Слайд 1«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подготовил Лукьянова А. А.
Группа АС14
Проверил Зюзина И.
Слайд 2ОБРАЗ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Конец XIX — начало XX в. представляет собой
переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни
России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
Слайд 3Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских
культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура,
не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.
Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох.
Слайд 4ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Система образования в России включала три ступени: начальную
среднюю и высшую школу.
Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего,
в особенности технического, образования.
Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений
Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждении для взрослых — рабочие курсы
Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913— более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала.
Слайд 5НАУКА
На руб. XIX—XX вв. получили развитие новые области науки, в
том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847—1921) — основоположник современной гидро-
и аэродинамики.
К.Э. Циолковский (1857—1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот
Достижение П.Н. Лебедева заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.
И.П. Павлова (1849—1934) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский.
И. И. Мечников (1845—1916), стал Нобелевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским.
Слайд 6НАУКА
Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. В
философии получил широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия с ее
поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.
Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым (1853—1900).
Слайд 7НАУКА
Н.Е. Жуковский
К.Э. Циолковский
П.Н. Лебедев
И.П. Павлова
Слайд 8ЛИТЕРАТУРА
Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали
Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.М. Горький.
Одновременно в реализме
появились новые художественные качества (опосредованное отражение действительности). С этим связано распространение неоромантизма.
В конце XIX вв., когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство
Русская литература начала XX в., не создав большого романа, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой был символизм.
Слайд 9ЛИТЕРАТУРА
Л.Н. Толстой
А.П. Чехов
И.А. Бунин
А.М. Горький.
Слайд 10ТЕАТР И МУЗЫКА
Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX
в. Было открытие в Москве художественного театра (1898), основанного К.
С. Станиславским (1863—1938) (1858—1943).
Развитие лучших традиций музыкального театра связано в петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин (1873—1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Ни В.И. Немировичем-Данченко .В. Нежданова
В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова
Слайд 11ТЕАТР И МУЗЫКА
К. С. Станиславским
К. С. Станиславским
Московский художественный театра
Слайд 12АРХИТЕКТУРА
Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX— XX вв. произвела подлинный
переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали
сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новых строительных материалов позволило использовать конструктивные и художественные приемы стиля модерн!
Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям — национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному.
С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек наметились черты конструктивизма — стиля, который оформится в 20-е годы.
В неорусском стиле работали А.В. Щусев, В.М. Васнецов .
В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль — неоклассицизм.
Слайд 13АРХИТЕКТУРА
А.В. Щусев Мавзолей
А.В. Щусев
Ф. О. Шехтель.
Особняк А. И. Дерожинской
Ф. О. Шехтель
Слайд 14СКУЛЬПТУРА
Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной
системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направлениябыл
П.П. Трубецкой
По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве(1909) скульптора Н.А. Андреева
Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной
Импрессионизм мало затронул творчество С. Т. Коненкова
Слайд 15СКУЛЬПТУРА
Гоголю в Москве(1909) скульптора Н.А. Андреева
А.С. Голубкина
С. Т.
Коненков
Слайд 16ЖИВОПИСЬ
На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в
формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность
лишь косвенно.
Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни.
Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра.
Творчество М.В. Нестерова (1862—1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев
И.И. Левитан продолжая лирическое направление в пейзаже, явился создателем «концепционного пейзажа»
К.А. Коровин (1861—1939) — самый яркий представитель русского импрессионизма, первый среди русских художников сознательно опиравшийся на французских импрессионистов.
Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир — М. Врубель и В. Борисов-Мусатов.
Слайд 17ЖИВОПИСЬ
Творчество Н.К. Рериха (1874—1947) обращено к языческой славянской и скандинавской
древности.
Особенности пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн.
Ко
второму поколению «мирискусников» принадлежали Б.М. Кустодиев. (1878—1927), одареннейший автор ироничной стилизации народного лубка исповедовавшая эстетику неоклассицизма.
Московские участники выставок, противопоставив западничеству «Мира искусства» национальную тематику, а графическому стилизму — обращение к пленэру, учредили выставочное объединение «Союз русских художников» (1903—23). В недрах «Союза» развился русский вариант импрессионизма и оригинальный синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем.
Слайд 18ЖИВОПИСЬ
В 1907 г. в Москве возникло другое крупное художественное объединение
«Голубая роза», в которое вошли художники-символисты, последователи Борисова-Мусатова.
Художники объединения
«Бубновый валет» (1910—1916), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры — натюрморт — выдвигалось на первое место.
Овеществленное,«натюрмортное» начало вносилось и в традиционно психологический жанр — портрет. «Лирический кубизм» Р.Р. Фалька (1886— 1958) отличался своеобразным психологизмом, тонкой цвето-пластической гармонией.
Слайд 19ЖИВОПИСЬ
Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка
и народной игрушки, проявилась в творчестве М.Ф. Ларионова (1881—1964), одного
из организаторов «Бубнового валета» и его жены художницы Н.С. Гончаровой. Как народному наивному искусству, так и западному экспрессионизму близки фантастически-иррациональные полотна.
К 10-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга Ларионова «Лучизм»
Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку", незримыминитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества.Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценкиценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности.
Слайд 20ЖИВОПИСЬ
Новое искусство, прихотливое, загадочное ипротиворечивое, жаждало то философской глубины, то
мистических откровений,то познания необъятной Вселенной и тайн творчества.
Единство искусства
"серебряного века" — в сочетании старого и нового,уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг надруга, в переплетении традиционного и новаторского.
Объединяющим началом новых художественных течений "серебряного века" можно считать сверхпроблемы, которые одновременно были выдвинуты в разных видах искусств.
Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи определял лейтмотив свободы человеческого духа перед лицом Вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной— необъятной, зовущей, пугающей.
Художественное экспериментаторство в эпоху "серебряного века" открыло дорогуновым направлениям искусства XX столетия. Огромную роль в интеграциидостижений русской культуры в культуру мировую сыграли представителихудожественной интеллигенции Русского Зарубежья.