниками
психологические причины различных проблем в отношениях

с другими детьми
Для организации общения дошкольников необходимо знать…возрастные особенности общения детей нормальный ход развития общения со сверстникамипсихологические причины различных

Слайд 10Предполагаемые результаты.
В процессе игр дошкольники становятся все более внимательными друг

к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и

поддержать партнеров.
Заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре.

Предполагаемые результаты.В процессе игр дошкольники становятся все более внимательными друг к другу, замечают действия и настроения других,

Слайд 11Возможные причины трудностей в общении:
ребенок стремится к сверстнику, но его

не принимают в игру;
ребенок стремится к сверстникам, и они играют

с ним, но их общение носит формальный характер;
ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;
ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

Возможные причины трудностей в общении:ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру;ребенок стремится к сверстникам,

Слайд 12Задача взрослых -
опираясь на особенности общения дошкольников со сверстниками,

управлять, корректировать общение детей в повседневной жизни и во всех

видах совместной деятельности.
Задача взрослых - опираясь на особенности общения дошкольников со сверстниками, управлять, корректировать общение детей в повседневной жизни

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика